Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 22 декабря 2011 г. N 58/11-Р3
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_>
рассмотрев дело N 58/11-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г. Смоленске, ул. Рыленкова, на трамвайной остановке "ул. Петра Алексеева" путем раздачи рекламных листовок, содержащих информацию о проводимой в сети магазинов "Тринити" акции "Приходите в гости. Подарок + чашка кофе каждому покупателю",
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя С***, установила:
в результате контроля за соблюдением законодательства о рекламе при распространении рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 03.11.2011 было выявлено, что в г. Смоленске, ул. Рыленкова, на трамвайной остановке "ул. Петра Алексеева", распространялись, путем раздачи, рекламные листовки, в которых содержалась информация следующего содержания: "ТРИНИТИ ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА
ул. П. Алексеева, 2/37(кондитерская "Бисквит"), ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ
Колхозная пл., 2, ТЦ "НИВА", 3 этаж
АКЦИЯ Приходите в гости! Подарок+чашка кофе каждому покупателю
Предложение действует до 1 декабря".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"): "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые продаются в магазинах "Тринити" и проводимой акции "Приходите в гости. Подарок + чашка кофе каждому покупателю".
Так как в тексте распространяемой рекламы указана информация о проведении стимулирующего мероприятия - акции "Приходите в гости. Подарок + чашка кофе каждому покупателю", то содержание размещаемой рекламы должно соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), согласно которой: "В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения".
Информация об организаторе акции необходима как сведения о лице, которое несет ответственность перед участниками мероприятия за исполнение своих обязательств. Непредставление информации о всех правилах проводимой акции ограничивает права возможных участников, не позволяет правильно оценить свои возможности участия в стимулирующем мероприятии. Кроме того, указание определенного числа подарков в акции служит гарантией того, что не менее заявленного количества их можно будет потребовать от организатора в случае возникновения равноправных претендентов на их получение, поэтому статьей 9 Закона "О рекламе" прямо предусмотрено обеспечение потребителей рекламы информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
В тексте указанной рекламы не указан источник информации об организаторе акции, о всех правилах её проведения, количестве подарков, что является нарушением требований пункта 2 статьи 9 Закона "О рекламе".
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено: "Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы".
В распространяемых рекламных листовках отсутствует часть существенной информации об источнике информации, где можно получить сведения об организаторе проводимой акции "Приходите в гости подарок + чашка кофе каждому покупателю" и количестве подарков, что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы и является нарушением требований части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Учитывая вышеизложенное, в распространяемых рекламных листовках содержатся нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 статьи 9 Закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и статьёй 9 Закона "О рекламе", на основании части 6 статьи 38 данного Закона, несет рекламодатель. За нарушение требований, установленных статьёй 9 Закона "О рекламе", на основании части 7 статьи 38 данного Закона, ответственность несет рекламораспространитель. Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств".
Деятельность, в сети магазинов "Тринити" осуществляет индивидуальный предприниматель С***. Изготовление и размещение рекламных объявлений осуществлялось по непосредственному указанию индивидуального предпринимателя С*** Таким образом, индивидуальный предприниматель С*** является рекламодателем и рекламораспространителем.
На рассмотрении дела N 58/11-РЗ представитель индивидуального предпринимателя С*** пояснил, что нарушения Закона "О рекламе" допущены в связи с его неосведомленностью в сфере законодательства о рекламе. Он считает, что вся необходимая информация о проводимой акции представлена в самих рекламных листовках. Указанные нарушения законодательства о рекламе были устранены до рассмотрения дела по существу - листовки с ненадлежащей рекламой более не распространяются, были изготовлены новые листовки.
Комиссии были представлены новые рекламные листовки, изготовленные в соответствии с требованиями Закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей распространяемую путем раздачи в г. Смоленске, ул. Рыленкова, на трамвайной остановке "ул. Петра Алексеева" рекламу магазина "Тринити" и проводимой акции "Приходите в гости. Подарок + чашка кофе каждому покупателю", в которой отсутствуют сведения об источнике информации об организаторе проводимой акции "Приходите в гости. Подарок + чашка кофе каждому покупателю" и количестве подарков, что тем самым вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 статьи 9 Закона "О рекламе".
Не выдавать индивидуальному предпринимателю С*** предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с добровольным устранением указанных нарушений до рассмотрения дела по существу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 22 декабря 2011 г. N 58/11-Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016