Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/406 (опубликовано 27 декабря 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в олтсутствии представителей администрации сельского поселения "Село Вострецово" и ОАО "Теплоэнергосервис, рассмотрев дело N 8-01/406, возбужденное в отношении администрации сельского поселения "Село Вострецово" Охотского муниципального района" Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Администрацией сельского поселения "Село Вострецово" (далее - администрация) 20.07.2011 по договору аренды N22 ОАО "Теплоэнергосервис" (далее - общество) передано муниципальное имущество (котельная с тепловыми сетями протяженностью 2000,0 м. и оборудованием), расположенное по ул. Набережной, 4а, в селе Вострецово, для осуществления деятельности по тепло-, водоснабжению, водоотведению, на период с 01.09.2011 по 31.07.2012.
По результатам рассмотрения заявления администрации о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ОАО "Теплоэнергосервис" Хабаровским УФАС России 10.08.2011 принято решение об отказе в предоставлении преференции ОАО "Теплоэнергосервис" в связи с тем, что предоставление такой преференции приведет к недопущению или устранению конкуренции.
Заседание Комиссии Хабаровского УФАС России откладывалось до 23.11.2011. От ОАО "Теплоэнергосервис" 10.11.2011 поступило ходатайство N02514 о рассмотрении дела в отсутствие представителя. От администрации сельского поселения "Село Вострецово" поступило ходатайство от 10.11.2011 N1-28\491 о рассмотрении дела без их участия. Дело рассматривается в отсутствие сторон.
Из письменных пояснений администрации от 10.11.2011 N1-28\491, N1-28\490 следует, что передача муниципального имущества для осуществления деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению ОАО "Теплоэнергосервис" осуществлена в целях недопущения срыва отопительного сезона и нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку ООО "Вострецовское энергетическое хозяйство" и межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства ООО "Коммунальное хозяйство" необходимую подготовку объектов теплоснабжения и завоз топлива не осуществляли в связи с тяжелым финансовым положением. Администрация обязуется провести конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ОАО "Теплоэнергосервис" в письменном отзыве от 10.11.2011 N02514 сообщило, что договор заключен на срок менее одного года с целью подготовки объектов коммунальной инфраструктуры села Вострецово к отопительному сезону, также требовалось установить тарифы для предприятия на услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения, что возможно только при наличии заключенного договора. Основанием для заключения договора явилось решение, принятое 09.06.2011 на совещании при заместителе председателя правительства Хабаровского края Ю.И. Оноприенко, где обсуждался вопрос реконструкции и эксплуатации энергообъектов п. Охотск Охотского муниципального района.
Комиссия, рассмотрев имеющиеся в деле материалы, письменные доводы сторон, пришла к следующему выводу. Постановлением администрации сельского поселения "Село Вострецово" N29 от 25.08.2011 за ОАО "Теплоэнергосервис" с 01.09.2011 закреплены функции, в числе которых: выработка и транспортировка теплоэнергии для нужд предприятий и населения; водоснабжение горячей и холодной питьевой водой населения, организаций, учреждений и предприятий от автономных систем водоснабжения; ремонт и содержание котельных и тепловых сетей, систем водоснабжения и водоотведения; обеспечение населения приборами учета тепловой энергии и воды, их установка и обслуживание.
Администрацией с ОАО "Теплоэнергосервис" 20.07.2011 заключен договор аренды N22, согласно которому обществу передано муниципальное имущество в составе, указанном в приложении N1 к договору: котельная с тепловыми сетями протяженностью 2000, 0 м. и оборудованием, имущество расположено в селе Вострецово по ул. Набережной, 4а. Акт приема-передачи данного имущества подписан сторонами 20.07.2011.
В связи с отказом антимонопольного органа в даче согласия на предоставление преференции ОАО "Теплоэнергосервис" администрации сельского поселения надлежало передать указанное муниципальное имущество по результатам торгов, которые проведены не были.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 4 указанной статьи случаев.
Статьей 17.1. Закона о защите конкуренции не устанавливается исключительная возможность органов местного самоуправления заключать договоры, влекущие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без соблюдения установленных указанной статьей требований.
Также заключение администрацией указанного договора аренды с ОАО "Теплоэнергосервис" не относится к тем исключениям, которые установлены в частях 1 и 4 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции.
Заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества после 02.07.2008 (то есть после даты вступления в законную силу статьи 17.1 поименованного закона) возможно только по результатам торгов.
Передача муниципального имущества в пользование отдельному хозяйствующему субъекту без проведения торгов ведет к недопущению конкуренции за право обладания таким имуществом, создает такому хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении вышеуказанного имущества.
Учитывая изложенное, муниципальное имущество передано ОАО "Теплоэнергосервис" без соблюдения установленного законодательством порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия администрации сельского поселения "Село Вострецово" Охотского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в передаче ОАО "Теплоэнергосервис" для осуществления услуг по тепло-, водоснабжению и водотведению муниципального имущества в составе, указанном в приложении N1 к договору аренды N22 от 20.07.2011, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать, поскольку в данном случае расторжение договора аренды N22 от 20.07.2011 возможно лишь по соглашению сторон либо в судебном порядке.
3. Предложить администрации сельского поселения "Село Вострецово" Охотского муниципального района и ОАО "Теплоэнергосервис" рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды N22 от 20.07.2011 и изъятию\возврату муниципального имущества в казну муниципального образования, о чем в срок до "20" января 2012 сообщить в Хабаровское УФАС России с приложением подтверждающих документов.
4. В случае непредставления указанной информации либо отказа от совершения действий, указанных в пункте 3 настоящего решения, Хабаровскому УФАС России обратиться в арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании договора аренды N22 от 20.07.2011 недействительным.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/406 (опубликовано 27 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016