Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 13 декабря 2011 г. N 8028-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 8028-11/8 по признакам нарушения ООО НПК "Авитекс" (443086, г. Самара, ул. Лукачева, 48, ИНН 6316001724) пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей:
заявителя - дело возбуждено по собственной инициативе;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО НПК "Авитекс" (443086, г. Самара, ул. Лукачева, 48, ИНН 6316001724), представители по доверенности б/н от 01.12.2009 г. - _
заинтересованное лицо - ---
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
В газете "ВаБанкъ" N 42 (89) от 26.10.2011 г. на стр. 8 была выявлена реклама следующего содержания: "AVITEX группа компаний. С нами лучшие места. ВЫЛЕТ из САМАРЫ. Каникулы в жарких странах! ОАЭ, ЕГИПЕТ, ГОА, ИЗРАИЛЬ, ТАИЛАНД, ТУРЦИЯ. В ремя экскурсионных и лечебных туров! ЧЕХИЯ, ВЕНГРИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ Зимние каникулы уже в продаже! Горнолыжные курорты Европы ул. Лукачева, 48, т. (846) 27-09-777, www.avitex.ru", которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара; в которой отсутствуют сведения о получении лицензии или иного специального разрешения на проведение лечебных туров, что является нарушением законодательства РФ о рекламе.
Факт распространения указанной рекламы подтверждается соответствующими документами и материалами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
ООО НПК "Авитекс" является рекламодателем, размещенной рекламы, то есть лицом, определившим содержание рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:
1) договором N 1007 от 29.04.2011 г. на оказание услуг по размещению рекламы, заключенного между ООО "Телесемь-Самара" и ООО НПК "Авитекс", дополнительным соглашением N 1 к договору N 1007 от 29.04.2011 г.
2) графиком распространения вышеуказанной рекламы;
3) по телефону 27-09-777, указанном в данной рекламе, отвечают сотрудники ООО НПК "Авитекс".
Согласно письменным пояснениям ООО НПК "Авитекс" (вх.N 7977-з от 22.11.2011 г.), создавая рекламу, ООО НПК "Авитекс" вовсе не преследовало показать премущества рекламируемого товара. Формулируя данное предложение, мы обращали внимание на то, что каждый потребитель вправе выбрать оптимальный вариант отдыха в представляемых странах: Франции, Италии, Чехии, Австрии, Финляндии - котрый будет лучшим местом в мире именно для клиента, для его мировозрения и субъективной оценки окружающей среды. Значит, ООО НПК "Авитекс" не утверждает, что только в ее фирме можно приобрести лучшие места.
Проведение лечебных туров не требует получения специального разрешения или лицензии в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Данная деятельность не указана в рекламе как медицинская. Словосочетание "Лечебные туры" употребляется в Положении о лицензировании медицинской деятельности.
Более того, в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в РФ" понятие: "выезд в лечебно-оздоровительных целях" - является составной частью понятия "Туризм" (с.1 Закона), разновидностью туров.
Кроме того, из рекламы видно, что ООО НПК "Авитекс" не оказывает и не формирует данные туры самостоятельно, а является посредником в данном бизнесе. Лозунг: "Время экскурсионных и лечебных туров" не говорит о том, что ООО НПК "Авитекс" от своего имени оказывает услуги медицинского характера, а лишь акцентирует внимание на том, что наступило время таких туров.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что нарушение части 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" в рекламе со стороны ООО НПК "Авитекс" отсутствует.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
По смыслу указанной нормы не допускаются любые недостоверные сравнительные характеристики относительно любых свойств товаров.
Неопределенным кругом лиц реклама воспринимается целиком. В данном случае фраза "с нами лучшие места" была указана некорректно, так как ООО НПК "Авитекс" документально не подтвердило, что "с ООО НПК "Авитекс" лучшие места".
В процессе рассмотрения дела комиссией Самарского УФАС России было изучено лексическое значение слова "преимущество".
В соответствии с Большим толковым словарем русского языка: Под ред. С.А. Кузнецова. Сп-б. "НОРИНТ", 1998.
"преимущество" - качество, свойство, выгодно отличающее кого-, что-л, от других; перевес, превосходство над кем-л, чем-л.;
"лучший" - сравнительная и превосходная степень. Хороший; Самого хорошего качества, самого хорошего свойства.
Таким образом, под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей. Заявлением о преимуществах являются в том числе формулировки, содержащие прилагательные в превосходной степени: "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный", "главный" и им подобные, не подтвержденные документально.
Реклама с использованием фразы "с нами лучшие места" также распространялась ООО НПК "Авитекс" в газете "Комсомольская правда", журнале "Антенна-Телесемь. Самара", газете "Самарское обозрение", газете "Ва-Банк" Самарский выпуск на протяжении всего 2011 года, что подтверждается договорами на оказание услуг по размещению рекламы от 28.03.2011 г. N 154, от 28.02.2007 г. N 17, от 28.01.2011 г. N 23, от 29.04.2011 г. N 1007, дополнительными соглашениями к указанным договорам и актами выполненных работ от 30.11.2011 г N SAM0001275, от 28.09.2011 г. N Р0002905, от 26.09.2011 г. б/н, от 21.09.2011 г. N ВБ-05919, от 21.09.2011 г. N Р0002840, от 14.09.2011 г. N Р000277, от 07.09.2011 г. N Р0002641, от 24.08.2011 г N Р0002532, от 29.08.2011 г. б/н., от 29.08.2011 г. N SAM00001011, от 31.08.2011 г. N SAM00001040, от 31.08.2011 г. N ВБ-05326, от 17.08.2011 г. N Р0002410, от 10.08.2011 г. N Р0002399, от 03.08.2011 г. N ВБ-04675, от 03.08.2011 г. N Р0002275, от 29.07.2011 г. N SAM00000830, от 27.07.2011 г. N Р0002214, от 26.07.2011 г. б/н, от 20.07.2011 г. N ВБ-04278, от 20.07.2011 г. N Р0002152, от 13.07.2011 г. N Р0002052, от 06.07.2011 г. N ВБ-03881, от 06.07.2011 г. N Р0002016, от 08.06.2011 г. N Р0001716, от 15.06.2011 г. N ВБ-03296, от 15.06.2011 г. N Р0001776, от 01.06.2011 г. N Р0001595.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, указанная реклама содержит нарушения требований части пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО НПК "Авитекс" следующего содержания: "AVITEX группа компаний. С нами лучшие места. ВЫЛЕТ из САМАРЫ. Каникулы в жарких странах! ОАЭ, ЕГИПЕТ, ГОА, ИЗРАИЛЬ, ТАИЛАНД, ТУРЦИЯ. В ремя экскурсионных и лечебных туров! ЧЕХИЯ, ВЕНГРИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ Зимние каникулы уже в продаже! Горнолыжные курорты Европы ул. Лукачева, 48, т. (846) 27-09-777, www.avitex.ru", распространенную, в том числе в газете "ВаБанкъ" N 42 (89) от 26.10.2011 г., поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "НПК Авитекс" о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России Артамоновой О.Н. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
13 декабря 2011 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Шабанова М.А.
Члены Комиссии - Артамонова О.Н.
Корцова Е.В.
Корчагина А.С.
на основании своего решения от 13.12.2011 г. по делу N 8028-11/8 о признании ненадлежащей рекламы ООО НПК "Авитекс" (443086, г. Самара, ул. Лукачева, 48, ИНН 6316001724), которая содержит нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", предписывает:
1. ООО НПК "Авитекс" до 25 декабря 2011 г. с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы ООО НПК "Авитекс" следующего содержания: "AVITEX группа компаний. С нами лучшие места. ВЫЛЕТ из САМАРЫ. Каникулы в жарких странах! ОАЭ, ЕГИПЕТ, ГОА, ИЗРАИЛЬ, ТАИЛАНД, ТУРЦИЯ. В ремя экскурсионных и лечебных туров! ЧЕХИЯ, ВЕНГРИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ Зимние каникулы уже в продаже! Горнолыжные курорты Европы ул. Лукачева, 48, т. (846) 27-09-777, www.avitex.ru", в том числе в газете "ВаБанкъ" N 42 (89) от 26.10.2011 г. с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО НПК "Авитекс" до 27 декабря 2011 г. с момента прекращения представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Самарское УФАС России вправе в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 декабря 2011 г. N 8028-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016