Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/276 (опубликовано 6 декабря 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителя Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края, рассмотрев дело N 8-01/276, возбужденное в отношении Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Хабаровским УФАС России в ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при принятии органами местного самоуправления муниципальных правовых актов установлено, что Решением от 27.02.2008 N471 Собрания депутатов Амурского муниципального района утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору организаций, физических лиц, занимающихся оценочной деятельностью и привлекаемых для выполнения работ по рыночной оценке муниципального имущества Амурского муниципального района Хабаровского края, отдельные положения которого нарушают антимонопольное законодательство.
Приказом Хабаровского УФАС России от 12.11.2013 N793 возбуждено дело N8-01/276 по признакам нарушения Собранием депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представитель ответчика пояснил, что указанное положение о порядке проведения конкурса было разработано в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 29.09.2006 N303, которым утверждено Положение о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы, зарегистрированное в Минюсте РФ 31.10.2006 N8426. Конкурсы по отбору организаций, физических лиц, занимающихся оценочной деятельностью и привлекаемых для выполнения работ по рыночной оценке муниципального имущества Амурского муниципального района в соответствии с Положением N471 не проводились, нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности не допущено. Решением Собрания депутатов от 20.11.2013 N29 спорное решение от 27.02.2008 N471 признано утратившим силу.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав пояснения председателя Собрания депутатов, пришла к следующим выводам.
Положение о порядке проведения конкурса по отбору организаций, физических лиц, занимающихся оценочной деятельностью и привлекаемых для выполнения работ по рыночной оценке муниципального имущества Амурского муниципального района утверждено решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края 27.02.2008 N471.
Как следует из пункта 1.4 Положения, в конкурсе могут принять участие юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели):
обладающие опытом работы по оценке недвижимости не менее одного года;
имеющие в своем штате экспертов, обладающих соответствующим уровнем квалификации, необходимым для проведения работы по оценке недвижимости;
являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
имеющие договор обязательного страхования ответственности.
Условия участия в конкурсе установлены разделом 3 Положения. Для участия в конкурсе в соответствии с пунктом 3.1 Положения претенденты подают в комиссию соответствующие документы, в числе которых сведения о наличии у претендентов опыта оценки имущества (не менее одного года).
Согласно пункту 3.5. Положения претенденты не допускаются к участию в конкурсе, если:
- не отвечают требованиям, установленным пунктом 1.2. Положения,
- представлены не все документы, указанные в пункте 3.1 Положения.
Федеральным законом от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности" установлены правовые основы регулирования оценочной деятельности, при этом под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3).
Субъектом оценочной деятельности, как следует из статьи 4 указанного закона, признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного закона. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона об оценочной деятельности.
Как следует из статьи 15.1 названного закона, юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано, в частности, иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 Закона об оценочной деятельности.
В силу статьи 24 Закона об оценочной деятельности оценщик может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков, отвечающей требованиям поименованного закона. Для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо представляет:
- документ об образовании и (или) о квалификации, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
- справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Саморегулируемая организация оценщиков при приеме физических лиц в члены саморегулируемой организации оценщиков вправе предъявлять иные связанные с осуществлением оценщиком оценочной деятельности и не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам требования.
Лицо, в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям, установленным частями второй и третьей данной статьи, считается принятым в члены саморегулируемой организации оценщиков, и сведения о таком лице вносятся в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в течение трех дней со дня представления таким лицом договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным статьей 24.7 данного закона, и внесения установленных саморегулируемой организацией оценщиков взносов. Такому лицу в течение десяти дней со дня внесения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков выдается документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.
Приведенные нормы не ставят в зависимость возможность осуществления оценочной деятельности от наличия у оценщика какого-либо минимального опыта работы в данной сфере, в связи с чем установленное в подпункте 1 пункта 1.4. Положения о порядке проведения конкурса требование о необходимости обладания претендентом опытом работы по оценке недвижимого имущества является незаконным.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 указанной статьи).
Поскольку требование к участникам конкурса о наличии опыта работы по оценке недвижимого имущества не менее одного года, установленное Положением о порядке проведения конкурса, не предусмотрено законодательством, исключает возможность участия в конкурсе лиц, опыт работы которых менее установленного, ограничивает конкуренцию среди участников конкурса, подпункт 1 пункта 1.4. Положения противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ссылка представителя ответчика на то, что при принятии решения от 27.02.2008 N471 Собрание депутатов руководствовалось Положением, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.09.2006 N303, Комиссией отклоняется, поскольку данное Положение определяет порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы, и не регулирует отношения по отбору организаций, физических лиц (индивидуальных предпринимателей), занимающихся оценочной деятельностью и привлекаемых для выполнения работ по рыночной оценке муниципального имущества.
Поскольку решением Собрания депутатов Амурского муниципального района от 20.11.2013 N29 решение от 27.02.2008 N471 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору организаций, физических лиц, занимающихся оценочной деятельностью и привлекаемых для выполнения работ по рыночной оценке муниципального имущества Амурского муниципального района" признано утратившим силу, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать подпункт 1 пункта 1.4 Положения о порядке проведения конкурса по отбору организаций, физических лиц, занимающихся оценочной деятельностью и привлекаемых для выполнения работ по рыночной оценке муниципального имущества Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 27.02.2008 N 471, нарушающим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела N 8-01/276 прекратить, в связи с добровольным устранением Собранием депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/276 (опубликовано 6 декабря 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016