Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 13 июля 2015 г. N 1-00-1080/77-15
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Цеппелин. ФМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию внутренних инженерных систем, в том числе систем автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования Новых корпусов Института детской эндокринологии Федерального государственного бюджетного учреждения "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу: г. Москва, ЮЗАО, ул. Дмитрия Ульянова, д.11., к. 2 и к. 3 (реестровый N 31502372957) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в утверждении Конкурсной документации с нарушениями действующего законодательства, а именно в неправомерном включении медицинских систем в предмет Конкурса, а также в отсутствии в смете приборов канализации и сантехнического оборудования;
в отсутствии возможности ознакомиться с инженерными системами по предмету Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках.
20.05.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 08.07.2015 (в действующей редакции) дата окончания подачи заявок - 23.07.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 30.07.2015, дата подведения итогов - 30.07.2015.
1. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В ходе рассмотрения жалобы, в соответствии с письменными пояснениями Заказчика, Комиссией установлено, что Заявитель не подавал заявку на участие в Конкурсе, при этом обжалует положения Конкурсной документации.
Таким образом, Заявитель не мог обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Конкурса, так как не подавал заявку на участие в Конкурсе.
В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части утверждения Конкурсной документации с нарушениями действующего законодательства.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком устанавливаются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик в соответствии со своими потребностями формирует предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, а также формирует требования к качеству, техническим характеристикам данного товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Частью 3 Конкурсной документации утверждено Техническое задание на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию внутренних инженерных систем, в том числе систем автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования Новых корпусов Института детской эндокринологии Федерального государственного бюджетного учреждения "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации по адресу: г. Москва, ЮЗАО, ул. Дмитрия Ульянова, д.11., к. 2 и к. 3, согласно которому определены Технические требования к обслуживанию "инженерных" систем.
Согласно пояснениям Заказчика в ответе на запрос, опубликованном 09.06.2015 на Официальном сайте, словосочетание "медицинские системы" употреблено Заказчиком для обозначения системы специальной канализации исключительно с целью упрощения восприятия текста, поскольку в самом запросе указанные системы обозначены именно таким словосочетанием. При этом и система специальной канализации, и радиационно-защитное оборудование, и комплекс контроля активности жидких радиоактивных отходов в накопительных баках системы специальной канализации с учетом специфики деятельности Заказчика являются составной частью внутренних инженерных систем нового корпуса Института детской эндокринологии ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава РФ (далее - Институт). Так, функционирование радиационно-защитного оборудования для работы с радиофармпрепаратами (бокс двухсекционный защитный IRINA с системой вентиляции, шкаф вытяжной RNA, шкафы ламинарные EF-5 и EF-3) неразрывно связано с работой вытяжной системы вентиляции здания Института. Качество работы внешних вытяжных вентиляционных установок оказывает непосредственное влияние на параметры, важные для безопасной работы с радиофармпрепаратами, такие как разрежение в боксе, скорость входного потока воздуха в открытых проемах, скорость нисходящего ламинарного потока. В свою очередь, имеет место сопряжение данного оборудования с системой вентиляции: после фильтров вытяжных шкафов установлены датчики скорости выходного потока, выдающие сигналы в систему автоматизации и диспетчеризации. Таким образом, радиационно-защитные шкафы и бокс следует рассматривать как одну из подсистем вентиляции. Вытяжные шкафы и некоторые линии вентиляции оборудованы специальными фильтрами для улавливания радиоактивных веществ, и система радиационного контроля выдает данные о необходимости технического обслуживания инженерной системы (замена фильтров, внерегламентные работы на вытяжных установках и т. д.). Кроме того, радиационно-защитное оборудование имеет сопряжение с системой холодного и горячего водоснабжения. С учетом примененных проектных решений и конструктивных особенностей данного оборудования, управление запорной арматурой осуществляется не по месту установки оборудования, а в других смежных помещениях. Таким образом, в частности, в случае аварийной ситуации обслуживающему персоналу необходимо одновременно выполнить действия, связанные как с системой водоснабжения, так и с компонентами защитного оборудования. Система спецканализации и комплекс контроля активности ЖРО в накопительных баках связаны на уровне системы управления и диспетчеризации. Так, в комплекс радиационного контроля поступают сигналы от датчиков уровня жидкости в баках. Эти данные используются для расчета времени, необходимого для выдержки радиоактивных стоков. Данный расчетный параметр выдается системой радиационного контроля в систему управления спецканализации, и используется как один из критериев при управлении запорной арматурой на баках выдержки системы специальной канализации. Из изложенного следует, что Конкурсная документация и ответы на запросы о разъяснении Конкурсной документации позволяют сделать однозначный вывод, что радиационно-защитное оборудование и система специальной канализации являются неотъемлемой частью внутренних инженерных систем и коммуникаций здания Института и, соответственно, заключение отдельного договора на оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию указанной системы нецелесообразно.
Таким образом, предметом Конкурса является оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию внутренних инженерных систем.
В соответствии с пояснениями Заказчика в редакции 6 Конкурсной документации (от 08.07.2015) все трубопроводы спецканализации и сантехническое оборудование спецканализации из Технического задания и Локальной сметы исключены, поскольку обслуживание систем внутренней канализации осуществляется собственными силами Заказчика.
Таким образом, по причине обслуживания систем внутренней канализации собственными силами Заказчика из сметы исключены приборы канализации и сантехническое оборудование.
2. Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках определены обязательные требования к содержанию извещения о проведении закупки, а также документации о проведении закупки.
Вместе с тем, Законом о закупках не установлена обязанность Заказчика по установлению в конкурсной документации порядка ознакомления с предметом Конкурса.
Согласно Конкурсной документации возможность ознакомиться с предметом Конкурса отсутствует. Вместе с тем, Конкурсная документация содержит всю необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством, в том числе техническое задание с указанием наименования и описания объекта, условия договора.
Таким образом, жалоба Заявителя в части отсутствия возможности ознакомиться с инженерными системами по предмету Конкурса признается необоснованной.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частями 2, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части отсутствия возможности ознакомиться с инженерными системами по предмету Конкурса, в остальной части оставить жалобу без рассмотрения.
2. Снять ограничение на размещение торгов, наложенное письмом Московского УФАС России от 07.07.2015 N ИШ/26223.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2015 г. N 1-00-1080/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016