Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/51 (опубликовано 13 декабря 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <_> рассмотрев дело N 8-01/51, возбужденное в отношении Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по признакам нарушения статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Пунктом 2 решения Комиссии Хабаровского УФАС России от 29.01.2013 N7 в действиях уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края признано нарушение пункта 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Пунктом 4 указанного решения принято решение материалы дела передать в отдел контроля органов власти.
Служебной запиской отдела контроля за размещением заказов в отдел контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю передана жалоба ООО "Виролаб" на действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд заказчика.
Приказом Хабаровского УФАС России от 13.03.2013 N126 возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края антимонопольного законодательства, выразившегося в объединении в один лот видов работ (услуг), на выполнение которых требуются различные разрешительные документы.
В заседании Комиссии 12.04.2013 представитель Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела N8-01\51 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что в производстве арбитражного суда Хабаровского края находится дело по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по делу NА73-1222/2013, решение по которому будет иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела определением от 12.04.2013 приостановлено до вступления решения арбитражного суда Хабаровского края в законную силу.
Определением от 13.11.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 03.12.2013.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив материалы дела N8-01\51, пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований N0122200002512004414 размещено уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.12.2012. Заказчик - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края.
Предмет контракта (договора) - оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии".
Раздел IV "Техническая часть" аукционной документации содержит требования к качественным, техническим и иным характеристикам оказываемых услуг, наименование, объем оказываемых услуг и график проведения исследований (также содержащиеся в проекте договора), услуги подразделяются на:
1) микробиологические (бактериологические)
- исследования материала на стерильность, в том числе аптечных форм,
-клинического материала на кишечную группу инфекций,
-клинического материала на микрофлору (на 2 возбудителя),
-смывов на БГКП, золотистый стафиллококк и синегнойную палочку (УПФ), в том числе исследование смывов на контроль качества дезинфекции (ДВУ),
-бактериологический контроль дезкамер и автоклавов,
-исследование воздуха помещений,
-сухих аптечных форм на ОМЧ,
-исследование пищевых продуктов,
-на капельную группу инфекций (сотрудники на стафиллококк зев+нос),
и паразитологическое исследование методом обращения на я\г,
2) определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде,
3) определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Оказываемые услуг выставлены на аукцион единым лотом.
Начальная (максимальная) цена договора в сумме 1 116 912,27 руб. включает в себя стоимость услуг, все расходы, связанные с оказанием услуг, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с исполнителя в связи с исполнением договора.
Пунктом 14 информационной карты аукциона установлены требования к участникам размещения заказа - наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов 3 и 4 степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Вид выполняемых работ (оказываемых услуг): диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов 3 -4 групп патогенности.
Однако согласно аукционной документации, проекту договора на оказание услуг по определению пищевой и энергетической ценности в 1 блюде, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) исследование пищи и дезсредств на наличие или отсутствие ПБА не требуется.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (пункт 19), медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (пункт 46) подлежат лицензированию.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008 N4 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней", которые устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с указанными патогенными биологическими агентами, патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
Как следует из пункта 3.31. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила безопасности пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") в пищевых продуктах определяются показатели пищевой ценности, которые обосновываются изготовителем (разработчиком технических документов) на основе аналитических методов исследования и/или с использованием расчетного метода с учетом рецептуры пищевого продукта и данных по составу сырья.
Таким образом, к деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных не относится деятельность по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Химический анализ тех или иных объектов может проводить аккредитованная в установленном порядке лаборатория.
Лаборатория, имеющая лицензию на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-мидифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, и необходимый набор материально-технических средств, может проводить химический анализ как пищи, так и иных веществ, однако не любая лаборатория может осуществлять работы с ПБА.
Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, виды деятельности по определению пищевой и энергетической ценности пищи, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в указанный перечень не входят, следовательно, не являются лицензируемыми.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 указанной статьи).
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2013 по делу NА73-1222/2013 решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2013 N7 признано незаконным.
Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.11.2013 указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения, при этом суды пришли к выводу, что объединение в одном лоте всех видов услуг по бактериологическим исследованиям, являющимся предметом аукциона, к исполнителям которых законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования, касающиеся разрешительных документов, соответствует основным задачам Закона о размещении заказов и позволяет не только обеспечить качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства, в связи с чем такое объединение является обоснованным.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства в объединении в один лот услуг, для выполнения которых требуются различные разрешительные документы: объединение в одном лоте видов работ (услуг), связанных с диагностическими исследованиями, производственными работами, хранением санитарно-показательных микроорганизмов 3-4 групп патогенности, для выполнения которых требуется лицензия, и работ, не связанных с указанными патогенными биологическими агентами (оказание услуг по определение пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств)), для выполнения которых достаточно иметь аккредитацию.
По результатам аукциона КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологи" заключен 30.01.2013 договор N23 с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", цена договора - 747 295,44 руб., при этом определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде и определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в сумме составляет 6 957,46 руб.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 N11017/10 по делу NА06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что исходя из объема включенных в предмет аукциона услуг по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств), на выполнение которых не требуется лицензий, относительно всего объема услуг, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности в данном случае не может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку направлено на обеспечение эффективного расходования средств бюджета и соответствует основным задачам законодательства о размещении заказов. Отсутствие в рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием прекращения рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Рассмотрение дела N8-01/51 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/51 (опубликовано 13 декабря 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016