Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 346 (опубликовано 17 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2011.
В полном объеме решение изготовлено 30.11.2011.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. - главный специалист-эксперт, Степанова В.С. - специалист-эксперт, рассмотрев дело N 346, возбужденное по признакам нарушения ООО "ФармСибКозаконодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей ООО "ФармСибКо" установила:
В адрес управления поступило обращение <_> (вх. N 17681 от 07.10.2011) о распространении ненадлежащей рекламы.
В ходе рассмотрения обращения было установлено следующее. В рекламном издании "ФармСибко" Аптеки, которые всегда рядом" N 7 (74) сентябрь 2011 распространялась реклама следующего содержания: "Внимание! Приглашаем посетить интернет-сайт www.pharmsibco.ru Работает интернет-аптека. Заходите, ждем! Телефон для справок 221-99-99 телефон отдела доставки 221-06-79" (далее - Реклама).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Правилами продажи товаров дистанционным способом определено, что продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В Рекламе товаров, реализуемых посредством интернет-аптеки "ФармСибКо" отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В результате рассмотрения Рекламы Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ООО "ФармСибКо"дела N 346 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
Определение о возбуждении дела N 346 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было направлено в адрес ООО "ФармСибКо" заказным письмом с уведомлением исх. N 18085 от 01.11.2011.
ООО "ФармСибКо" представлены письменные пояснения в которых указано, что в связи с необходимостью в увеличении реализации товаров в следующих аптеках ООО "ФармСибКо": "На стрелке", расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Каратанова, 4; "На Новосибирской", расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Новосибирская, 56; "Дежурная", расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Д. Пролетариата, 40; "Супермаркет Аптечный", расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 132, приказом N 27 от 16.05.2011 была утверждена разработка буклета "Аптеки, которые всегда рядом" для дальнейшего его распространения в вышеуказанных аптеках. Обязанность по разработке и распространению буклета была возложена на <_> Ответственность за всю распространяемую и печатаемую рекламу ООО "ФармСибКо", а также за ее соответствие законодательству Российской Федерации о рекламе, возложена на <_> (приказ N 44-к от 22.03.2011). На основании пункта 2.7 должностной инструкции <_> ООО "ФармСибКо": "разрабатывает стратегию проведения рекламных мероприятий в СМИ с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта. Следит за тем, чтобы вся реклама ООО "ФармСибКо" соответствовала законодательству Российской Федерации", также пункт 4.5 должностной инструкции фиксирует, что <_> несет ответственность: "За нарушения законодательства Российской Федерации, возникшие в связи с распространением рекламы ООО "ФармСибКо". Согласно объяснительной <_> от 08.11.2011 г. макет Рекламы разрабатывался и утверждался ею. Также, <_> макет Рекламы отдавался на печать в издательство ООО "ИПЦ "КАСС" (договор N 1-1 от 11.01.2011) и в последствии распространялся в аптеках ООО "ФармСибКо". ООО "ФармСибКо" не специализируется на изготовлении и распространении рекламы, в связи с этим не имеет специального программного обеспечения для вычисления площади рекламы и предупреждения, вследствие чего и возникла ситуация с неверным соотношением информационного текста и ссылки.
В ходе рассмотрения дела и анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В адрес управления поступило обращение <_> (вх. N 17681 от 07.10.2011) о распространении ненадлежащей рекламы.
В ходе рассмотрения обращения было установлено следующее. В рекламном издании "ФармСибко" Аптеки, которые всегда рядом" N 7 (74) сентябрь 2011 распространялась реклама следующего содержания: "Внимание! Приглашаем посетить интернет-сайт www.pharmsibco.ru Работает интернет-аптека. Заходите, ждем! Телефон для справок 221-99-99 телефон отдела доставки 221-06-79" (далее - Реклама).
Согласно Федеральному закону "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к продукции, реализуемой через интернет-аптеку "ФармСибКо", формирование интереса к ней (продукции) с целью ее продвижения на рынке.
В Рекламе размещены условия приобретения рекламируемых товаров в соответствии с которыми потребитель может купить товар, заполнив заявку на сайте www.pharmsibco.ru, указанном в Рекламе.
Из вышеизложенного следует, что потребитель оформляет заказ на основании ознакомления с информацией о продукции, размещенной на сайте www.pharmsibco.ru, указанном в Рекламе.
Согласно статье 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Из статьи 492 ГК РФ следует, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, договор розничной купли-продажи является отдельным видом договора купли-продажи.
В соответствии со статьей 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дистанционным способом продажи товара признается такой способ продажи товара, при котором договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" продажей товаров дистанционным способом признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама, является рекламой дистанционного способа продажи товаров.
Согласно статьи 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В Рекламе товаров, реализуемых посредством интернет-аптеки "ФармСибКо" отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама- реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссией Красноярского УФАС Реклама была признана ненадлежащей, поскольку она нарушает требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании изложенного рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ООО "ФармСибКо".
В адрес Красноярского УФАС России не поступало документально подтвержденных доказательств устранения нарушения требований Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу дистанционного способа продажи товаров, распространяемую ООО "ФармСибКо", поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ФармСибКо" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии О.А. Чуракова
В.С. Степанова
Степанова Варвара Сергеевна
(391) 265-02-19
ООО "ФармСибКо"
ПРЕДПИСАНИЕ N 346 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" ноября 2011 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: В.С. Степанова, О.А. Чуракова на основании своего решения от 30 ноября 2011 года по делу N 346 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "ФармСибКо", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "ФармСибКо" в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: исключить распространение рекламы, следующего содержания: "Внимание! Приглашаем посетить интернет-сайт www.pharmsibco.ru Работает интернет-аптека. Заходите, ждем! Телефон для справок 221-99-99 телефон отдела доставки 221-06-79", нарушающей требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе" или привести рассматриваемую рекламу в соответствие с требованиями статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "ФармСибКо" представить в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в адрес управления доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии О.А. Чуракова
В.С. Степанова
Степанова Варвара Сергеевна
(391) 265-02-19
reshenie_i_predpisanie_ooo_farmsibko.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 346 (опубликовано 17 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016