Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
от 17 января 2012 г. N 63
Резолютивная часть оглашена 26.12.2011
В полном объеме изготовлено 17.01.2012
Комиссия Свердловского УФАС России по рассмотрению дела N63 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Свердловского УФАС России от 08.11.2011 N530)
при участии в качестве
ответчика:
- Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (ул. Малышева, 33, г. Екатеринбург, 620075) - Кузьминых Ю.А. (доверенность от 24.11.2011 N04-02-07/8724);
заявителя:
- НОУ "Школа Талисман" (ул. Шейнкмана, 4, г. Екатеринбург, 620014), Страшновой Л.С. (доверенность от 21.10.2011 N21/01);
рассмотрев в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дело N63 по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении Министерством общего и профессионального образования Свердловской области действий препятствующих деятельности НОУ "Школа Талисман", а именно: проведении проверки на соответствие требованиям законодательства, контроль за соблюдением которого не относится к деятельности Министерства, а также проверки лицензионных требований которые были отменены, установила:
Дело N63 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено на основании Приказа от 08.11.2011 N530 и Определением от 08.11.2011 назначено к рассмотрению на 28.11.2011.
Определением об отложении рассмотрения дела N63 от 28.11.2011 рассмотрение назначено на 26.12.2011.
Основанием для возбуждения дела послужило заявление НОУ "Школа Талисман" (вх.N01-12435 от 22.08.2011) о нарушении требований антимонопольного законодательства, по мнению заявителя, выразившемся в создании препятствий экономической деятельности хозяйствующему субъекту (НОУ "Школа Талисман") Министерством общего и профессионального образования Свердловской области при осуществлении государственных функций.
НОУ "Школа Талисман" в письменном пояснении (вх.N01-18835 от 21.12.2011), а также в заседании Комиссии сообщило следующее.
НОУ "Школа Талисман" (в лице обособленного структурного подразделения негосударственного образовательного учреждения "Школа "Талисман" "Первоуральск") осуществляла образовательную деятельность в г. Первоуральск на основании лицензии серия А N 213845 регистрационный N 3171 от 29.11.2006, лицензия действительна по 31.12.2010.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в период с 02.12.2010 по 15.12.2010 была осуществлена проверка НОУ "Школа Талисман" с целью контроля соблюдения объектом проверки требований и условий, предусмотренных лицензиями на право ведения образовательной деятельности. По результатам плановой проверки, а также внеплановой проверки, проведенной в период с 30.05.2011 по 24.06.2011, были составлены два протокола об административном правонарушении и два предписания об устранении выявленных нарушений.
НОУ "Школа Талисман" считает, что проверки проводимые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области незаконны, так как выходят за рамки, установленные Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", а именно ст. 38, в соответствие с которой государственный контроль качества образования осуществляется посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.
Образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и носят лишь рекомендательный характер для дополнительных образовательных программ учреждений дополнительного образования.
Кроме того, указанные проверки, выходящие за рамки полномочий органа исполнительной власти, ограничивают возможность осуществления деятельности в условиях конкуренции на рынке платных образовательных услуг.
При проведении проверок незаконно проводилась проверка учредительных документов, в частности, Устава НОУ "Школа Талисман" на соответствие требованиям законодательства (а именно: ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"); проверка внутренних локальных актов учреждения, которая не предусмотрена лицензионными требованиями и условиями; проверка содержания договоров, заключаемых НОУ "Школа Талисман" с клиентами на оказание услуг; проверка на соответствие внутренних локальных актов учреждения уставу учреждения, порядку принятия указанных актов; проверка документа об образовании, выдаваемого НОУ "Школа Талисман" и иные.
В ходе заседания Комиссии НОУ "Школа Талисман" сообщило, что действия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области при проведении проверок превышали требования п.8 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N277, устанавливающего лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности. Проверка вопросов соответствия внутренних локальных актов учреждения Уставу, порядка принятия указанных актов, а также проверка документа об образовании, выдаваемого НОУ "Школа Талисман", по результатам обучения, а также иные, не входила в компетенцию Министерства, также не была предусмотрена Приказом Министерства от 10.11.2010 N3616-ал, который предусматривал вопрос проверки - контроль соблюдения объектом проверки требований и условий, предусмотренных лицензиями на право ведения образовательной деятельности.
НОУ "Школа Талисман" считает, что действия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области создают необоснованные препятствия для осуществления деятельности учреждению, работающему на рынке оказания образовательных услуг, в результате чего проверяющий орган лишает возможности учреждения беспрепятственно осуществлять свою хозяйственную деятельность в период проверки.
Также, НОУ "Школа Талисман" считает, что действия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, а именно: проведение проверки, вынесение предписаний об устранении нарушений от 20.12.2010 N04-02-07/7649 и от 24.06.2011 N1177-п, нарушают положения ч.1, ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции в части создания препятствий по осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, работающим на рынке образовательных услуг, что приводит или может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке образовательных услуг.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее - Министерство) в письменных пояснениях (вх.N01-17098 от 21.11.2011, вх.N01-18879 от 21.12.2011), а также в заседании Комиссии сообщило следующее.
Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в области образования; реализует полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации - государственный контроль (надзор) в области образования, лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных учреждений, на основании:
- Закон РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании";
- Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу 02.11.2011);
- Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 N116 (утратило силу 25.03.2011);
- Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N164;
- Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N277 (утратило силу 01.04.2011);
- Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N174;
- Постановления Правительства Свердловской области от 08.04.2008 N295-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области".
Осуществление Министерством контроля, в рамках полномочий по лицензированию образовательной деятельности, за соблюдением лицензиатами требований и условий, установленных лицензией на право ведения образовательной деятельности (лицензионный контроль), в частности предусмотрено:
- п.14 ст.33 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", п.21 ст.33.1 Федерального закона от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" (в новой редакции);
- ст.12 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- п. 36 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N277.
Министерство осуществляет указанные выше полномочия в отношении расположенных на территории Свердловской области образовательных учреждениях, так, например, в 2010 году были проведены проверки в 5 негосударственных образовательных учреждениях (в том числе, в НОУ "Школа Талисман"), которые осуществляют деятельность (оказывают услуги) аналогичную деятельности НОУ "Школа Талисман".
По результатам проверок (в случае нарушений) проверяемым негосударственным образовательным учреждениям Министерством были выданы учреждениям предписания об устранении нарушений (например, НОУ "Международный образовательный центр "Роза Мира").
Министерство считает, что вправе осуществлять в отношении НОУ "Школа Талисман" полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N277, контроль соблюдения образовательными учреждениями лицензионных требований и условий предусматривает контроль в части материально-технического обеспечения учреждений и организации образовательного процесса.
Требования к структуре Устава (предусмотрены статьей 13 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании"), общие требования к приему граждан в образовательные учреждения (предусмотрены статьей 16 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании"), требования к документам, выданным по завершении обучения (предусмотрены статьей 27 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании"), а также соблюдение прав участников образовательного процесса и порядка оказания платных образовательных услуг являются лицензионными требованиями и условиями осуществления образовательной деятельности.
По факту расхождения сведений в графике плановых проверок и фактическому месту нахождения НОУ "Школа Талисман" Министерство сообщило, что в графике проверок Министерства на 2010 год, утвержденном приказом Министерства от 30.11.2009 N45-д, допущена техническая ошибка в названии улицы в адресе НОУ "Школа Талисман", однако, после сопоставления сведений о наименовании юридического лица, ИНН, юридического адреса с базой данных Федеральной налоговой службы, уведомление о плановой проверке направлено НОУ "Школа Талисман" по надлежащему адресу.
Министерство считает, что проведение Министерством проверок в НОУ "Школа Талисман" не является препятствием для осуществления деятельности учреждения и ведения образовательного процесса учреждением. Требования, предъявляемые к учреждению, предусмотрены законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Оценив в соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.49 Закона о защите конкуренции полученные и исследованные в порядке ст.25, ч.2 ст.39, ч.2 ст.44, ч.4 и ч.5 ст.45 Закона о защите конкуренции доказательства, а также доводы, представленные лицами, участвующими в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
Антимонопольным законодательством согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов РФ. Этим органам в силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу 02.11.2011), особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ, относится к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (пп. 3 п. 1 ст. 28.1) и осуществляется лицензирующим органом - органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим указанные полномочия (п. 4 ст. 33.1).
Постановлением Правительства Свердловской области от 08.04.2008 N 295-ПП утверждено Положение о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, согласно которому:
- Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере образования, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства РФ и Свердловской области в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного образования в рамках своих полномочий, а также осуществление полномочий РФ в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;
- Министерство, в том числе, осуществляет следующие полномочия РФ в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ - лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Свердловской области, по всем реализуемым ими образовательным программам.
В соответствии с Уставом НОУ "Школа Талисман" (утвержден Решением учредителя от 26.11.2009 N7):
- учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственниками для осуществления образовательной деятельности;
- учреждение является учебным заведением дополнительного образования для детей и взрослых;
- учреждение ставит перед собой следующие цели и задачи:
обучение иностранным языкам, в том числе по установленным государственным и международным стандартам;
формирование развития культуры пользования языка;
адаптация к языковой среде;
знакомство с культурой и традициями стран изучаемых языков.
Согласно Лицензии (серия А N171525 регистрационный номер 3106 от 03.02.2006) НОУ "Школа Талисман" (место нахождения: 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 4) имела право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии; действительна по 31.12.2010.
В соответствии с Лицензией (серия А N 213845 регистрационный N 3171 от 29.11.2006) обособленное структурное подразделение НОУ "Школа Талисман" Первоуральск" (место нахождения: 623100, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Ильича, 29,а) имела право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии; действительна по 31.12.2010.
В соответствии с Законом об образовании контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится посредством проведения лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, плановых и внеплановых проверок (п. 21 ст. 33.1), при выявлении в ходе проведения которых нарушений лицензиату и (или) его учредителю выдается предписание об их устранении (п. 23 ст. 33.1), неисполнение которого является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и основанием приостановления действия лицензии (п. 24 ст. 33.1)
На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 18.05.2011 N 2267ал была проведена в период с 30.05.2011 по 24.06.2011 (26 календарных дней) внеплановая документарная проверка выполнения НОУ "Школа Талисман" ранее выданного предписания от 20.12.2010 N 04-02-07/7649, о чем 24.06.2011 составлен Акт N 1177 о его неисполнении.
В предписании от 20.12.2010 N 04-02-07/7649 было указано на нарушение требований Правил оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) о размещении информации, подлежащей доведению до потребителя, в удобном для обозрения месте (п. 8) и на русском языке (п. 11).
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности до 02.04.2011 согласно п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277) являлись:
а) ведение лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений в соответствии с Законом об образовании;
б) наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной п.п. 6, 6.1 и 8 ст. 9 Закона об образовании, а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством РФ об образовании требованиям;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством РФ об образовании требованиям;
д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством РФ об образовании требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса, в том числе требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности;
е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников;
ж) соблюдение лицензиатом Правил оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505).
Правила оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) разработаны в соответствии с Законами РФ "Об образовании" и "О защите прав потребителей" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" регулируют отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования (п. 1) и возлагают на исполнителя обязанность довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения (п. 8):
а) наименование и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
д) порядок приема и требования к поступающим;
е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.
При этом информация должна доводиться до потребителя на русском языке (п. 11), а филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение негосударственной образовательной организации предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий негосударственной образовательной организации (абз. второй пп. "е" п. 8).
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности с 02.04.2011 согласно п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174) являются:
а) наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;
д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса.
Таким образом, соблюдение Правил оказания платных образовательных услуг с 02.04.2011 уже не относилось к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности, контроль за соблюдением которых и только которых проводится лицензирующим органом. При этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) является Роспотребнадзор.
Между тем, во вновь выданном предписании от 24.06.2011 N 1177-п лицензирующий орган продолжал настаивать на устранении нарушения Правил оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505), причем уже требования о предоставлении потребителю информации о наличии у филиала доверенности на осуществление полностью или частично правомочий негосударственной образовательной организации (абз. второй пп. "е" п. 8).
Более того, Приказом Министерства от 10.11.2010 N3616-ал "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" определено:
- провести плановую выездную проверку в отношении НОУ "Школа Талисман" с целью выполнения графика плановых проверок Министерства на 2010 год; контроля соблюдения объектом проверки требований и условий, предусмотренных лицензиями на право ведения образовательной деятельности;
- предметом проверки является соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации;
- к проверке приступить с 02.12.2010, проверку окончить не позднее 21.12.2010.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.12.2009 N58-д утвержден Административный регламент Министерства общего и профессионального образования Свердловской области исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ в области образования, предусмотрено:
- исполнение государственной функции осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок по контролю и надзору за соблюдением юридическими лицами законодательства РФ в области образования;
- предметом проверки является исполнение юридическим лицом правовых норм в области образования, установленных Законом РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", Законом Свердловской области от 16.07.1998 N26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области образования;
- проведение проверки может сочетаться с проведением мероприятия по контролю за соблюдением предусмотренных лицензией условий и (или) с проведением мероприятия по контролю качества образования;
- плановые проверки проводятся в соответствии с графиком плановых проверок Министерства на календарный год;
- внеплановые проверки проводятся по решению начальника Управления, принимаемого при наличии следующих оснований: обращений физических и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации с жалобами на нарушения их прав и законных интересов; необходимости проверки исполнения предписаний;
- плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок;
- продолжительность выездной проверки юридического лица не должна превышать один месяц.
Пунктом 696 графика плановых проверок Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на 2010 год (утвержден приказом Министерства от 30.11.2009 N45-Д), предусмотрена проверка НОУ "Школа Талисман", юридический адрес проверяемой организации - 620014, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 4, тема проверки - соблюдение лицензионных условий и требований, основание проверки - истечение трех лет с даты регистрации юридического лица, месяц проверки - декабрь.
В письменном объяснении (вх.N01-18879 от 21.12.2011) Министерство пояснило, что в графике плановых проверок в указании названия улицы допущена техническая опечатка, фактически уведомление о проведении плановой проверки направлено НОУ "Школа Талисман" по надлежащему адресу, а именно: ул. Шейнкмана, 4.
Согласно Акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N688 от 15.12.2010 в период с 02.12.2010 по 15.12.2010 (продолжительность проверки - 14 календарных дней) проведена проверка НОУ "Школа Талисман", в результате которой выявлены следующие нарушения:
1) подп. ж п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N277), выразившиеся в несоблюдении учреждением Правил оказания платных образовательных услуг (утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N505), а именно:
п.8 - поскольку информация, которую учреждение должно довести до потребителя образовательных услуг в удобном для обозрения месте, не представлена;
п.11 - поскольку ряд учебных программ обучения английскому языку представлены на английском языке;
договор на оказание образовательных услуг предусматривает выдачу обучающимся Student Card, являющейся пропуском в НОУ "Школа Талисман", хотя Student Card является пропуском в сеть лингвистических центров;
2) п.31 Положения о лицензировании образовательной деятельности, поскольку руководителем учреждения в 15-дневный срок с даты внесения соответствующих изменений в Единый реестр юридических лиц, в лицензирующий орган не представило заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением места нахождения учреждения, а именно: лицензия выдана на осуществление образовательной деятельности по адресу: г. Первоуральске по ул. Ильича, 29А, фактически деятельность осуществлялась по адресу: г. Первоуральск, ул. Ильича, 31; о прекращении образовательной деятельности по адресам: г. Екатеринбург, Сиреневый бульвар, 8; ул. Баумана, 5; Самоцветный бульвар, 5; пр. Ленина, 35;
3) п. 32 Положения о лицензировании образовательной деятельности, поскольку руководителем учреждения в 2-х недельный срок с момента произошедших изменений, в лицензирующий орган не представлены сведения об изменении условий образовательного процесса в части используемых зданий и помещений: а именно учебная площадь по адресам: г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 11 и г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, 49 увеличилась;
4) абз. б подп. 7 п.1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", выразившиеся в несоответствии структуры Устава учреждения, поскольку в Уставе не определен порядок, структура и компетенция совета учредителей, методического совета, академического директора в части утверждения локальных актов;
5) п.4 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", выразившиеся в противоречии содержания локальных актов Уставу учреждения:
- локальные акты "Положение об учебно-методическом отделе", "Положение о лингвистической практике НОУ "Школа Талисман" предусматривают должность академического директора, не предусмотренного р. 6 Устава учреждения;
- локальный акт "Положение об отделе организации учебной деятельности НОУ "Школа Талисман" в части "системы вознаграждений и штрафов" не соответствует Уставу учреждения;
- в нарушение р.6 Устава учреждения учебные программы утверждены методическим советом, локальные акты "Положение об учебно-методическом отделе", "Положение о лингвистической практике НОУ "Школа Талисман" утверждены советом учредителей;
- ссылки на деятельность НОУ "Школа Талисман" в сети лингвистических центров в локальных актах "Положение об учебно-методическом отделе", "Положение о лингвистической практике НОУ "Школа Талисман" не соответствуют Уставу учреждения;
6) п.2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", выразившиеся в отсутствии в Уставе обязанности учреждения ознакомления обучающихся (родителей, законных представителей) при приеме в учреждение с основными образовательными программами, реализуемыми учреждением;
7) п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", выразившиеся в осуществлении образовательной деятельности учреждением по фактическому адресу г. Первоуральск, ул. Ильича, 31, не предусмотренному в лицензии;
8) п. 1 ст. 27 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", выразившиеся в выдаче НОУ "Школа Талисман" документов о несоответствующем образовании с наименованием учреждения "Сеть лингвистических центров "Талисман", не предусмотренном лицензией на право осуществления образовательной деятельности.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области выдано НОУ "Школа Талисман" предписание от 20.12.2010 N04-02-07/7649 об устранении нарушений в срок до 15.05.2011. Во исполнение предписания от 20.12.2010 N04-02-07/7649 НОУ "Школа Талисман" предоставило Министерству общего и профессионального образования Свердловской области Отчет об его исполнении (исх.N7 от 17.06.2011), согласно которому нарушения указанные в предписании были устранены (исполнены).
Также по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2010, согласно которому в деятельности НОУ "Школа Талисман" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Постановлением Мирового судьи судебного участка N 8 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 02.02.2011 по делу об административном правонарушении N5-30/2011 НОУ "Школа Талисман" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В заседание Комиссии Министерство предоставило материалы проверок по 5 негосударственным образовательным учреждениям, которые осуществляли деятельность (оказывают услуги) аналогичную деятельности НОУ "Школа Талисман".
В результате проведения анализа предоставленных документов установлено следующее:
Согласно графику, утвержденному приказом Министерства от 30.11.2009 N45-Д "Об утверждении графика плановых проверок Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на 2010 год", были предусмотрены проверки:
п. 502 - НОУ "Центр иностранных языков "Дипломат" (юридический адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 6), наименование вопроса проверки - соблюдение лицензионных условий и требований; основание проведения проверки - истечение трех лет с даты регистрации юридического лица; срок проверки - сентябрь;
п. 683 - АНО "Институт гуманитарных исследований" - структурное подразделение "Кембриджская лингвистическая школа" (юридический адрес: 620146, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 83-203), наименование вопроса проверки - соблюдение лицензионных условий и требований; основание проведения проверки - истечение трех лет с даты регистрации юридического лица; срок проверки - декабрь;
п.688 - НОУ "Международный образовательный центр "Роза Мира" (юридический адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. К. Маркса, 8-307), наименование вопроса проверки - соблюдение лицензионных условий и требований; основание проведения проверки - истечение трех лет с даты регистрации юридического лица; срок проверки - декабрь;
п.690 - НОУ "Пальмира" (юридический адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Мусоргского, 6-84), наименование вопроса проверки - соблюдение лицензионных условий и требований; основание проведения проверки - истечение трех лет с даты регистрации юридического лица; срок проверки - декабрь;
п.691 - НОУ "Топ класс" (юридический адрес: 620010, г. Екатеринбург, ул. Инженерная, 48), наименование вопроса проверки - соблюдение лицензионных условий и требований; основание проведения проверки - истечение трех лет с даты регистрации юридического лица; срок проверки - декабрь.
На проведение плановых выездных проверок, соответственно, оформлены следующие приказы Министерства: от 17.08.2010 N2807-ал; от 10.11.2010 N3613-ал; от 08.11.2010 N3581-ал; от 09.11.2010 N3604-ал; от 08.11.2010 N3585-ал.
В планах-заданиях, к вышеперечисленным приказам, целью проверки значится: контроль соблюдения объектом проверки требований и условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности.
По результатам проверок составлены следующие акты:
- от 23.12.2010 N682 НОУ "Центр иностранных языков "Дипломат" (продолжительность проверки - 17.09.2010). В ходе проверки установлено, что по фактическому адресу, указанному в приложении к лицензии А N216815, регистрационный номер 3207 от 11.05.2007, учреждение отсутствует по причине сноса; информация об изменении фактических адресов в Министерство не поступала; в ходе проведения проверки директором НОУ издан приказ о приостановлении образовательной деятельности;
- от 02.12.2010 N675 АНО "Институт гуманитарных исследований" - структурное подразделение "Кембриджская лингвистическая школа" (продолжительность проверки 5 часов). В ходе проверки выявлены нарушения: подп.б п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N277) поскольку не предоставлены документы, подтверждающие право субарендодателя на использование помещения по адресу: ул. Шаумяна, 83, оф. 203,204; подп.е п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N277) поскольку предельная численность обучающихся превышает численность, указанную в приложении к лицензии; в предписании об устранении нарушений от 08.12.2010 N04-02-07/7308, направленном в адрес АНО "Институт гуманитарных исследований" - структурное подразделение "Кембриджская лингвистическая школа" указано АНО устранить выявленные нарушения в срок до 04.02.2011, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
- от 20.12.2010 N678 НОУ "Международный образовательный центр "Роза Мира" (продолжительность проверки 4 дня). В ходе проверки выявлены нарушения: п.6 ст.33 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", выразившиеся в осуществлении образовательной деятельности объектом проверки в помещениях (кабинеты N210,212,236), не предусмотренных в лицензии; п.14 р.2 Правил оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N505), выразившееся в отсутствии в договоре сведений о государственной регистрации учреждения; п.8 р.2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N505, поскольку в удобном для обозрения месте для потребителя не размещена информация в полном объеме; п.32 Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N277), поскольку учреждение не проинформировало лицензирующий орган об изменении образовательного процесса в части используемых зданий и помещений; в предписании об устранении нарушений от 24.12.2010 N04-02-07/7867, направленном в адрес НОУ "Международный образовательный центр "Роза Мира" указано НОУ устранить выявленные нарушения в срок до 04.06.2011, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 20.12.2010, согласно которому в деятельности НОУ "Международный образовательный центр "Роза Мира" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Постановлением Мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г. Екатеринбурга от 15.03.2011 по делу об административном правонарушении НОУ "Международный образовательный центр "Роза Мира" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5,0 тыс. руб.;
- от 23.12.2010 N682 НОУ "Пальмира" (продолжительность проверки 5 часов). В ходе проверки выявлено нарушение обязательных требований п.6 ст.33 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", поскольку учреждение ведет образовательную деятельность без лицензии (лицензия N212860 от 06.07.2006 рег.N3142 утратила силу 06.07.2009); образовательная деятельность после окончания срока лицензии осуществляется в форме семинаров тренингов длительностью менее 72 часов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документа о результатах обучения; в уведомлении о результатах плановой выездной проверки юридического лица от 27.12.2010 N04-02-07/7866, направленном в адрес НОУ "Пальмира" указано, что в результате проверки факты нарушений не выявлены;
- от 06.12.2010 N681 НОУ "Топ класс" (продолжительность проверки 4 дня). В ходе проверки выявлены нарушения подп. д п.8 Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N277), поскольку фактически реализуемое количество часов по реализуемым образовательным программам не соответствует нормативному сроку, указанному в приложении к лицензии; несоответствие содержания договора на оказание платных образовательных услуг приказу Министерства образования РФ от 10.07.2003 N2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"; п.8 р.2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N505, поскольку в удобном для обозрения месте для потребителя не размещена информация в полном объеме; в предписании об устранении нарушений от 13.12.2010 N04-02-02/0428, направленном в адрес НОУ "Топ класс" указано, НОУ устранить выявленные нарушения в срок до 14.03.2011, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Следует отметить, что продолжительность проведения проверок Министерством общего и профессионального образования Свердловской области по указанным выше НОУ составляла значительно меньшее количество времени (от 5 часов до 4 дней), чем при проведении проверок (плановой и внеплановой) НОУ "Школа Талисман" (14 и 26 календарных дней соответственно). Кроме того, при проведении проверок этих НОУ Министерство проверяло соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N277), а иные вопросы не проверялись.
Следует отметить, что проверка вопросов, в результате которой выявлены нарушения абз.б подп.7 п.1 ст.13; п.4 ст.13; п.2 ст.16; п.6 ст.33; п.1 ст.27 Закона об образовании, не предусмотрена Приказом Министерства от 10.11.2010 N3616-ал, а также не относится к лицензионным требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности, установленными п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановленим Правительства РФ от 31.03.2009 N277).
Таким образом, имеет место факт нарушения лицензирующим органом (Министерством общего и профессионального образования Свердловской области) п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению образовательной деятельности хозяйствующим субъектом (НОУ "Школа Талисман") путем выдачи предписания от 24.06.2011 N 1177-п об устранении нарушений, не относящихся к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении указанной деятельности.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления. При этом Комиссия учитывает следующие обстоятельства.
Наличие судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) согласно п. 5 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции является основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом предписание Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24.06.2011N1177-п признано недействительным решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2011 по делу NА60-31096/2011, а решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц согласно ч. 7 ст. 201 АПК РФ подлежат немедленному исполнению.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 04.08.2011 (дело N5-436/2011) Мировой судья судебного участка N2 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга определил производство по делу об административном правонарушении (в части исполнения предписания об устранении нарушений от 24.06.2011 N1177-п) в отношении НОУ прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с наличием решения Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2011 по делу NА60-31096/2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 января 2012 г. N 63
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016