Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 137 (опубликовано 22 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2011.
В полном объеме решение изготовлено 20.05.2011.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. - главный специалист-эксперт, Степанова В.С. - специалист-эксперт, рассмотрев дело N 137, возбужденное по признакам нарушения ИП Закутиной Е.Н. законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии ИП Закутиной Е.Н., действующей на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданного 21.02.2008 Федеральной налоговой службой, установила:
В ходе мониторинга наружной рекламы в г. Красноярске на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") 13.04.2011 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение рекламы следующего содержания: "Оптом и врозницу детская одежда, Российский трикотаж _ МАМА НАДО! Интернет-магазин www.mamanado.ru тел. 254-94-99" (реклама распространяется на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 28 "А") (далее - Реклама).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Правилами продажи товаров дистанционным способом определено, что продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В Рекламе товаров, реализуемых через интернет-магазин "Мама надо" отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В результате рассмотрения Рекламы Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ИП Закутиной Е.Н. дела N 137 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
Определение о возбуждении дела N 137 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было направлено в адрес ИП Закутиной Е.Н. заказным письмом с уведомлением исх. N 5681 от 20.04.2011.
ИП Закутина Е.Н. представила в адрес Красноярского УФАС России ходатайство вх. N 8345 от 16.05.2011, в соответствии с которым в связи с устранением нарушений до возбуждения дела N 137, 138 просит прекратить производство по указанным делам в отношении ИП Закутиной Е.Н.
В ходе рассмотрения дела и анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В ходе мониторинга наружной рекламы в г. Красноярске на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") 13.04.2011 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение информации следующего содержания: "Оптом и в розницу детская одежда, Российский трикотаж _ МАМА НАДО! Интернет-магазин www.mamanado.ru тел. 254-94-99" (реклама распространяется на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 28 "А") (далее - Реклама).
Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к продукции, реализуемой рекламодателем, формирование интереса к ней (продукции) с целью ее продвижения на рынке.
В рассматриваемой Рекламе размещены условия приобретения рекламируемых товаров в соответствии с которыми потребитель может купить товар, заполнив заявку на сайте www.mamanado.ru, указанном в Рекламе.
Из вышеизложенного следует, что потребитель оформляет заказ на основании ознакомления с информацией о продукции, размещенной на сайте www.mamanado.ru, указанном в Рекламе.
Согласно статье 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Из статьи 492 ГК РФ следует, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, договор розничной купли-продажи является отдельным видом договора купли-продажи.
В соответствии со статьей 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дистанционным способом продажи товара признается такой способ продажи товара, при котором договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" продажей товаров дистанционным способом признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама, является рекламой дистанционного способа продажи товаров.
Согласно статьи 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В Рекламе товаров, реализуемых через интернет-магазин "Мама надо" отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В ходе рассмотрения дела ИП Закутина Е.Н. представила пояснения, согласно которым договоры на изготовление Рекламы отсутствуют в связи с утерей.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ИП Закутина Е.Н.
В соответствии с актом N 1 приемки-сдачи работ (услуг) от 18.04.2011 г., заключенного между ИП Закутиной Е.Н. и ИП Черепановой М.В. о том, что ИП Черепанова М.А. заклеила самоклеющейся пленкой надписи "Интернерт магазин" на баннере размером 5.5х3 м. по адресу: пр. Свободный, 28 "а", выполнила демонтаж баннера по адресу: ул. Спандаряна, 12 "А" на момент рассмотрения дела рассматриваемая Реклама не распространялась.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу дистанционного способа продажи товаров, распространяемую ИП Закутиной Е.Н., поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с нераспространением Рекламы на момент рассмотрения дела предписание ИП Закутиной Е.Н. не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии О.А. Чуракова
В.С. Степанова
Степанова Варвара Сергеевна (391) 265-02-19
Чуракова Ольга Анатольевна (391) 211-18-30
reshenie_ip_zakutina_e_n_stena.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 137 (опубликовано 22 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016