Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 13 июля 2015 г. N 1-00-1082/77-15
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "ЛИРА" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП ДЕЗ района Отрадное (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в жилых домах повышенной этажности в трех районах СВАО города Москвы (реестровый N 31502453739) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 10.06.2015 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок - 04.08.2015. Подведение итогов - 06.08.2015.
Согласно пояснениям Заявителя ООО "ЛИРА" подавало заявку на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 27 информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии (показатели) оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Критерий "Совокупная цена договоров" - 50 %
2. Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки" - 45%
3. Критерий "Квалификация участника закупки" - 5 %
3.1. Показатель 1: Опыт выполнения аналогичных работ по предмету закупки - 50 баллов
3.2. Показатель 2: Сведения о деловой репутации участника закупки по предмету закупки - 50 баллов
В соответствии с пунктом 27.1 информационной карты Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки". Значимость критерия-45%
Для определения рейтинга заявки участника закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки" в документации о закупке устанавливаются:
- предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию (подкритериев);
- в случае нескольких (подкритериев): максимальное значение в баллах для каждого подкритерия указанного критерия. При этом максимальное значение всех установленных показателей составляет 100 баллов;
- в случае не применения подкритериев: максимальное значение в баллах для указанного критерия составляет 100 баллов.
Характеристика (потребительское свойство) и максимальное значение показателя:
Подкритерий N 1: Предложение участника закупки по технологии и методам производства работ, обеспечение безопасности выполняемых работ.
Минимальное значение в баллах - 0
Максимальное значение в баллах - 50
В данном подкритерии участник закупки описывает, какими методами, способами будут выполняться работы, их соответствие с техническим заданием (носит только описательный характер), какие нормативные акты будут соблюдаться. Описательная часть может быть подтверждена разработанными и утвержденными регламентами по технологии и методами производства работ, обеспечения безопасности выполняемых работ участника закупки, инструкциями.
Данный подкритерий оценивается субъективно членами комиссии. Баллы по данному подкритерию присваиваются комиссией в зависимости от предпочтительности предложения участника закупки на участие в конкурсе и его соответствие техническому заданию.
Подкритерий N 2: Предложение участника по контролю за качеством выполнения работ.
Минимальное значение в баллах - 0
Максимальное значение в баллах - 50
В данном подкритерии участник закупки описывает систему контроля качества при выполнении работ в соответствие с техническим заданием (носит только описательный характер). Описательная часть может быть подтверждена разработанными и утвержденными регламентами, инструкциями, сертификатами подтверждающими наличие у участника действующей системы управления качеством, мероприятий по контролю качеством.
Данный подкритерий оценивается субъективно членами комиссии. Баллы по данному подкритерию присваиваются комиссией в зависимости от предпочтительности предложения участника закупки на участие в конкурсе и его соответствие техническому заданию.
На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", значимость которого составляет 45%.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", установленному в Конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок в Конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.
Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).
Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.
Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
1. ООО "ЛИРА"
121471, Москва, Можайское ш., д. 29
2. ГУП ДЕЗ района Отрадное
127562, Москва, Каргопольская ул.,
д. 17.
3. ООО "Торговая Группа"
127254, Москва, ул. Руставели, д. 6
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N1-00-1082/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения
13 июля 2015 года г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 13.07.2015 по делу N 1-00-1082/77-15,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП ДЕЗ района Отрадное (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) в жилых домах повышенной этажности в трех районах СВАО города Москвы (реестровый N 31502453739) (далее - Конкурс), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Московского УФАС России от 13.07.2015 по делу N 1-00-1082/77-15.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее чем пятнадцать дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 14.08.2015.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 21.08.2015 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2015 г. N 1-00-1082/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016