Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 23 января 2012 г. N СЮ04-04/2011-19А
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <_> рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2011-19А, возбуждённого по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Закрытого акционерного общества "Астарта" (зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве 03.10.2008 г., ОГРН 5087746172069, ИНН 7705858312, юридический адрес: 109044, г. Москва, ул. Воронцовская, 20),
место рассмотрения дела: г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 24, каб. 301,
в отсутствии законного представителя ЗАО "Астарта", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протокола (почтовое уведомление о вручении N 42605145128365 от 19.12.2011 г.),
в присутствии защитников ЗАО "Астарта" - <_> действующей на основании общей доверенности от 23.03.2011 г. N 2д-592, и <_> действующий на основании общей доверенности N 1/1-29 от 01.01.2012 г. установил:
05.05.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило заявление ОАО "Вымпел-Коммуникации" в лице Ижевского филиала (вх.N 5299) об осуществлении ЗАО "Астарта" недобросовестной конкуренции, запрет на которую установлен ч.1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции". В частности, в заявлении указывается, что ЗАО "Астарта" проводит на территории Удмуртской Республики акцию "Дарим 1 рубль за 1 минуту". При этом, вводя указанную акцию, Общество стимулирует спрос на услуги своей сети, провоцируя активность абонентов в сторону увеличения входящих вызовов со стороны других операторов связи. Такие действия, по мнению заявителя, направлены на получение преимуществ ЗАО "Астарта", с одной стороны, в виде повышения привлекательности услуг сети "СкайЛинк", в результате использования абонентами полученных бонусов по проводимой акции без каких-либо дополнительных затрат со стороны Общества, и, с другой стороны, в виде увеличения доходов от оплаты услуги за присоединение сетей электросвязи на основании договора N 25/07-СВ от 14.09.2007 г., заключенного между ОАО "Вымпел-Коммуникации" (далее также ОАО "ВымпелКом") и ООО "Удмуртские Сотовые Сети-450", причиняя при этом убытки контрагенту в виде необоснованных затрат по пропуску трафика, объем которого (при отсутствии рассматриваемой акции) был бы существенно ниже. Так, заявителем указывается, что выплачивая бонус абоненту, ЗАО "Астарта" получает выгоду с каждой минуты - 35 копеек. При этом, потери ОАО ""ВымпелКом"" составляют 65 копеек (плата за "аномальный" трафик с некоторых номеров сети "Билайн" на номера сети "СкайЛинк" во время активности указанной акции).
На основании вышеуказанного заявления Удмуртским УФАС России приказом N 406 от 08.08.2011 г. было возбуждено дело N СЮ04-02/2011-11 в отношении ЗАО "Астарта" по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в введении и применении с 01 марта 2011 года на территории Удмуртской Республики программы поощрения "Дарим 1 рубль за 1 минуту", с привлечением к участию в деле в качестве заявителя - ОАО "Вымпел-Коммуникации", а также заинтересованных лиц - ОАО "Мегафон", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ЗАО "Сотовая Связь Удмуртии".
Определением от 08.08.2011 г. рассмотрение дела N СЮ04-02/2011-11 было назначено на 06 сентября 2011 года, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, определением от 06.09.2011 г. рассмотрение дела N СЮ04-02/2011-11 было отложено и назначено на 25.10.2011 г.
25.10.2011 г. на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представителем ОАО "Мобильные ТелеСистемы" было заявлено ходатайство о том, чтобы письменные пояснения, представленные Обществом 15.08.2011 г., рассматривались как заявление о нарушении ЗАО "Астарта" антимонопольного законодательства при введении акций "Дарим 60 копеек за 60 секунд" в 2010 году и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" в 2011 году, и ОАО "Мобильные ТелеСистемы" приобрело статус заявителя по делу N СЮ04-02/2011-11.
Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия определила его удовлетворить, изменить статус лица, участвующего в деле, и привлечь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" к участию в деле N СЮ04-02/2011-11 в качестве заявителя.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов от ЗАО "Астарта", 25.10.2011 г. в заседании Комиссии Удмуртского УФАС России был объявлен перерыв до 28.10.2011 г.
По результатам рассмотрения дела Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с Приказом директора филиала ЗАО "Астарта" в УР от 15.06.2010 г. N 93-3-П "О введении программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" с 16.06.2010 г. на территории Удмуртской Республики была введена программа поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд". Условия указанной программы поощрения были закреплены в приложении N 1 к данному приказу.
Согласно условиям в программе были вправе участвовать все абоненты "Скайлинк-Удмуртия" на тарифных планах "Проще простого", "Проще простого" (корп), "Эксклюзив" и "Твой Скай". В рамках указанной программы абоненту начислялось 60 копеек за каждую минуту входящего трафика с СПС на его федеральный номер, начиная с 301 минуты. При этом, входящий трафик с СПС Скайлинк не учитывался. Программа поощрения не распространялась на абонентов-юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на абонентов-физических лиц, которые обслуживались на кредитном уровне доверия, а также на абонентские номера, переоформленные с юридического лица или индивидуального предпринимателя, начиная с 16.06.2010 г.
Расчетным периодом по программе поощрения являлся календарный месяц. Первого числа месяца, следующего за расчетным, в 00.01 счетчик входящего трафика с СПС обнуляется. Начисление производились в два этапа. Первый этап - при достижении суммарно 301 минуты абоненту на договор начислялась разово сумма в размере 180 рублей 60 копеек; далее расчеты происходили в соответствии со вторым этапом. Второй этап - ежедневно в 23.59 минут абоненту начислялась сумма, рассчитываемая исходя из формулы (количество полных минут входящего трафика с СПС с 00.00 по 23.59)*60 копеек.
Начисленные денежные средства могли быть использованы абонентом на оплату услуг связи либо для приобретения терминального оборудования. В случае расторжения договора остаток денежных средств на счете абонента возвращался абоненту наличными либо путем перечисления на лицевой счет, указанный в письменном заявлении, не позднее 10 рабочих дней с момента принятия заявления о расторжении договора в офисе продаж и обслуживания абонентов.
Приказом директора филиала ЗАО "Астарта" в УР от 24.09.2010 г. N 120-П "О внесении изменений в программу поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" срок действия данной акции был продлен с 01.10.2010 г. по 31.10.2010 г. С 01.10.2010 г. в условия указанной программы поощрения были внесены изменения, а именно, программа поощрения была дополнена следующим условием: в случае превышения в течение календарного месяца порога в 3000 входящих звонков с СПС на номер абонента, действие программы приостанавливалось, начисления за входящие вызовы не производились. С началом нового календарного месяца действие программы поощрения возобновлялось.
Приказом директора филиала ЗАО "Астарта" в УР от 01.03.2011 г. N 18-П "О введении программы поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту" с 01.03.2011 г. на территории Удмуртской Республики была введена программа поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту". В рамках данной программы была введена услуга "Дарим 1 рубль за 1 минуту", стоимость подключения услуги - 30 рублей с НДС, ежемесячная абонентская плата - 10 рублей с НДС. Списывается единовременно в полном объеме.
Согласно условиям в программе были вправе участвовать все абоненты "Скайлинк-Удмуртия" на тарифных планах "Проще простого", "Проще простого" (корп), "Эксклюзив" и "Твой Скай". В рамках указанной программы абоненту начислялось 1 рубль за каждую полную минуту входящего голосового трафика на его федеральный номер с номеров других мобильных операторов, действующих на территории Удмуртской Республики, в том числе: 60 копеек за каждую минуту входящего трафика, начиная с 301 минуты, на счет абонента ежедневно; 40 копеек за каждую минуту входящего трафика в последний день отчетного месяца (отчетного периода, в случае досрочного расторжения/приостановления договора), при условии преодоления порога в 301 минуту входящего трафика. При этом, входящий трафик с номеров СкайЛинк не учитывался. Программа поощрения не распространялась на абонентов-юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на абонентов-физических лиц, которые обслуживались на кредитном уровне доверия, а также на абонентские номера, переоформленные с юридического лица или индивидуального предпринимателя, начиная с 01.03.2011 г.
Расчетным периодом по программе поощрения являлся календарный месяц. Первого числа месяца, следующего за расчетным в 00.01 счетчик входящего трафика с СПС обнуляется. Начисление производились в три этапа. Первый этап - при достижении суммарно 301 минуты абоненту на счет начислялась разово сумма в размере 180 рублей 60 копеек. Второй этап - ежедневно в 23.59 абоненту начислялась сумма, рассчитываемая исходя из формулы (количество полных минут входящего трафика с СПС с 00.00 по 23.59)*60 копеек. Третий этап - в 23.59 последнего дня месяца абоненту начисляются Мб по итогам месяца на оставшуюся сумму бонуса после вычета НДФЛ из расчета:
100-60-13=27 копеек за одну минуту, где:
100-копеек, начисленный бонус за одну входящую минуту
60-копеек, бонусы, начисленные по первому и второму этапу за одну входящую минуту.
13-копеек, НДФЛ в случае превышения лимита 4000,00 руб. в год.
27 копеек - эквивалент 512 Кб (1Мб=54 копейки).
Накопленные Мб абонент мог потратить в течение месяца, следующего за расчетным. По истечение месяца, следующего за расчетным, счетчик неиспользованных Мб обнулялся.
Начисленные денежные средства могли быть использованы абонентом на оплату услуг связи либо для приобретения терминального оборудования. В случае расторжения договора абоненту возвращался остаток заработанных бонусов со счета, но не более 60% от общих начислений. Возврат осуществлялся наличным расчетом либо перечислением на лицевой счет, указанный в письменном заявлении, не позднее 10 рабочих дней с момента принятия заявления о расторжении договора в офисе продаж и обслуживания абонентов. При этом, неиспользованный пакет Мб выплате абоненту в денежном эквиваленте не подлежал, а также не мог быть переведен абонентом на другие счета.
В случае наступления налоговых последствий (суммарный доход свыше 4000,00 руб.) для абонента, с него в последний день месяца удерживалось 13% (НДФЛ) от суммы месячных начислений. Начисление и удержание НДФЛ осуществлялось в последний день месяца. Перечисление в бюджет удержанного НДФЛ осуществлялось в установленные законодательством сроки.
Согласно условиям программы поощрения, услуга "Дарим 1 рубль за 1 минуту" не могла быть активирована параллельно с услугой "10" на одном абонентском номере. При подключении абонентских номеров на тарифные планы "Проще простого" и "Проще простого" (корп) с одновременным подключением услуги "Дарим 1 рубль за 1 минуту" плата за подключение в размере 111 рублей не взималась.
Программа поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту" действовала на территории Удмуртской Республики в период с 01.03.2011 г. по 28.07.2011 г.
В соответствии с п.9) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
На территории Удмуртской Республики услуги подвижной радиотелефонной связи оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ОАО "Вымпел-Коммуникации" (Лицензия N 42575 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи); ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (Лицензия N 50789 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи); ЗАО "Астарта" (Лицензия N 67824 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи); ОАО "Мегафон" (Лицензия N 50788 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи); ЗАО "Сотовая Связь Удмуртии" (Лицензии N 55460, N 72711, N 72712, N 86549 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи). Вышеуказанные Общества являются конкурентами, поскольку осуществляют один вид деятельности на одном товарном рынке.
ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон", ЗАО "Сотовая Связь Удмуртии" заключены договоры с ЗАО "Астарта" о присоединении (N 25/07-СВ от 14.09.2007 г.; 16/СВ от 18.12.2006 г.; N 362/15/СВ от 30.10.2006 г.; N 10/195/1В от 01.09.2006 г. соответственно).
В рамках данных договоров стороны оказывают друг другу услуги присоединения на зоновом уровне (организация точки присоединения; обслуживание средств связи, образующих точку (точки) присоединения, в течение срока действия договора о присоединении) и услуги по зоновому завершению вызова на свою сеть связи (услуги по пропуску трафика).
В соответствии с пунктом 33) статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" услуга присоединения представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.
Исходя из пункта 34) статьи 2 указанного Закона, услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.
За оказание вышеназванных услуг каждая из сторон оплачивает другой стороне цену, размер которой определяется "Экономическими условиями присоединения", являющимися приложениями к вышеуказанным договорам. При этом, размер денежных средств, который контрагент должен оплатить за оказанные второй стороной по договору услуги по зоновому завершению вызова, зависит от объема оказанных услуг (времени, в течение которого осуществляется пропуск трафика).
Соответственно, предоставление возможности отправлять и принимать информационные сообщения потребителям услуг связи является главной задачей деятельности оператора связи. При этом, осуществляемая оператором связи деятельность по предоставлению услуг связи направлена на получение прибыли.
Программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" и "Дарим 1 рубль за 1 минуту", введенные ЗАО "Астарта" на территории Удмуртской Республики в 2010 году и 2011 году соответственно, предусматривали начисление абонентам 60 копеек/1 рубль (в зависимости от программы) за каждую минуту входящего трафика на их федеральный номер с номеров других операторов сотовой связи, действующих на территории Удмуртской Республики. При этом, входящий трафик с номеров СкайЛинк не учитывался и начисление происходило при условии преодоления порога в 301 минуту входящего трафика. Программой поощрения "Дарим 60 копеек за 60 секунд" также было предусмотрено, что в случае превышения в течение календарного месяца порога в 3000 входящих звонков с СПС на номер абонента, действие программы приостанавливалось, начисления за входящие вызовы не производились. По программе поощрения "Дарим 1 рубль за 1 минуту" дополнительно предусматривалось начисление Мб по итогам месяца на оставшуюся сумму бонуса после вычета НДФЛ. Накопленные Мб абонент мог потратить в течение месяца, следующего за расчетным. По истечение месяца, следующего за расчетным, счетчик неиспользованных Мб обнулялся.
Кроме того, согласно условиям данных программ, в случае расторжения договора абоненту возвращался остаток заработанных бонусов со счета (для программы "Дарим 1 рубль за 1 минуту" - не более 60% от общих начислений).
Таким образом, ЗАО "Астарта", проводя на территории Удмуртской Республики вышеуказанные программы поощрения, воздействовало на своих абонентов - потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи, таким образом, что они предпринимали действия по увеличению количества входящих вызовов с номеров других операторов сотовой связи, действующих на территории Удмуртской Республики. При этом, происходило увеличение количества трафика, пропускаемого ЗАО "Астарта", а значит, увеличение объема реализации такого товара, как услуга по пропуску трафика, оказанная другому оператору связи, за которую договором о присоединении предусмотрена определенная цена.
Соответственно, оборудование, образующее точку присоединения, использовалось не только в интересах присоединяемого оператора. Трафик перемещается в обоих направлениях. Если трафик исходит из сети присоединяемого оператора и завершается на сети связи присоединяющего оператора, то у присоединяемого оператора возникает обязанность уплатить присоединяющему оператору плату за завершение вызова. Таким образом, присоединение сети связи присоединяемого оператора к сети связи присоединяющего оператора позволяет увеличить доходность предпринимательской деятельности последнего.
Представленные в материалы дела счета, акты, счета-фактуры, акты зачета взаимных требований за оказанные услуги по пропуску трафика, соглашения о погашении зачетом встречных однородных требований за 2010 год и 2011 год свидетельствуют о резком увеличении стоимости затрат ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон" по договорам присоединения в период проведения ЗАО "Астарта" программ поощрения "Дарим 60 копеек за 60 секунд" (с 16.06.2010 г. по 31.10.2010 г.) и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" (с 01.03.2011 г. по 28.07.2011 г.).
Представленная ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон" сводная информация об объемах исходящего трафика в направлении всех операторов подвижной радиотелефонной связи на территории Удмуртской Республики (динамика интерконнекта от входящего и исходящего трафика по Ижевскому филиалу ОАО "ВымпелКом" в разрезе по операторам мобильной связи; информация об объеме исходящего трафика ОАО "Мегафон" (минуты) в направлении ЗАО "Астарта", ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ЗАО "Сотовая Связь Удмуртии"; информация об объеме исходящего трафика ОАО "МТС" в направлении ЗАО "Астарта" и объеме исходящего трафика в направлении других операторов мобильной связи УР) свидетельствует о резком изменении таких объемов в направлении ЗАО "Астарта" и изменении объемов в пределах средних значений в направлении других операторов сотовой связи, что подтверждает наличие причинно-следственной связи между введением ЗАО "Астарта" программ поощрения абонентов и ростом затрат других операторов сотовой связи.
Исходя из изложенного, действия ЗАО "Астарта" по стимулированию своих абонентов на увеличение объема входящих вызовов направлены на получение Обществом преимуществ в виде повышения привлекательности услуг ЗАО "Астарта" в результате использования абонентами полученных денежных средств по проводимым программам поощрения без каких-либо дополнительных затрат со стороны Общества, а также в виде увеличения доходов от оплаты услуги по пропуску трафика.
Такие действия ЗАО "Астарта" по введению и проведению на территории Удмуртской Республики программ поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" в 2010 году и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" в 2011 году причинили хозяйствующим субъектам-конкурентам убытки, поскольку увеличение исходящих вызовов с номеров операторов сотовой связи ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон" на номера оператора сотовой связи ЗАО "Астарта" привели к значительному (необоснованному) увеличению затрат и уменьшению доходов ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон", так как часть таких доходов направляется на оплату услуг по пропуску трафика.
При этом, прирост исходящего трафика от ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон" в значительной мере обусловлен наличием "пустого" трафика, в виде многочасового дозвона на номера ЗАО "Астарта" из номерной емкости указанных Обществ, с целью накопления и последующего получения бонусов от ЗАО "Астарта". Возможность и наличие подобного трафика обусловлены исключительно проводимыми программами поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" в 2010 году и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" в 2011 году.
Вводя маркетинговую акцию, операторы связи рассчитывают достичь определенных целей, в связи с чем, в числе прочего, проводится анализ целевой аудитории, на которую направлена акция, анализ ценовой политики конкурентов, осуществляется прогнозный расчет желаемого результата акции. Данное поведение является сложившимся и применяемым в области связи правилом проведения (обычаем делового оборота).
Вводя на территории Удмуртской Республики программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" ЗАО "Астарта" не могло не предвидеть резкого увеличения спроса со стороны абонентов иных операторов сотовой связи (ОАО "Вымпел-Коммуникации", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мегафон") на исходящие вызовы с сети данных операторов на сеть ЗАО "Астарта" в целях получения денежных средств, а также роста затрат конкурентов по договорам присоединения.
В условиях заключенного между операторами связи договора о присоединении, обязательства сторон об оплате услуг находятся в неком равновесии. Таким образом, при достижении согласия в обычных условиях рынка стороны способны предвидеть возможные расходы и риски. В рассматриваемом случае, при введении ЗАО "Астарта" программ поощрения "Дарим 60 копеек за 60 секунд" в 2010 году и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" в 2011 году имеет место направленное (в интересах ЗАО "Астарта") смещение равновесия в сторону увеличения объема услуг по пропуску трафика. Такие введенные и инициированные действия ЗАО "Астарта" по увеличению собственных доходов и увеличению расходов контрагентов выходят за рамки обычаев делового оборота, а также противоречат принципам разумности и справедливости.
Таким образом, действия ЗАО "Астарта" по введению и проведению на территории Удмуртской Республики программ поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" в 2010 году и "Дарим 1 рубль за 1 минуту" в 2011 году направлено на получение преимуществ, противоречит действующему законодательству, обычаям делового оборота, принципам разумности и справедливости и причинили убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, что является недобросовестной конкуренцией, нарушает требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
11.11.2011 г. Комиссией Удмуртского УФАС России было вынесено решение по делу N СЮ04-02/2011-11 (резолютивная часть оглашена 28.10.2011 г.), согласно которому действия ЗАО "Астарта" по введению и проведению на территории Удмуртской Республики в 2010 году программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" и в 2011 году программы поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту" были признаны недобросовестной конкуренцией, нарушающими часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ЗАО "Астарта" было признано нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и принято решение о передаче материалов дела N СЮ04-02/2011-11 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ЗАО "Астарта" и виновного должностного лица Общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Определением от 16.11.2011 г. Удмуртским УФАС России в отношении ЗАО "Астарта" было возбуждено дело об административном правонарушении N СЮ04-04/201-19А и проведении административного расследования. Согласно данному определению составление протокола об административном правонарушении в отношении ЗАО "Астарта" по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было назначено на 12.12.2011 г. Указанное определение было направлено в адрес законного представителя ЗАО "Астарта" сопроводительным письмом исх.N СЮ01-17-04/9145 от 16.11.2011 г.
12.12.2011 г. на составление протокола об административном правонарушении законный представитель ЗАО "Астарта", уведомленный надлежащим образом о времени и месте составления протокола (почтовое уведомление о вручении N 42605144132509 от 22.11.2011 г.), не явился, направив на представление интересов Общества <_> действующую в качестве защитника на основании общей доверенности от 23.03.2011 г. N 2д-592.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2011-19А от 13.12.2011 г. рассмотрение данного дела было назначено на 23 января 2012 года в 15 часов 15 минут.
Определением от 13.12.2011 г. срок рассмотрения дела N СЮ04-04/2011-19А был продлен до 27 января 2012 года.
Копия протокола об административном правонарушении N СЮ04-04/2011-19А от 12.12.2011 г., определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2011-19А от 13.12.2011 г. и определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N СЮ04-04/2011-19А от 13.12.2011 г. были направлены в адрес законного представителя ЗАО "Астарта" письмом исх. N СЮ01-17-04/10070 от 13.12.2011 г.
20.01.2012 г. в Удмуртское УФАС России поступили письменные объяснения ЗАО "Астарта" по делу N СЮ04-04/2011-19А, в соответствии с которыми филиал ЗАО "Астарта" в УР введением рассматриваемых акций не нарушал обычаев делового оборота, требований разумности и добропорядочности, так как отсутствуют обязательные (установленные ч. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации ) для обычаев делового оборота (а равно для требований добропорядочности, разумности и справедливости) признаки устойчивости и общепризнанности. На момент введения и действия акций Общества, подобные акции и тарифы, предусматривающие начисление денежных средств абоненту за входящие вызовы, на территории Удмуртии были у большинства операторов. У "ТЕЛЕ2" - тариф "Зарплата" - 50 копеек за входящую минуту. Бонусная программа "МТС" - 75 копеек за входящую минуту. "Билайн" и "Мегафон" имели подобные акции ранее. Таким образом, указанные операторы, вводя данные акции и тарифы, признавали их не нарушающими обычаи делового оборота, принципы разумности и целесообразности. Соответственно, правомочность проведения данных акций является устойчивой и общепризнанной. Вместе с тем, Комиссия Удмуртского УФАС России, делая вывод о наличии в действиях филиала ЗАО "Астарта" признаков нарушения обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости, исходила не из оценки приведенных Обществом доказательств и доводов их отсутствия, которым даже не дала оценку, а опираясь на мнение заинтересованных операторов мобильной связи ("МТС", "Билайн", "Мегафон"), имеющих демпинговые тарифы. Исходя из объяснений, сами по себе акции филиала ЗАО "Астарта" в Удмуртской Республике не могли нанести убытки другим операторам, так как необходимым условием появления абонентов, которые, как предполагается, генерировали трафик с сетей "Билайна" и "МТС" на сети ЗАО "Астарта", являлось наличие у указанных операторов тарифных планов с ценой исходящей минуты значительно меньшей, чем плата за завершение вызова. Соответственно, налицо причинно-следственная связь между одновременным (вне зависимости от того, что введено последним - тариф или акция) наличием на рынке демпинговых тарифов и акций, подобных рассматриваемым - с одной стороны и возможных убытков указанных операторов - с другой. Согласно объяснениям, ЗАО "Астарта" не имело умысла на причинение каких-либо убытков другим операторам, вводя указанные акции.
23.01.2012 г. на рассмотрение протокола об административном правонарушении N СЮ04-04/2011-19А законный представитель ЗАО "Астарта", уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протокола (почтовое уведомление о вручении N 42605145128365 от 19.12.2011 г.), не явился, направив на защиту интересов Общества <_> действующую на основании общей доверенности от 23.03.2011 г. N 2д-592, и Н<_> действующего на основании общей доверенности N 1/1-29 от 01.01.2012 г.
Защитники ЗАО "Астарта" поддержали в полном объеме ранее представляемые в Удмуртское УФАС России объяснения по делу N СЮ04-04/2011-19А, указав, что Обществом факт нарушения антимонопольного законодательства не признается.
В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершённого ЗАО "Астарта" нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются в полном объёме материалами дела N СЮ04-02/2011-11.
Должностное лицо Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО "Астарта" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, считает доводы Общества необоснованными.
Событие административного правонарушения - осуществление в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренции посредством введения и проведения на территории Удмуртской Республики в 2010 году программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" и в 2011 году программы поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту", что направлено на получение преимуществ, противоречит действующему законодательству, обычаям делового оборота, принципам разумности и справедливости и причинило убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам.
Состав административного правонарушения, совершённого ЗАО "Астарта" и предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:
- объект административного правонарушения - общественные отношения, охраняющие добросовестность конкуренции на товарных рынках как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи;
- объективная сторона административного правонарушения - действия ЗАО "Астарта" по введению и проведению на территории Удмуртской Республики в 2010 году программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" и в 2011 году программы поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту", направленные на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие действующему законодательству, обычаям делового оборота, принципам разумности и справедливости и способные причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, что нарушает требования ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
- место совершения административного правонарушения - Удмуртская Республика, г. Ижевск,
- время совершения административного правонарушения: с 16 июня 2010 года по 31 октября 2010 года (для программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд"); с 01 марта 2011 года по 28 июля 2011 года (для программы поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту").
Факт нарушения установлен решением Комиссии Удмуртского УФАС России от 11.11.2011 г. по делу N СЮ04-02/2011-11.
- способ совершения - введение и проведение на территории Удмуртской Республики в 2010 году программы поощрения абонентов "Дарим 60 копеек за 60 секунд" и в 2011 году программы поощрения абонентов "Дарим 1 рубль за 1 минуту";
- субъект административного правонарушения - ЗАО "Астарта";
- субъективная сторона административного правонарушения - вина, поскольку ЗАО "Астарта", имея возможность соблюдения антимонопольного законодательства, не предприняло достаточных мер для недопущения совершения правонарушения, что свидетельствует о небрежном отношении Общества к своей публично-правовой обязанности по соблюдению требований к запрету осуществления недобросовестной конкуренции. Доказательств осуществления таких мер Обществом не представлено.
Правонарушение, совершенное ЗАО "Астарта", не является малозначительным исходя из следующего.
Общественные отношения в сфере защиты конкуренции особо регламентируются законодательством Российской Федерации путем установления в статье 14 Федерального закона "О защите конкуренции" запрета недобросовестной конкуренции, в связи с важностью для общественных отношений, охраняющих конкуренцию, правил, позволяющих не допустить направленные на получение преимуществ и противоречащие закону действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
ЗАО "Астарта" нарушило запрет на осуществление недобросовестной конкуренции, установленный частью 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", и, тем самым, создало существенную угрозу общественным отношениям, обеспечивающим защиту конкуренции.
Исходя из этого, оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ЗАО "Астарта" от административной ответственности не имеется.
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность: совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Следовательно, наложение административного штрафа на ЗАО "Астарта" осуществляется с учетом обстоятельства, смягчающего административную ответственность, в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.33, статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на Закрытое акционерное общество "Астарта" (зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве 03.10.2008 г., ОГРН 5087746172069, ИНН 7705858312, юридический адрес: 109044, г. Москва, ул. Воронцовская, 20), за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 23 января 2012 г. N СЮ04-04/2011-19А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016