Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 67-К-04-11 (опубликовано 31 января 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17.01.2012
Полный текст решения изготовлен 30.01.2012
Комиссия Астраханского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<>. - руководитель Управления;
Члены комиссии:
<>- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
<>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии: представителя Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани <> (доверенность от 12.01.2012 N01-04-01-20), представителя администрации г.Астрахани <> (доверенность от 10.01.2012 б/н), рассмотрев дело N67-К-04-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией г. Астрахани и Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Комиссия Астраханского УФАС России, изучив материалы, на основании которых инспекцией Астраханского УФАС России, утвержденной приказом руководителя Астраханского УФАС России от 18.07.2011 N181-п, было принято решение от 14.09.2011 N15-11, которым уполномоченный орган администрация г.Астрахани (далее - Уполномоченный орган) и муниципальный заказчик Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г.Астрахани (далее - Заказчик), были признаны нарушившими ч.7 ст.41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила следующее.
Уполномоченный орган на основании поступившей заявки от Заказчика 15.12.2011 разместил на сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение о проведении открытого аукциона и документацию об открытом аукционе на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К. Маркса в Кировском районе города Астрахани, утвержденная должностным лицом Уполномоченного органа (далее ? аукционная документация).
В разделе 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В силу требования п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов (конкурс, аукцион) устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, т. е. о наличии у участника размещения заказа соответствующих разрешительных документов (лицензии и пр.) в случае, если данное требование установлено действующим законодательством РФ.
В разделе 13 "Перечень документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации" аукционной документации установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них в составе аукционной заявки копии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия необходимо только при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Поскольку предметом открытого аукциона являлось выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К.Маркса в Кировском районе города Астрахани, следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона (разработка документации по планировке и межеванию территории) не требуется.
В силу п.2 ч.6 ст.41.8 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен во второй части своей аукционной заявки представить копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что участник размещения заказа на участие в открытом аукционе на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К. Маркса в Кировском районе города Астрахани должен представить во второй части своей заявки только копии лицензий, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом данного аукциона.
Ч.7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 данной статьи документов и сведений, не допускается.
В соответствии с пунктами 2.2.6 ? 2.2.7 Порядка взаимодействия и контроля в сфере формирования, размещения и исполнения муниципального заказа муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 19.08.2010 N6233-м, до размещения уполномоченным органом муниципального заказа всеми способами, кроме закупок у единственного источника, муниципальными заказчиками оформляется заявка в строгом соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Порядку, техническое задание и проект муниципального контракта являются неотъемлемой частью заявки.
При этом, техническое задание должно содержать полное описание требований к поставляемому товару, выполняемым работам и оказываемым услугам, а также количество или объем поставки, сроки (графики) поставки, объем гарантийных обязательств, место поставки либо дислокацию на выполнение работ, сроки и порядок оплаты, в случае необходимости - наличие лицензии либо допуска по виду деятельности. Подписанное и утвержденное должностным, либо иным уполномоченным лицом Заказчика, техническое задание представляется в Центр вместе с заявкой.
Следует отметить, что Заказчик в графе своих заявках на организацию и проведение открытого аукциона (в электронной форме) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К. Маркса в Кировском районе города Астрахани, поданной в Уполномоченный орган, установил перечень лицензий которые необходимы для выполнения работ по предмету вышеуказанного аукциона, где и содержалось требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по ресторации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Из вышеизложенного следует, что Уполномоченный орган и Заказчик, установив требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе своей заявки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), нарушили требование ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
В силу ст.4 Закона о защите конкуренции конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п.17 ст.4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ст.17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч.1).
При проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (ч.2).
Установление Заказчиком и Уполномоченным органом незаконного вышеуказанного требования к участникам размещения заказа могло привести к ограничению числа участников торгов (фактическое ограничение доступа к участию в аукционе), так как не каждый хозяйствующий субъект, имеющий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право на осуществление деятельности по разработке документации по планировке и межеванию территории, одновременно имеет и лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Пунктом 1.6 постановления мэра г.Астрахани от 05.04.2010 N2118-м "Об утверждении Положения об управлении муниципального заказа администрации города Астрахани, его отделах и секторе", установлено, что управление не является юридическим лицом и финансируется за счет средств бюджета МО "Город Астрахань".
В соответствии со структурой администрации г.Астрахани, утвержденной Решением Городской Думы г.Астрахани от 26.11.2010 N217, управление муниципального заказа является структурным подразделением администрации города Астрахани.
Из вышеизложенного следует, что функции уполномоченного органа, в соответствии с требованием Закона о размещении заказов, осуществляет администрация г.Астрахани.
Следует отметить, что в соответствии со структурой администрации города Астрахани, утвержденной Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 26.11.2010 N217, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г.Астрахани является структурным подразделением администрации МО "Город Астрахань".
Согласно п.1.5 Положению о комитете по архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани, утвержденному постановлением мэра города от 19.01.2007 N45-м, комитет является юридическим лицом.
П.1 постановления администрации г.Астрахани от 30.08.2011 N7778, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г.Астрахани переименован в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани.
Исходя из вышеизложенного, в действиях администрации г.Астрахани и Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани содержится нарушение ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела эксперт Министерства культуры Астраханской области Попов П.В. пояснил, что для осуществления работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К.Маркса в Кировском районе города Астрахани лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия не требуется (данная позиция подтверждается письмом Министерства культуры Астраханской области от 22.09.2011 N2200/01-21).
Одновременно Астраханское УФАС России обратилось в Министерство культуры Российской Федерации (письмо от 28.11.2011 N04/7427) с просьбой сообщить официальную позицию органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, о необходимости наличия у хозяйствующего субъекта при выполнении им работ по разработке документации по планировке и межеванию территории лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), если в границах данной территории находятся объекты культурного наследия.
Министерство культуры Российской Федерации в ответ на вышеуказанное обращение Астраханского УФАС России письмом от 06.12.2011 N10.2-1-2181, сообщило что "разработка документации по планировке и межеванию территории не относятся к деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в настоящее время лицензированию не подлежат".
Следует также отметить что, что Уполномоченный орган самостоятельно обращался в Министерство культуры Российской Федерации "с просьбой объяснить относятся ли проектные работы в границах историко-архитектурных комплексов к категории проектных работ по реставрации объектов культурного наследия и необходимо ли при проведении данных работ наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N73 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В ответ на данное обращение Министерство культуры Российской Федерации письмом от 08.12.2011 N8489-01-55/12-Еч, сообщило что проекты планировки и межевания территории являются видом градостроительной деятельности, и лицензирование данного вида деятельности законодательством РФ по сохранению объектов культурного наследия не предусмотрено.
Таким образом, Уполномоченный орган и Заказчик, установив незаконное требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе своей заявки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которая в соответствии с действующим законодательством не требуется при выполнении работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К.Маркса в Кировском районе города Астрахани, нарушили ст.17 Закона о защите конкуренции.
Согласно протоколу от 20.01.2011 N1-76Э открытый аукцион на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц В.Барсовой, С.Перовской, Магнитогорской, Красная Набережная, Победы, площадь К.Маркса в Кировском районе признан несостоявшимся, контракт не заключен.
В связи с рассмотрением обстоятельств дела по существу, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать администрацию г.Астрахани и Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани нарушившими ч.1 и ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции.
2. Основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
Председатель комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч.2 ст.19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 67-К-04-11 (опубликовано 31 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016