Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
N 15-01-18.1-03/552 (опубликовано 13 июля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления -
начальник отдела контроля органов власти;
Членов комиссии: Лосевская Е.В. - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти.
Савинкова О.Л. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "Управляющая компания 155" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов, конкурсной комиссии - Администрации Кировского района Волгограда, при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций на управление многоквартирными домами по лотам N 1, 2, 3, 4, 5, 6. Извещение N190515/4778000/02 размещено на сайте: torgi.gov.ru. установила:
В УФАС по Волгоградской области 02 июля 2015 года поступила жалоба ООО "Управляющая компания 155" на действия организатора торгов, конкурсной комиссии - Администрации Кировского района Волгограда, при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций на управление многоквартирными домами по лотам N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (далее - открытый конкурс).
Жалоба Заявителем подана в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения (N03-8/4690 от 06.07.2015) направлено Заявителю 6 июля 2015 г. и организатору торгов, конкурсной комиссии 6 июля 2015 г. по электронной почте: radm05@volgadmin.ru/
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 10 июля 2015 г. в 9 ч. 30 мин., после перерыва 13 июля 2015 г. в 16 ч. 00 мин.
На рассмотрении жалобы присутствовали: Щелянов Д.М. - представитель Администрации Кировского района Волгограда по доверенности N11 от 15.06.2015; Колесникова А.С. - представитель ООО "Управляющая компания 155" по доверенности от 20.06.2015.
Торги - открытый конкурс по отбору управляющих организаций на управление многоквартирными домами Кировского района Волгограда по лотам N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (далее - открытый конкурс).
Организатором открытого является Администрация Кировского района Волгограда (далее - организатор торгов).
Организация, порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций на управление многоквартирными домами Кировского района Волгограда установлены Правилами проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила проведения конкурса, Правила N75).
Представителем организатора торгов представлена Конкурсная документация для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Кировского района Волгограда с приложениями (не заверенная копия) утверждена 19.05.2015 Главой администрации Кировского района Волгограда Невструевым А.А. (далее - конкурсная документация).
Извещение N190515/4778000/02 о проведении торгов размещено на сайте: www.torgi.gov.ru. Согласно указанному извещению: вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе - 19.06.2015 в 10-00 ч., рассмотрение заявок на участие в конкурсе - 23.06.2015 в 10-00 ч., проведение конкурса назначено на 25.06.2015 в 10-00 ч.
В пункте 4.1 извещения поименована одна дополнительная работа (услуга) по содержанию и ремонту объекта конкурса.
В составе конкурсной документации, проекты договоров управления многоквартирными домами по лотам N1, 2, 3, 4, 5, 6 отсутствуют; имеются, в числе прочего: состав общего имущества собственников в многоквартирном доме (приложение 1к договору управления многоквартирным домом N_____ по ул. ________ от "__"__________20__г.), общие сведения о многоквартирном доме (приложение 1.1 к договору управления многоквартирным домом N_____ по ул. ________ от "__"__________20__г.), один перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, выполняемых (оказываемых) по договору управлению многоквартирным домом (приложение N2 к договору управления N_____ от _______________), в котором графы годовой платы и стоимости на 1 кв. метр общей пл. не заполнены.
Администрацией Кировского района Волгограда представлено следующее: Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 19.06.2015, утв. Главой Администрации Кировского района Волгограда Невструевым А.А. 19.06.2015 (далее Протокол от 19.06.2015); Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утв. Главой Администрации Кировского района Волгограда Невструевым А.А. 25.06.2015 (далее Протокол от 25.06.2015). Также представлены: расчеты размеров обеспечения заявки и исполнения обязательств по многоквартирным домам Кировского района Волгограда, объединенным в лоты N 1, 2, 3, 4, 5, 6 являющимися объектами конкурса по выбору управляющей организации
Обжалуемые действия конкурсной комиссии - нарушение процедуры проведения открытого конкурса, предусмотренного Правилами N75.
Представитель заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе. Пояснил, организатор торгов не обеспечил размещение конкурсной документации, на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении конкурса, что является недопустимым, в соответствии с п. 44 Правил. Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель Администрации в заседании Комиссии представил запрошенные материалы, относительно доводов, изложенных в жалобе, пояснил, что, организатор торгов разрабатывал конкурсную документацию на основании имеющихся документов. Просит признать жалобу необоснованной, полагает, что действия организатора торгов и конкурсной комиссии не противоречат Правилам проведения конкурса.
Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Организатором конкурса является Администрация Кировского района Волгограда в соответствии с Постановлением главы Волгограда от 19.11.2007 г. N2575 "Об определении администраций районов Волгограда уполномоченными органами на проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами и утверждении мероприятий по подготовке и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами".
Согласно п. 2.3.6 Положения об Администрации Кировского района Волгограда, утв. Решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 г. N 40/1252 к полномочиям Администрации относится: организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.
1. Пунктом 44 Правил N75 установлено, что организатор конкурса или по его поручению специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении конкурса.
Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте всеми заинтересованными лицами без взимания платы.
Согласно пункту 46 организатор конкурса или по его поручению специализированная организация на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в течение 2 рабочих дней с даты получения заявления обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении конкурса. Конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения заинтересованным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена организатором конкурса и указание об этом содержится в извещении о проведении конкурса. Размер указанной платы не должен превышать расходы организатора конкурса или по его поручению специализированной организации на изготовление копии конкурсной документации, а также доставку ее лицу (в случае если в заявлении содержится просьба о предоставлении конкурсной документации посредством почтовой связи). Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы.
Конкурсная документация, предоставляемая в порядке, установленном пунктом 46 настоящих Правил, должна соответствовать конкурсной документации, размещенной на официальном сайте (пункт 47 Правил N75).
Сторонами, участвующими в деле не опровергается факт не размещения конкурсной документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Кировского района Волгограда с приложениями, утвержденной 19.05.2015 Главой администрации Кировского района Волгограда Невструевым А.А. на сайте www.torgi.gov.ru.
Организатор торгов не обеспечил размещение конкурсной документации, на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении конкурса, что является недопустимым, в соответствии с п. 44 Правил.
Таким образом, жалоба заявителя об обжаловании указанных действий конкурсной комиссии является обоснованной.
2. В результате анализа представленной в материалы организатором торгов конкурсной документации выявлено следующее.
Согласно п.п. 16 п. 41 Правил N75 конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя: проект договора управления многоквартирным домом, составленный в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
Подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, действующим законодательством прямо определено, что состав общего имущества должен быть отражен в договоре управления многоквартирным домом.
Однако в составе конкурсной документации отсутствуют проекты договоров управления многоквартирных домов в отношении которых будут осуществляться управление, и адрес такого дома, отсутствует состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление.
В связи с этим представленная конкурсная документация, в части договоров управления, не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 Правил N 491.
Таким образом, организатором открытого конкурса нарушен п.п. 16 п. 41 Правил N75.
3. В соответствии с подпунктом 4 пункта 41 Правил N75 перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, по форме согласно приложению N 2. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.
Исходя из буквального толкования указанных норм организатор конкурса самостоятельно определяет перечень обязательных работ и услуг и самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой обязательных работ и услуг по каждому многоквартирному дому, являющимся объектом торгов.
Комиссия, проанализировав конкурсную документацию, а именно: один перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, выполняемых (оказываемых) по договору управлению многоквартирным домом (приложение N2 к договору управления N_____ от _______________), в котором графы годовой платы и стоимости на 1 кв. метр общей пл. не заполнены, являющемся объектом конкурса приходит к выводу о том, что организатор конкурса не сформировал перечень для каждого многоквартирного дома - объекта конкурса, с учетом их уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров, и не определил расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.
Таким образом, организатором торгов - Администрацией Кировского района не соблюден подпункт 4 пункта 41 Правил N75.
4. Согласно п.п. 4 (1) п.38 Правил N75 в извещении о проведении конкурса указывается наименование дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, перечень которых устанавливается в соответствии с подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил;
Согласно п.п. 4(1) п.41 Правил N75 конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (далее - дополнительные работы и услуги), включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.
Таким образом, перечень должен состоять из нескольких работ и услуг, тем самым предоставляется участникам конкурса право выбора той или иной дополнительной работы или услуги в зависимости от имеющейся возможности управляющей организации.
Согласно пункта 4.1 извещения и Приложению N4 к конкурсной документации в перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (лоты N1,2,3,4,5,6) включена единственная работа: высадка на земельном участке, прилегающим к дому, деревьев в количестве 5 штук.
Таким образом, организатором открытого конкурса - Администрацией Кировского района Волгограда поименована только одна дополнительная услуга, что не соответствует требованиям подпункта 4(1) пункта 41 Правил N75 и препятствует выбору участником конкурса дополнительных работ и услуг право на которое предусмотрено пунктом 77 Правил N75, согласно которому участник конкурса который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг называет перечень дополнительных работ и услуг, общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг.
В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Исходя из выявленных Комиссией грубых нарушений норм Правил N75, допущенных организатором торгов при организации открытого конкурса, считает необходимым выдать организатору торгов - Администрации Кировского района Волгограда предписание об аннулировании торгов.
В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Управляющая компания 155" на действия организатора торгов, конкурсной комиссии - Администрации Кировского района Волгограда, при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций на управление многоквартирными домами по лотам N1, 2, 3, 4, 5, 6 (извещение N190515/4778000/02) обоснованной.
2. Признать факт нарушения организатором торгов - Администрацией Кировского района Волгограда при организации открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Кировского района (по лотам N1, 2, 3, 4, 5, 6 извещение N190515/4778000/02) п.п. 5 п. 38, п.п. 1, 4, 4(1), 16 п. 41 Правил проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
3. Выдать организатору торгов - Администрации Кировского района предписание об аннулировании торгов (извещение N190515/4778000/02).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 15-01-18.1-03/552 (опубликовано 13 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016