Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 29 июня 2015 г. N 1-00-992/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "СОЗВЕЗДИЕ-СВ" на действия заказчика - ОАО "РОССЕТИ" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов офисного здания ОАО "Россети" (реестровый N 31502408030),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "СОЗВЕЗДИЕ-СВ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "РОССЕТИ" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов офисного здания ОАО "Россети" (реестровый N 31502408030) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
1. в неправомерном отказе в приеме заявки Заявителя на участие в Закупке;
2. в неправомерном выборе способа закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Россети"(далее - Положение о закупках).
28.05.2015на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 28.05.2015 дата окончания подачи заявок - 08.06.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 19.06.2015, дата подведения итогов - 30.06.2015.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию предложений от 15.06.2015 N 243р/1 Закупочной комиссией принято решение не предпринимать к дальнейшему рассмотрению предложение ООО ЧОП "СОЗВЕЗДИЕ-СВ" как несоответствующее пункту 4.6.1 Закупочной документации.
1. Согласно доводу Заявителя, непринятие заявки ООО ЧОП "СОЗВЕЗДИЕ-СВ" к участию в Закупке неправомерно ввиду отсутствия в документации о проведении Закупки, а также в Положении о закупках обязанности по подаче заявок одновременно в электронной форме и письменной форме.
Заказчик доводам Заявителя возразил, пояснив, что согласно извещению о проведении Закупки способ размещения закупки - открытый запрос предложений в электронной форме. Вместе с тем, пунктом 13.6.8 Положения о закупках предусмотрено проведение запроса предложений на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), подача предложений на ЭТП. Конкретный порядок подачи предложений в соответствии с требованиями Закона о закупках определен пунктом 4.6 Закупочной документации. Учитывая тот факт, что заявка ООО ЧОП "СОЗВЕЗДИЕ-СВ" не была подана через функционал ЭТП в соответствии с установленным порядком, документы Заявителя к дальнейшему рассмотрению не принимались, документы участника не вскрывались.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 9.6.5 Положения о закупках участники закупочных процедур должны доказать Обществу свое соответствие предъявляемым требованиям путем предоставления необходимых документов (в том числе - согласно перечню, определяемому в рамках каждой отдельной закупочной процедуры). Важным для участников при подаче заявок является умение работать на ЭТП, применяемой Обществом.
В соответствии с пунктом 13.6.8 Положения о закупках при проведении запроса предложений на ЭТП, предложения подаются на ЭТП до срока, оговоренного в документации по запросу предложений и заверяются электронной цифровой подписью участника.
Согласно извещению о проведении Закупки, опубликованному на Официальном сайте, способ размещения закупки - открытый запрос предложений в электронной форме.
Согласно пункту 4.6.1 Закупочной документации предложение должно быть подготовлено в электронной форме с использованием функционала электронной торговой площадки ОАО "Россети" (http://www.b2b-mrsk.ru) и в письменной (бумажной) форме. Письменная (бумажная) форма предложения необходима для подтверждения соответствия и обеспечения законной силы электронных документов, направленных через электронную торговую площадку ОАО "Россети" (http://www.b2b-mrsk.ru).
В соответствии с пунктом 4.6.2 Закупочной документации участники при оформлении Предложений через электронную торговую площадку ОАО "Россети" (http://www.b2b-mrsk.ru) должны использовать формы и инструкции по их заполнению, предусмотренные настоящей Документацией. Прочие правила оформления Предложений через электронную торговую площадку ОАО "Россети" (http://www.b2b-mrsk.ru) определяются регламентом данной системы и соглашением подрядчика с оператором данной системы.
Учитывая изложенное ранее, Комиссия установила, что извещение о проведении Закупки содержит информацию относительно способа размещения закупки. В то же время, разделом 4.6 Закупочной документации регламентирован порядок подачи предложений, а именно с использованием функционала электронной торговой площадки ОАО "Россети" (http://www.b2b-mrsk.ru) и в письменной (бумажной) форме.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, требование пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком исполнено.
При этом, учитывая то обстоятельство, что обжалуемая Заявителем закупка проводится в форме открытого запроса предложений в электронной форме, заявка к участию в Закупке подлежит представлению посредством программно-технических средств электронной торговой площадки в форме электронного документа.
Ввиду изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя необоснованным.
2. Заявителем также обжалуется выбор способа закупки. Согласно доводам ООО ЧОП "СОЗВЕЗДИЕ-СВ", Положением о закупках Заказчика установлены ограничения в части осуществления закупки в форме запроса предложений, а именно в части стоимости запроса предложений.
При рассмотрении жалобы Заявителя Заказчик пояснил, что согласно подпункту "b" подпункта 12.4.1.3 Положения о закупках запрос предложений используется в случае если планируемая стоимость закупки не превышает 7 000 000 рублей (с налогом на добавленную стоимость). При этом, в соответствии с пунктом 12.1.3 Положения о закупках в исключительных случаях по решению Центральной закупочной комиссии (далее - ЦЗК) для отдельных конкретных закупок может быть выбран способ, применение которого при имеющихся основаниях настоящим Положением о закупке не допускается. В частности, превышение пороговых значений (по стоимости закупки или проценту), установленных пунктами 12.4.1.3 и 12.6.1 раздела 12 возможно только для отдельных закупок по решению, принятому в указанном порядке. Соответствующее решение в установленном Положением о закупках порядке было принято ЦЗК ОАО "Россети". Указанное решение было принято в связи с необходимостью усиления контроля доступа в офис, обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов офисного здания ОАО "Россети" силами специализированной компании в рамках отдельного договора, а также необходимостью начала оказания услуг с 01.07.2015 года (в настоящее время услуги охраны оказываются ОАО "Россети" арендодателем в рамках договора аренды здания). Также Заказчик пояснил, что обжалуемая Заявителем Закупка была внесена в план закупок ОАО "Россети" на основании решения Центральной закупочной комиссии ОАО "Россети", что подтверждается выпиской из протокола от 30.04.2015 N 12.
Между тем, Комиссия установила, что пунктом 12.4.1 Положения о закупках утверждены условия проведения запроса предложений.
Согласно пункту 12.4.1 Положения о закупках запрос предложений может проводиться при выполнении любого из следующих условий:
12.4.1.1 на проведение конкурса нет времени или его проведение нецелесообразно по каким-то иным веским причинам, однако обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного источника отсутствуют, а сложность продукции или условий ее поставки не допускают проведение аукциона;
Примечание - иной веской причиной может быть например то, что в силу специфичности предмета закупки заказчику или ее организатору необходима возможность необремененного ответственностью отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе процедуры.
12.4.1.2 необходимо провести переговоры с участниками, а использование процедуры двух- и многоэтапного конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно;
12.4.1.3 когда планируемая стоимость закупки не превышает:
а) при закупке строительных материалов и подрядных работ, уникального (индивидуального оборудования) - 10 000 000 рублей (с налогом на добавленную стоимость);
б) при закупке прочих товаров, работ, услуг - 7 000 000 рублей (с налогом на добавленную стоимость).
Согласно пункту 12.1.3 Положения о закупках в исключительных случаях по решению ЦЗК для отдельных конкретных закупок может быть выбран способ, применение которого при имеющихся основаниях настоящим Положениемо закупке не допускается. В частности, превышение пороговых значений (по стоимости закупки или проценту), установленных пунктами 12.4.1.3 и 12.6.1 раздела 12 возможно только для отдельных закупок по решению, принятому в указанном порядке.
В соответствии с выпиской из протокола ЦЗК ОАО "Россети" от 30.04.2015 N 12 ЦЗК принято решение о согласовании корректировки ПЗ ОАО "Россети" на 2015 год в части включения закупочной процедуры Департамента протокольного и административно-хозяйственного обеспечения "услуг по охране, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов офисного здания ОАО "Россети" с начальной (предельной) стоимостью закупки 70 920 000,00 руб., способ закупки - "открытый конкурс".
Согласно выписке из протокола заседания ЦЗК ОАО "Россети" от 21.05.2015 N 13 ЦЗК принято решение о согласовании корректировки плана ПЗ ОАО "Россети" на 2015 год в части изменения закупки Департамента протокольного и административно-хозяйственного обеспечения "услуг по охране, обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов офисного здания ОАО "Россети", а именно:
уменьшить начальную (предельную) стоимостью закупки с 70 920 000,00 руб. до 23 640 000, 00 руб.;
изменить способ закупки с открытого конкурса на открытый запрос предложений;
скорректировать сроки оказания услуг с 3 лет на 1 год.
На основании изложенного Комиссия установила, что Положением о закупках Заказчика предусмотрена возможность в исключительных случаях по решению ЦЗК для отдельных конкретных закупок использования способа закупки, применение которого при имеющихся основаниях Положением о закупке не допускается.
В рассматриваемом случае, Заказчиком было реализовано представленное пунктом 12.1.3 Положения о закупках право, что подтверждается выпиской из протокола заседания ЦЗК ОАО "Россети" от 21.05.2015 N 13 ЦЗК.
Ввиду изложенного, комиссией принято решение о признании довода Заявителя необоснованным.
Таким образом, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 25.06.2015 N ИШ/24175.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июня 2015 г. N 1-00-992/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016