Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 10 июля 2015 г. N 882-ФАС52-10/14
Резолютивная часть решения оглашена: 09 июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: 10 июля 2015 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело N 882-ФАС52-10/15 с объявлением резолютивной части решения в отношении Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области (606800, Нижегородская область, г.Урень, ул.Ленина, 65) (ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ответчика - Ж. (доверенность от 06.07.2015 N 3), установила:
В соответствии со статьей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Нижегородское УФАС России проанализировало документы (вх. от 17.02.2015 N940), представленные администрацией Ковернинского муниципального района Нижегородской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
По результатам анализа выявлено следующее.
27.11.2007 Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области издано Постановление N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе" (далее - Правила).
Нормы Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) регламентируют порядок размещения и установки рекламных конструкций на территории субъектов РФ.
Часть 5 вышеуказанных Правил содержат противоречия, установленные нормами Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействие администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неприведения в соответствие с действующим законодательством Постановление Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2007 N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе", что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 30 июля 2015 года в отношении Земского собрания Ковернинского района возбуждено дело N 882-ФАС52-10/15.
Определением N СС-10/6091 от 01.07.2015 дело назначено к рассмотрению на 09 июля 2015 года в 1345.
Рассмотрение дела по существу состоялось 09 июля 2015 года.
До рассмотрения дела N 882-ФАС52-10/15 по существу от Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области поступили письменные объяснения (исх. от 06.07.15 N01-15-1614) о том, что в настоящее время разрабатывается проект изменений в данный документ, который будет рассмотрен на Земском собрании в августе 2015 г.
Изучив материалы дела, заслушав выступление Ж., исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
27.11.2007 Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области издано Постановление N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе".
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Пунктом 5.1 части 5 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Однако положениями части 5 настоящих Правил не установлены требования по проведению процедуры торгов на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории Ковернинского района и в последующем заключения договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции.
Согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.
Пунктом 5.2.1 части 5 Правил установлен перечень запрашиваемых документов для получения разрешения на размещение рекламных конструкций.
В указанном перечне отсутствует предоставление заявителем договора, на основании которого в последующем выдается органом местного самоуправления разрешение.
Однако как орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.
Согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Вместе с тем, пунктом 5.2.3 части 5 Правил установлено требование для заявителя по самостоятельному согласованию с уполномоченными органами для последующего принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдачи.
Кроме того, в пункте 5.3 части 5 Правил отсутствует такое основание для принятия решения об отказе как - нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Закона о рекламе.
Пунктом 5.4.1 части 5 Правил указан перечень случаев, при которых администрация аннулирует разрешения на установку рекламных конструкций. В перечисленном перечне отсутствуют такие случаи, как:
- если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Закона о рекламе, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством
- в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Частью 20 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
4.1) нарушения внешнего архитектурного облика и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исторического облика их территорий - по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Однако пункт 5.5.1 части 5 Правил не соответствует перечню части 20 статьи 19 Закона о рекламе.
Пунктом 5.6 части 5 Правил установлены требования по демонтажу рекламных конструкций на территории Ковернинского района. Однако данные требования противоречат нормам, установленным частью 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе. В том числе в данных пунктах отсутствует требование, установленное нормами законодательства о рекламе в части демонтажа за счет бюджетных средств.
Более того, в связи с вступлением в силу 14.05.2013 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в том числе в статью 19 Федерального закона "О рекламе" установлена обязанность органов местного самоуправления установления локальными актами предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы.
Однако в Правилах размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе отсутствует данное требование.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, в бездействии администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неприведения в соответствие с действующим законодательством Постановление Земского собрания Ковернинского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2007 N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе", что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, учитывая выявленные нарушения антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела N882-ФАС52-10/15, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать Земское собрание Ковернинского муниципального района Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Выдать Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К |
|
|
|
Ж |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N882- ФАС52-10/15
09 июля 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 09 июля 2015 года по делу N882-ФАС52-10/15 о нарушении Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в неприведение в соответствие с действующим законодательством Постановления N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе", а именно: в срок до 03 сентября 2015 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц Земского собрания Ковернинского района по порядку применения норм статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и норм части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К |
|
Ж |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N882- ФАС52-10/15
09 июля 2015 года г. Нижний Новгород
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
С. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
К. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
Ж. |
- |
ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 09 июля 2015 года по делу N882-ФАС52-10/15 о нарушении Земским собранием Ковернинского муниципального района Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Земскому собранию Ковернинского муниципального района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в неприведение в соответствие с действующим законодательством Постановления N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе", а именно: в срок до 03 сентября 2015 года отменить Постановление N 90 "Об утверждении Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в Ковернинском муниципальном районе" либо внести изменения в соответствии с вынесенным Комиссией антимонопольного органа решением по данному делу.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: |
С. |
|
|
Члены Комиссии: |
К |
|
Ж |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 июля 2015 г. N 882-ФАС52-10/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016