Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 25 января 2012 г. N 125
Комиссия Управления ФАС России по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Сапунов Дмитрий Николаевич, заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Яковлев Дмитрий Владимирович - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Гритчин Иван Николаевич - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Черкашина Оксана Алексеевна - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Лазебный Александр Юрьевич - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Рассмотрев материалы дела N125 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУ "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" (далее - МУ "ЕЦДС") (г. Ставрополь, ул. <***>), Администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, <***>) и Комитета городского хозяйства города Ставрополя (г. Ставрополь, ул. <***>) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в том, что постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333, хозяйственный субъект - МУ "ЕЦДС" был наделен функциями органа местного самоуправления, установила:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление Некоммерческого партнерства по защите прав автоперевозчиков "АВТОТРАНС" по факту делегирования администрацией г. Ставрополя своих полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, Постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333 "О деятельности муниципального учреждения "Единая центральная диспетчерская службы пассажирского транспорта города Ставрополя". В рамках рассмотрения данного заявления была проведена проверка в отношении и Комитета городского хозяйства города Ставрополя, МУ "ЕЦДС" и Администрации города Ставрополя.
На основании полученных материалов было возбуждено дело N125 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУ "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" (далее - МУ "ЕЦДС") (г. Ставрополь, ул. <***>), Администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, <***>) и Комитета городского хозяйства города Ставрополя (г. Ставрополь, <***>) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в том, что постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333, хозяйственный субъект - МУ "ЕЦДС" был наделен функциями органа местного самоуправления
В рамках рассмотрения дела Комитет городского хозяйства в своих пояснениях указал, что предоставление диспетчерских услуг не относится непосредственно к организации транспортного обслуживания, однако является обеспечивающим процессом оказания транспортных услуг населению г. Ставрополя и относится к созданию условий для предоставления транспортных услуг населению г. Ставрополя. А создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа (ст.16 ч.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Некоммерческое партнерство по защите прав автоперевозчиков "Автотранс" пояснило, что на основании Постановления N333 было издано ряд подзаконных актов от Администрации города, в частности Распоряжение N34 от 20 октября 2008 г., где МУ "ЕЦДС" было предоставлено право производить выдачу режимно-контрольных карт с ссылкой на Постановление N333. Т. е. наделять хозяйствующий субъект правами Муниципального образования, в частности организации контроля за проведением перевозок, что не свойственно хозяйствующему субъекту.
Некоммерческая организация союза перевозчиков по СК обратило внимание на то, что в Уставе "Единая диспетчерская служба" в п. 3.1.7 Функции и виды деятельности сказано, что эта служба оказывает юридическим и физическим лицам, осуществляющим пассажирские перевозки г. Ставрополя различные виды платных услуг, направленные на обеспечение пассажирских перевозок в полном объеме. Также определены основные права и обязанности учреждения, п. 4.1: Учреждение имеет право контролировать соблюдения правил предоставления транспортных услуг специализированным автотранспортным предприятиям и частным перевозчикам по перевозке пассажиров г. Ставрополя с правом беспрепятственного доступа на данное предприятие независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Представитель Администрации пояснил, что диспетчеризация - это основная функция МУ "ЕЦДС". Она призвана осуществлять координацию работы всех видов транспорта на территории муниципального образования г. Ставрополя. На момент создания этого правового акта не существовало норм правовой экспертизы. В новом договоре весь момент контроля будет прописан отдельным положением. Те операторы, которые сегодня исполняют производство, нигде не подконтрольны.
МУ "ЕЦДС" осуществляла свою деятельность в рамках Устава, что в свою очередь явилось прямым нарушением.
Проанализировав информацию представленную сторонами по делу N125 было установлено:
В настоящее время МУ "ЕЦДС пассажирского транспорта" города Ставрополя осуществляет свою деятельность по организации коммерческих перевозок на территории города Ставрополя в соответствии с действующим законодательством РФ, а также постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333 "О деятельности муниципального учреждения "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" и положениями Устава Учреждения.
В соответствии с положениями Устава МУ "ЕЦДС пассажирского транспорта города Ставрополя" от 20.08.2009 г. N29 учредителем Учреждения является Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя. Функции собственника имущества Учреждения осуществляет Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным города Ставрополя в соответствии с муниципальными правовыми актами города Ставрополя. Учреждение находится в ведении Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя.
Постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333 "О деятельности муниципального учреждения "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" пунктом 6 установлено: Возложить на муниципальное учреждение "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" организацию коммерческих пассажирских перевозок на территории города Ставрополя.
Указанное положение противоречит федеральному законодательству по следующим причинам:
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, а также запрет на делегирование хозяйствующим субъектам функций органов местного самоуправления.
Таким образом, в постановлении главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333 имеется факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела, также было установлено, что 14.07.2011 г. прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя внесла протест на постановление главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333, где было указано о том, что постановление N333 нарушает нормы статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции". Протестом прокурора было установлено требование Постановление главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333 "О деятельности муниципального учреждения "Единая центральная диспетчерская службы пассажирского транспорта города Ставрополя" привести в соответствие с действующим законодательством.
В адрес Ставропольского УФАС (вх. N385 от 16.01.2012 г.) была предоставлена новая редакция Устава муниципального бюджетного учреждения "Единая центральная служба пассажирского транспорта" города Ставрополя. Согласно пункта 2.3 вышеупомянутого устава, основными целями деятельности Учреждения являются:
- централизованное диспетчерское управление городским пассажирскими перевозками;
- контроль за выполнением условий договоров транспортного обслуживания населения на городских автобусных и троллейбусных маршрутах города Ставрополя.
В настоящее время, согласно Постановлению Администрации города Ставрополя "О внесении изменений в постановление главы города Ставрополя от 02.02.2005 года N333 "О деятельности МУ "ЕЦДС" города Ставрополя", пункт 6 признан утратившим силу. Следовательно, в действиях Администрации города Ставрополя на момент заседания Комиссии устранены нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В то же время, согласно Устава МУ "ЕЦДС", утвержденным Комитетом городского хозяйства, видами деятельности МУ "ЕЦДС" являются:
- оперативное управление и регулирование движения транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, с учетом требований безопасности дорожного движения и регулярности движения городского пассажирского транспорта посредством использования аппаратно-программного комплекса автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления городскими пассажирскими перевозками АСУ "Навигация" при осуществлении оперативного управления и регулирования движения транспортных средств.
- обеспечение работоспособности установленного аппаратно- программного комплекса автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления городскими перевозками АСУ "Навигация", бортовых навигационных связных терминалов ГЛОНАСС/GPS, автоматизированных систем внешнего и внутри-салонного видеонаблюдения, систем автоматического объявления остановочных пунктов, а также многофункциональных информационных светодиодных табло и светодиодных светильников на оснащенных ими остановочных пунктах;
- обеспечение надежности связи при передаче и приеме информации для осуществления оперативного управления и регулирования движения транспортных средств городского пассажирского транспорта;
- расширение, модернизации и совершенствование возможности аппаратно-программного комплекса автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления городскими пассажирскими перевозками АСУ "Навигация";
- обеспечение эффективности работы городского пассажирского транспорта за счет рационального использования резерва транспортных средств на наиболее загруженных городских автобусных или троллейбусных маршрутах;
- принятие оперативных мер по управлению движением транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, с учетом дорожных условий или при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- разработка и обеспечение перевозчиков, сводными маршрутными расписаниями движения транспортных средств, маршрутными расписаниями (графиками) движения транспортных средств, графиками работы автобусов на городских автобусных маршрутах и иными документами, необходимыми для осуществления пассажирских перевозок;
-формирование и ведение общегосударственной базы данных о транспортных средствах городского пассажирского транспорта;
- составление паспорта городских автобусных и троллейбусных маршрутов;
- ведение аналитического учета и составление отчетности по выполненным городским пассажирским перевозкам;
- сбор и обработка оперативной информации о работающем городском пассажирском транспорте и составление ежедневных сводок:
а) по выпуску транспортных средств на городские автобусные и троллейбусные маршруты;
б) по количеству работающих и неработающих бортовых навигационных связных терминалов ГЛОНАС/GPS;
в) по срывам работы на городских автобусных и троллейбусных маршрутах;
г) о выявленных нарушениях, связанных с работой городского пассажирского транспорта;
- учреждение вправе осуществлять другие виды деятельности, приносящие доход, направляемый на достижение целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Следовательно, основным видом деятельности МУ "ЕЦДС" является создание надлежащих условий для осуществления пассажирских перевозок, в том числе контроль за использованием перевозчиками условий заключенных договоров осуществления перевозок по маршрутам города Ставрополя.
Согласно Постановления администрации города Ставрополя "О внесении изменений в Постановление Администрации города Ставрополя от 06.12.2010 года N3794 "О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Ставрополя и финансового обеспечения выполнения муниципального задания" обеспечение контроля выполнения условий договоров транспортного обслуживания населения на городских автобусных и троллейбусных маршрутах города Ставрополя является муниципальной услугой, оказываемой муниципальным учреждением города Ставрополя. Таким образом, МУ "ЕЦДС" наделено и осуществляет функцию органов местного самоуправления города Ставрополя.
Так же в свою очередь МУ "ЕЦДС" заключает договоры на диспетчерское обслуживание с индивидуальными предпринимателями.
Согласно условий договоров N15.37 от 01.08.2011 г., N29.19 от 01.08.2011 г., N32.29-Д от 01.08.2011 г., N43.27-Д от 02.08.2011 г. на диспетчерское обслуживание пассажирских перевозок на автобусных маршрутах города Ставрополя, исполнитель (МУ "ЕЦДС") обязан:
- обеспечить централизованное диспетчерское обслуживание движения городского пассажирского транспорта;
- разрабатывать паспорта маршрутов и расписания движения по маршруту;
- выдавать Перевозчику месячный контрольный лист с указанием режима работы по дням недели;
- осуществлять линейный и оперативный контроль за своевременным и полным выпуском транспортных средств на городские маршруты;
- используя средства технического и линейного контроля, оперативно управлять работой автобусов с привлечением соответствующих контролирующих органов, а также соответствующих организаций;
- обеспечить оперативно-регулировочные мероприятия по своевременному выполнению рейсов, предусмотренных расписанием, и движением транспортных средств, в соответствии с заданными интервалами;
- обеспечить выдачу внутренней экипировки;
- инициировать и проводить в соответствии с нормативными документами обследование пассажиропотоков;
- обеспечить построение и корректировку единой маршрутной сети с учетом фактического распределения пассажиропотоков на территории города Ставрополя;
- проводить мероприятия по разработке и внедрению новейших средств технологической связи, направленные на повышение эффективности использования подвижного состава.
За оказание указанных услуг с перевозчиков взимается плата в размере 1000 рублей. Представленные сметы подтвердили, что при исполнении договоров МУ "ЕЦДС" за плату оказывает следующие услуги:
- разработка схемы маршрута с указанием опасных участков, ее согласование в соответствующих органах;
- разработка и корректировка расписания движения на маршруте;
- разработка графика движения перевозчика на маршруте;
- оперативное диспетчерское руководство выходом подвижного состава на линию;
- подготовка сводок о ежегодном выпуске подвижного состава на линию;
- оперативное диспетчерское руководство движением подвижного состава по маршрутной сети города;
- осуществление оперативного контроля на линии за соблюдением перевозчиками правил организации пассажирских перевозок.
В то же время данные услуги являются муниципальными, которые в соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" должны оказываться на безвозмездной основе.
Таким образом - диспетчерское обслуживание, отнесенное к созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, является обязанностью органа местного самоуправления и передача этих полномочий соответствующему субъекту (МУ "ЕЦДС"), который па основании своего Устава оказывает эти платные услуги, что является нарушением ч.ч. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". В соответствии со ст. 18. ч.2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета.
Данные факты в совокупности указывают на факт нарушения МУ "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" (далее - МУ "ЕЦДС") (г. Ставрополь, ул. <***>), Администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, <***>) и Комитета городского хозяйства города Ставрополя (г. Ставрополь, ул. <***>) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в том, что постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333, хозяйственный субъект - МУ "ЕЦДС" был наделен функциями органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
Признать Администрацию города Ставрополя (г. Ставрополь, <***>) нарушившей части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в том, что постановлением главы г. Ставрополя от 02.02.2005 г. N333, хозяйствующий субъект - МУ "ЕЦДС" был наделен функциями органа местного самоуправления. В виду добровольного устранения нарушения производство по делу в отношении Администрации города Ставрополя прекратить.
Признать МУ "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта города Ставрополя" (г. Ставрополь, ул. <***>) нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Признать Комитет городского хозяйства города Ставрополя нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в утверждении устава МУ "ЕЦДС", наделяющего указанное общество функциями органа местного самоуправления и допускающего возможность осуществления МУ "ЕЦДС" функций хозяйствующего субъекта.
Выдать Комитету городского хозяйства города Ставрополя предписание об устранении нарушений, а именно:
- в месячный срок с момента получения предписания принять меры для прекращения МУ "ЕЦДС" совмещения функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, а именно - прекратить осуществление видов деятельности, приносящих доход при осуществлении полномочий делегированных органами местного самоуправления.
Выдать МУ "ЕЦДС" предписание об устранении нарушений, а именно:
- в месячный срок с момента получения предписания прекратить совмещение функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, а именно - прекратить осуществление видов деятельности, приносящих доход при осуществлении полномочий делегированных органами местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 января 2012 г. N 125
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016