Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 6 июля 2015 г. N 1-00-1052/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Транскомплект-Саратов" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты в 2015 году (реестровый N 31502310619) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки от участия в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее - Положение о закупке, Положение), размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещение и Аукционная документация размещены на Официальном сайте 28.04.2015. Дата окончания подачи заявок - 11.06.2015. Дата подведения итогов - 22.06.2015.
В соответствии с протоколом рассмотрения аукционных заявок, поступивших для участия в Аукционе от 19.06.2015 N 3132/ОАЭ-РЖДС/15/2 аукционная заявка Заявителя не соответствует требованиям технического задания и отклонена от участия в Аукционе: по позиции N5 технического предложения, предложена аналогичная продукция. Согласно ответа Специальной службы Приволжской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" продукция, предложенная по позиции 5 не является эквивалентом, т.к. приказом МЧС России от 23.01.2014 установлено производство комплекта индивидуальной медицинской защиты по ТУ-9398-25-18949911-2013.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 6.7.3 Аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:
- непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
- несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям;
- невнесения обеспечения аукционной заявки (если аукционной документацией установлено такое требование);
- несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:
аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;
документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);
отказа участника от продления срока действия заявки и обеспечения аукционной заявки.
- образцы изделий, заявленные в открытом аукционе, представлены позже срока, установленного в аукционной документации. При этом факт предоставления образцов фиксируется на сопроводительном письме претендента (Приложение N 16 к настоящей аукционной документации);
- предлагаемые к поставке образцы изделий не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, изложенным в действующих Технических условиях.
Согласно пункту 3 Аукционной документации в составе аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика.
Техническое предложение должно содержать, кроме сведений, указанных в пункте 7.7 аукционной документации:
- информацию о стране - производителе товаров с указанием стоимости товаров, произведенных в Российской Федерации, из общего объема предлагаемых товаров исходя из начальной (максимальной) цены договора, установленной в пункте 3.4. аукционной документации;
информацию о том, являются ли предлагаемые товары инновационными, а также указание стоимости товаров, являющихся инновационными из общего объема предлагаемых товаров, исходя из начальной (максимальной) цены договора, установленной в пункте 3.4 аукционной документации;
информацию о том выступает ли участник в качестве производителя предлагаемых товаров с указанием стоимости товаров, по которым участник является производителем из общего объема предлагаемых товаров, исходя из начальной (максимальной) цены договора, установленной в пункте 3.4 аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Аукционной документации перечень товаров, требования к техническим характеристикам, размерам и иные требования указаны в Таблице N1:
N п/п |
Код СК-МТР |
Наименование продукции |
ГОСТ, ТУ |
Сорт, размер |
Ед изм |
Объем поставки |
||
1 |
9158680105 |
наголовник от комаров москитов и мошки |
|
шт |
850 |
|||
2 |
8579180017 |
подшлемник под защитную каску |
|
ТРУД |
шт |
18 |
||
3 |
2514410187 |
перчатки диэлектрические латексные бесшовные механически прочные |
|
SPERIAN PROTECTION ELECTROSOFT CLASS 0 |
шт |
150 |
||
4 |
2514410192 |
перчатки диэлектрические латексные бесшовные механически прочные |
|
SPERIAN PROTECTION ELECTROSOFT CLASS 1 |
шт |
115 |
||
5 |
9398140019 |
комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты |
ТУ 9398-056- 42965160-2013 |
КИМГЗ |
кмп |
250 |
||
6 |
9158680040 |
средство защитное аэрозольное от кровососущих насекомых |
|
PROTESKIN INSEKTLINE |
шт |
347 |
||
7 |
8782800271 |
сумка медицинская санитарная с укладкой для оказания первой помощи |
ТУ 8028- 024-42965160-2003 |
|
шт |
4 |
||
8 |
|
Транспортные расходы |
|
|
рейс |
1 |
В соответствии с пунктом 3.1.3 Аукционной документации в аукционной заявке претендента должны быть изложены условия, соответствующие требованиям технического задания либо более выгодные для заказчика.
Согласно пункту 3.1.4 Аукционной документации участником может быть предложена продукция иных марок (эквивалент), полностью соответствующая требованиям, изложенным в настоящем техническом задании и таблице N 1. В таком случае в техническом предложении в колонке "Код СК-МТР" указать слово "Аналог". В случае предложения участником эквивалентной замены Организатор может направить письменный запрос о представлении разрешения на применение такой продукции на железных дорогах ОАО "РЖД".
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя представлено техническое предложение (от 08.06.2015), согласно которому по позиции N 5 представлен аналог позиции с кодом 9398140019 - КИМГЗ, изготавливаемый по ТУ 9398-85535470-2014.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что согласно пункту 3.1.4 Аукционной документации участнику предоставляется возможность поставить эквивалент, полностью соответствующий требованиям, изложенным в техническом задании и таблице N 1. По позиции N 5 технического предложения Заявителем представлен аналог позиции с кодом 9398140019 - КИМГЗ, изготавливаемый по ТУ 9398-85535470-2014, при этом продукция, предложенная по позиции N 5, согласно пояснениям Заказчика, не является эквивалентом, т.к. приказом МЧС России от 23.01.2014 N 23 установлено производство комплекта индивидуальной медицинской защиты по ТУ-9398-25-18949911-2013.
Комиссией установлено, что Аукционная документация предоставляет возможность участнику поставить эквивалент, полностью соответствующий требованиям, изложенным в техническом задании и таблице N 1, при этом указанная документация не содержит параметры аналогичности данного товара. Таким образом, определить соответствие представляемого аналога требованиям Аукционной документации не представляется возможным. Кроме того, ссылка Заказчика на соответствие аналога поставляемого товара перечню, установленному приказом МЧС России от 23.01.2014 N 23, также в Аукционной документации отсутствует.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, закрепление в Аукционной документации возможности поставки аналога товара по техническим характеристикам и функциональному назначению, накладывает на Заказчика дополнительные обязанности по раскрытию технических характеристик данных предметов.
Документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, технические характеристики товаров, позволяющих определить потребности заказчика.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что параметры соответствия эквивалента, предложенного участником, требованиям заказчика в Аукционной документации отсутствуют.
Отсутствие ранее названных сведений может явиться самостоятельным препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников аукциона, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров.
В этой связи в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно необходимых к поставке товаров либо требуемых к выполнению работ или услуг.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным в соответствии с требованиями Аукционной документации определить, что продукция, предложенная Заявителем по позиции N 5, не является эквивалентом. Следовательно, заявка Заявителя неправомерно отклонена от участия в Аукционе. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 6.7.3 Аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что предложенный в составе заявки Заявителя по позиции N 5 аналог позиции с кодом 9398140019 - КИМГЗ изготавливается по ТУ 9398-85535470-2014, информация о котором в открытых источниках отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 6.7.3 Аукционной документации.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как в рамках рассмотрения дела N1-00-964/77-15 выдано предписание по процедуре Аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2015 г. N 1-00-1052/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016