Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 6 июля 2015 г. N 1-00-1016/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Технологии Холодовой Цепи" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку термоиндикаторов для нужд ФГУП "ПИПВЭ им. М.П. Чумакова" (реестровый N 31502397292) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в установлении в Конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию "цена договора", не позволяющего набрать существенные баллы для победы в Конкурсе;
в наличии в Конкурсной документации некорректной формулы при расчете рейтинга по критерию "срок предоставления гарантии качества";
в наличии технической ошибки в расчетах при начислении баллов участникам по критерию "срок поставки товара".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках.
26.05.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 26.05.2015 дата окончания подачи заявок - 16.06.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 17.06.2015, дата подведения итогов - 17.06.2015.
Начальная (максимальная) цена договора - 944 000,00 долларов США.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 26.05.2015 N 31502397292/1 на участие в закупке было подано три заявки: ООО "Технологии Холодовой Цепи", ООО "Шотт Лтд", ООО "БИАС".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 17.06.2015 N 31502397292/3 победителем Конкурса признано ООО "БИАС" (81 балл: "цена договора" - 1 балл, "срок поставки партии товара" - 30 баллов, "срок предоставления гарантии качества" - 30баллов, "авансирование 30%" - 20 баллов), Заявителю присвоено второе место (45,3 балла: "цена договора" - 2,1 балл, "срок поставки партии товара" - 13,2 балла, "срок предоставления гарантии качества" - 30баллов, "авансирование 30%" - 0 баллов)
Заказчик представил письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пунктам 8.2.7.2, 8.2.7.3 Положения о закупках для оценки и сопоставления заявок Заказчик вправе устанавливать любые критерии и величины значимости этих критериев, обеспечивающие определение победителя закупки способного наилучшим образом, своевременно и полно удовлетворить потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности, эффективного использования денежных средств. Критерии и величины значимости этих критериев не установленные в документации о закупке не могут использоваться при оценке и сопоставлении Заявок.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
- цена договора, цена единицы продукции в случае, если при проведении конкурса, извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы продукции;
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
- качество товара, работ, услуг;
- квалификация, опыт и репутация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг в том числе, наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом договора, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
- надлежащее исполнение Участником ранее заключённых договоров, в том числе с Заказчиком;
- объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
- иные критерии.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 26 информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников:
- цена договора - значимость критерия 20 %;
- срок предоставления гарантии качества - значимость критерия 30 %;
- срок поставки партии товара - значимость критерия 30 %;
- авансирование в размере 30 % - значимость критерия 20 %.
По каждому критерию выполняется оценка заявок единой комиссией по следующей методике:
1. Рейтинг (оценка) по критерию "Цена Договора" определяется по формуле:
Rai = |
Amax - Ai |
*100 |
Amax |
где:
Rai - рейтинг (оценка), присуждаемый единой комиссией по критерию "Цена Договора" i-й заявке по указанному критерию (i-му участнику Конкурса);
Ai - предложение i-го участника Конкурса по цене Договора (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги);
Amax - начальная максимальная цена договора, установленная в Конкурсной документации (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги, установленных в Конкурсной документации);
i - номер участника, номер заявки.
2. Рейтинг (оценка) по критерию "Срок предоставления гарантии качества" i-го участника Конкурса определяется по формуле:
Rci= |
(Rmax - R i) |
*100 |
(Rmax - R min) |
где:
Rci- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Rmax - максимальный срок предоставления гарантии качества товара, оказания услуг, выполнения работ;
Rmin - минимальный срок предоставления гарантии качества товара, оказания услуг, выполнения работ;
R i - предложение, содержащееся в i-й заявке.
3. Рейтинг (оценка) по критерию "Срок поставки товара" i-го участника Конкурса определяется по формуле:
Rfi= |
(Fmax - F i) |
*100 |
(Fmax - F min) |
где:
Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Fmax - максимальный срок поставки с даты заключения договора из предложенных участником;
Fmin - минимальный срок поставки с даты заключения договора из предложенных участником;
F i - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку поставки товара.
4. Рейтинг (оценка) по критерию "Авансирование в размере 30%" i-го участника запроса предложений определяется по информации, содержащей в заявке участника запроса предложений: 0 или 100 баллов.
0 баллов - наличие аванса в заявке участника;
100 баллов - отсутствие аванса в заявке участника.
2. Расчет итогового рейтинга (итоговой оценки) заявки i-го Участника конкурса производится по следующей формуле:
Zi |
= |
Rai |
* |
Kai |
+ |
Rci |
* |
Kci |
+ |
Rfi |
* |
Kfi |
+ |
Rdi |
* |
Kdi |
100 |
100 |
100 |
100 |
где:
Zi - итоговый рейтинг (итоговая оценка) заявки i-го участника конкурса;
Rai - рейтинг (оценка), присуждаемый единой комиссией по критерию "Цена Договора" i-й заявке по указанному критерию (i-му участнику конкурса);
Kai - значимость критерия "Цена Договора";
Rci - рейтинг (оценка) по критерию "Срок предоставления гарантии качества" присуждаемый i-ой заявке (участнику конкурса);
Kci - значимость критерия "Срок предоставления гарантии качества";
Rfi - рейтинг (оценка) по критерию "Срок поставки партии товара";
Kfi - значимость критерия "Срок поставки партии товара";
Rdi - рейтинг (оценка) по критерию "Авансирование в размере 30%";
Kdi - значимость критерия "Авансирование в размере 30%";
i - номер участника, номер заявки.
Согласно пояснениям Заявителя по критерию "цена договора" участник может получить максимальный балл (20 баллов) только, если предложит поставлять товар бесплатно. Таким образом, по ключевому критерию "цена договора" невозможно набрать существенные баллы для победы в конкурсе с точки зрения итогового рейтинга.
В ходе заседания Комиссия установила, что Заказчик, во исполнение требований пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и в соответствии с Положением о закупках установил в Конкурсной документации перечень критериев и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, рейтинг (оценка) по критерию "цена договора" определяется по формуле, установленной пунктом 26 информационной карты Конкурсной документации, согласно которой максимальный балл получает участник, предложивший наименьшую цену договора.
Следовательно, жалоба Заявителя в части установления в Конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию "цена договора", не позволяющего набрать существенные баллы для победы в Конкурсе, признается необоснованной.
Согласно пояснениям Заявителя в соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 17.06.2015 N 31502397292/3 все участники получили по максимальному баллу (30 баллов) по критерию "срок предоставления гарантии качества". Однако по формуле, указанной в Конкурсной документации, такой результат получить невозможно, при максимально предложенном сроке - в числителе получается О. Следовательно, формула некорректная.
В соответствии с пояснениями Заказчика при подведении итогов Конкурса Заказчиком была обнаружена ошибка в формуле, на основании данного факта участникам Конкурса по критерию "срок предоставления гарантии качества" присвоены максимальные баллы.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
На заседании Комиссия установила, что Заказчиком в формуле по критерию "срок предоставления гарантии качества" допущена техническая ошибка, не позволяющая корректно присвоить баллы участникам в соответствии с их предложениями в заявках (при любых показателях получается 0 баллов) и выявить лучшее предложение по данному критерию, что свидетельствует об отсутствии порядка оценки заявок по критерию "срок предоставления гарантии качества" в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. При этом ввиду технической ошибки в формуле по критерию "срок предоставления гарантии качества" Заказчикам присвоены равные максимальные баллы участникам (30 баллов).
Таким образом, жалоба Заявителя в части наличия в Конкурсной документации некорректной формулы при расчете рейтинга по критерию "срок предоставления гарантии качества" признается обоснованной.
Согласно пояснениям Заявителя Заказчик допустил ошибки при присвоении баллов участникам по критерию "срок поставки товара". Заявителю должно быть присвоено 1,9 балла (а не 13,2 балла).
В соответствии с пояснениями Заказчика при расчете баллов по критерию "срок поставки товара" допущена техническая ошибка в расчете. Однако данная ошибка не повлияла на правомерность определения победителя.
На заседании Комиссия установила, что Заказчиком при подсчете рейтинга по критерию "срок поставки товара" допущена техническая ошибка в расчете. По протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 17.06.2015 N 31502397292/3 Заявителю по критерию "срок поставки товара" присвоено 13,2 балла, при этом при правильном расчете Заявителю по указанному критерию должно быть присвоено 1,9 балла. Вместе с тем допущенная техническая ошибка не повлияла на правомерность выбора победителя Конкурса.
Таким образом, жалоба Заявителя в части наличия технической ошибки в расчетах при начислении баллов участникам по критерию "срок поставки товара" признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 26 информационной карты Конкурсной документации.
Вместе с тем, по результатам Конкурса заключен договор от 22.06.2015 N 31502307292-ОК.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части наличия в Конкурсной документации некорректной формулы при расчете рейтинга по критерию "срок предоставления гарантии качества", наличия технической ошибки в расчетах при начислении баллов участникам по критерию "срок поставки товара", в остальной части необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 26 информационной карты Конкурсной документации, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как по результатам Конкурса заключен договор.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2015 г. N 1-00-1016/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016