Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 7 февраля 2012 г. N 8181-11/8
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: ______
рассмотрев дело N 8181-11/8, возбужденное по признакам нарушения ООО "Среда Обитания" части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в связи с размещением ООО "Среда Обитания" в журнале "Ремонт BLIZKO" Самара N17 (147) от 05.05.2011 г. рекламы следующего содержания: "Внимание! Новое поступление 2011 года! "Среда Обитания" 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22.кредит* по 2% в месяц *ОАО "ОТП Банк".", в тексте которой отсутствует часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита
в присутствии представителей:
заявителя - отсутствует (дело возбуждено по собственной инициативе);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - директор ООО "Среда Обитания"___; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление N44309933604571 о вручении письма Почты России)
заинтересованные лица - представитель ОАО "ОТП Банк" по доверенности N675-6 от 11.01.2012 г____; извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в деле имеется уведомление N44309933604618 о вручении письма Почты России);
- представители ООО "Близко Самара" на рассмотрение дела не явились; извещены о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N44309933604496; от ООО "Близко Самара" поступили пояснения (исх. б/н от 20.01.2012 г. / вх.N333-з от 23.01.2012 г.), согласно которым Общество просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
эксперта - ---
переводчика - --- установила:
29 ноября 2011 г. отделом контроля рекламного законодательства Самарского УФАС России при рассмотрении дела 767-7962-11/8 был выявлен рекламный образец, размещенный в журнале "Ремонт BLIZKO" Самара N17 (147) от 05.05.2011 г., следующего содержания: "Внимание! Новое поступление 2011 года! "Среда Обитания" 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22.кредит* по 2% в месяц *ОАО "ОТП Банк".", в тексте которого не содержалась иная информация о порядке и условиях получения, пользования, погашения кредитом, а также в тексте которой отсутствовала часть существенной информации об условиях получения, пользования, погашения кредита.
ООО "Среда Обитания" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:
- Копией договора NБСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010 г., заключенного ООО "Среда Обитания" (Рекламодатель) с ООО "Рекламное бюро" (Рекламораспространитель), согласно которому Рекламораспространитель принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов (далее - реклама) Рекламодателя в изданиях, указанных в приложениях к настоящему договору;
- Копией Приложения от 22.04.2011 г. N 12 об условиях размещения рекламы к договору NБСМ-00196110 на оказание рекламных услуг от 25.05.2010 г., согласно которому определено издание, в котором размещается реклама Рекламодателя - ООО "Среда Обитания" - наименование издания "BLIZKO Ремонт, май N17 (147) от 05.05.2011 г. по 20 (150) от 26.05.2011 г.;
- Рекламой ООО "Среда Обитания", размещенной в журнале "Ремонт BLIZKO" Самара N17 (147) от 05.05.2011 г.
Довод ООО "Среда Обитания", указанный в Объяснениях по данному делу (исх.N1 от 13.01.2012 г. / вх.N231-з от 17.01.2012 г.) о том, что фраза ". кредит по 2% в месяц." не является одним из условий получения, пользования, погашения кредита, а является наименованием кредитного договора, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно сведениям, представленным ОАО "ОТП Банк" (исх.N06-15-33-07/00066 от 17.01.2012 г. / вх.N218-з от 17.01.2012 г. и исх.N06-15-33-07/00072 от 18.01.2012 г.) Банком осуществлялось предоставление потребительского кредита по названием "продукт 2% в месяц". Для данного продукта разработаны определенные "Условия", содержащие в себе информацию о первоначальном взносе, сроке предоставления кредита, процентной ставке и т.д.
Однако, в рекламе ООО "Среда Обитания" используется фраза ".кредит по 2% в месяц.", что формирует у потребителя впечатление о предоставлении кредита, привлекательным условием которого является процентная ставка - 2% в месяц (то есть 24% годовых). Обратившись к "Условиям кредитного продукта "продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию", представленным ОАО "ОТП Банк" документов (исх.N06-15-33-07/00066 от 17.01.2012 г. / вх.N218-з от 17.01.2012 г.), Комиссия Самарского УФАС России установила, что годовая процентная ставка за пользование кредитом, вне зависимости от выбранного срока (от 5 до 12 месяцев) составляет от 39, 8% до 42,7% годовых.
Кроме того, согласно информации размещенной на сайте http://www.gramota.ru/spravka/letters/rub=kav, в современном русском языке кавычки выполняют функцию выделения условных (собственных) наименований. Однако, при изучении рекламного образца ООО "Среда Обитания" фраза ".кредит по 2% в месяц." не закавычена и не может рассматриваться как условное (собственное) наименование.
ОАО "ОТП Банк" в письменных пояснениях (исх.N06-15-33-07/00066 от 17.01.2012 г. / вх.N218-з от 17.01.2012 г.) указывает следующее: ".Распространение указанной в Определении рекламы Банком не осуществлялось. Разработка, производство и размещение рекламных материалов проводилось без согласования. Указанная реклама ООО "Среда Обитания" с банком не согласовывалась.".
Как следует из представленных ОАО "ОТП Банк" документов (исх.N06-15-33-07/00066 от 17.01.2012 г. / вх.N218-з от 17.01.2012 г.), запрошенных в Определении о возбуждении дела N8181-11/8 (исх.N16681/8 от 26.12.2011 г.), банком осуществлялось предоставление кредитного продукта "продукт 2% в месяц" по потребительскому кредитованию. Согласно "Условиям кредитного продукта "продукт 2% в месяц по потребительскому кредитованию" продукт предоставляется на срок от 5 месяцев до 12 месяцев, в зависимости от срока предоставления кредита меняются проценты за пользование кредитом (годовых) от 39,8 % (срок 5 месяцев) до 42, 7% (срок 12 месяцев), минимальным первоначальным взносом при любом сроке пользования кредитного продукта составляет 0%, максимальный первоначальный взнос при любом сроке кредита составляет 80%, максимальная сумма кредита 300 000 рублей, минимальная сумма кредита - 2 000 рублей.
Согласно "Тарифам по потребительскому кредитованию" за выбор / изменение даты ежемесячного платежа взимается плата в размере 89 рублей, штраф за второй и третий пропуск платежа составляет 300 рублей и 900 рублей соответственно, плата за обслуживание банковского счета (начисляется ежемесячно, начиная с 3-го месяца с момента полного исполнения Клиентом всех обязательств перед Банком по кредитному договору) - 10 рублей, но не более суммы остатка денежных средств на банковском счете.
Поскольку распространенная ООО "Среда Обитания" реклама финансовой услуги - кредита, направлена на формирование у потребителей желания им воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (кредит по 2% в месяц), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой информации. Отсутствие каких - либо сведений, в том числе о сроке, размере минимального, максимального взноса, о размере неустойки, штрафных санкциях не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым банковским продуктом. Данная позиция подтверждается Постановлением ВАС РФ N15275/08 от 31.03.2009 г.
В рекламе ООО "Среда Обитания" отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, реклама ООО "Среда Обитания" размещенная в журнале "Ремонт BLIZKO" Самара N17 (147) от 05.05.2011 г., следующего содержания: "Внимание! Новое поступление 2011 года! "Среда Обитания" 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22.кредит* по 2% в месяц *ОАО "ОТП Банк".", содержит нарушение требований части пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5, а также части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 и 7 статьи 5, а также частью 3 статьи 28 настоящего закона.
На рассмотрении дела N8181-11/8 директор ООО "Среда Обитания"_ пояснил, что реклама с указанием на предоставление кредита носила разовый характер и в настоящее время нигде не размещается.
В подтверждение данного довода ООО "Близко Самара" (исх. б/н от 20.01.2012 г. / вх.N 333-з от 23.01.2012 г.) были представлены пояснения, в которых указано: ".рекламный материал, размещенный в журнале "Ремонт BLIZKO". выходила два раза - в N17 и N18 за 2011 г.".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Среда Обитания", следующего содержания: "Внимание! Новое поступление 2011 года! "Среда Обитания" 12 лет на рынке Гагарина, 135 262-22-22.кредит* по 2% в месяц *ОАО "ОТП Банк".", размещенную в журнале "Ремонт BLIZKO" Самара N17 (147) от 05.05.2011 г., в тексте которой содержатся не достоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его потребительских свойствах, а также сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты и других условиях приобретения товара, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом кредите, об условиях его приобретения и использования и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также в тексте которой содержатся не все условия связанные с приобретением, пользованием и погашением кредита, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4 части 3, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Среда Обитания" предписание, в связи с устранение нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 февраля 2012 г. N 8181-11/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016