Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 26 января 2012 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 01-ФАС22-Р/01-12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по адресу г.Барнаул, ул.Попова, д.188б, ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, рекламы пива, табачных изделий,
в отсутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя - ИП Костенко О.А (о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлено своевременно и надлежащим образом; ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало), установила:
в г.Барнауле по адресу ул.Попова, д.188б, в оконном проеме торгового павильона "ПРОДУКТЫ" размещена наружная реклама пива, вина и табачных изделий следующего содержания: "ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПИВО СОКИ ВОДЫ ЧАЙ КОФЕ" с изображением двух бутылок с надписью "Сибирская корона", над окном наружная реклама вина "ВИНА НА РОЗЛИВ", а справа от входной двери в павильон, на опоре размещена конструкция в форме пивной кружки с надписью "ПИВО на розлив", в которой усматриваются признаки
нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе", так как реклама алкогольной продукции, табачных изделий с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их не допускается, а реклама пива не сопровождается предупреждением о вреде его чрезмерного потребления.
Факт размещения обозначенной рекламной информации установлен антимонопольным органом 29 ноября 2011 года в результате наблюдения наружной рекламы, распространяемой в г. Барнауле.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Костенко О.А. Павильон "Продукты", в оконном проеме которого размещена наружная реклама пива, вина и табачных изделий, расположен на арендованном ИП Костенко О.А. земельном участке по улице Попова (район дома N188) (договор аренды N44И-11 от 25.01.2011 г.), на основании разрешения N 2175 на установку некапитального павильона "Продукты", выданного управлением по строительству и архитектуре администрации Индустриального района г.Барнаула.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктов 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 11 января 2012 года Алтайским краевым УФАС России в отношении ИП Костенко О.А. возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем лицо, участвующее в деле, извещено надлежащим образом.
На заседании Комиссии ИП Костенко О.А. не явилась. В антимонопольный орган ходатайство о рассмотрении дела без ее участия не поступило.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Согласно письменным пояснениям ИП Костенко О.А., реклама вина, табачных изделий и пива была размещена бывшим владельцем павильона, документы связанные с ее размещением у ИП Костенко О.А. отсутствуют.
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама".
Объектами рекламирования, на поддержание интереса к которым направлена реклама, являются в том числе:
- вино,
- табачные изделия,
- пиво на розлив.
Федеральным законом "О рекламе" установлены запреты и ограничения к месту размещения рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Оконные проемы торгового павильона "ПРОДУКТЫ", с размещенной на них рекламной информацией, отвечают понятию рекламной конструкции, являются конструктивным элементом строения.
Реклама вина, табачных изделий, размещенная в витринах торгового павильона "ПРОДУКТЫ", доступна для всеобщего обозрения, обращена к неопределенному кругу лиц.
Данные обстоятельства указывают на ненадлежащую рекламу, поскольку при её распространении не соблюдены требования пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе", касающиеся места размещения рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Кроме того, рассматриваемая рекламная информация направлена на привлечение внимания потребителей и поддержание их интереса к пиву на розлив, изображение которого присутствует в рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Причем, в наружной рекламе, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламе "ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПИВО СОКИ ВОДЫ ЧАЙ КОФЕ" с изображением двух бутылок с надписью "Сибирская корона", "ВИНА НА РОЗЛИВ", предусмотренное законодательством Российской Федерации о рекламе предупреждение отсутствует, что нарушает требования части 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
Вышеизложенные обстоятельства указывают на факт размещения по адресу ул.Попова, д.188б, ненадлежащей, то есть не соответствующей законодательству Российской Федерации, рекламы.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за
нарушение требований установленных пунктом 5 части 2 статьи 21, частью 3 статьи 22, пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона "О рекламе" несет, в том числе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно материалам дела, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Костенко О.А.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПИВО СОКИ ВОДЫ ЧАЙ КОФЕ" с изображением двух бутылок с надписью "Сибирская корона", "ВИНА НА РОЗЛИВ", поскольку при её размещении нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП Костенко О.А. нарушившей требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ИП Костенко О.А. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Срок исполнения предписания 20 дней со дня вынесения настоящего предписания.
5. Об исполнении предписания проинформировать управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в срок до 16 февраля 2012 года.
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 января 2012 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016