Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 6188/02 (опубликовано 31 декабря 2013 г.)
Во исполнение данного положения закона Администрацией Новгородской области принято постановление от 20.12.2007 N 301 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена". Согласно пункту 1.2 указанного Положения размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, устанавливаемого в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент). При определении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности области, применяются коэффициенты, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земли в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Государственная кадастровая оценка земель не проводится, а устанавливается равной рыночной стоимости земельного участка, если определена его рыночная стоимость в соответствие с федеральным законом об оценочной деятельности.
Из материалов проверки следует, что до принятия Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области спорного постановления арендная плата за земельные участки взималась исходя из кадастровой оценки земель, проведенной по состоянию на 01.01.2007, поэтому в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) по истечении пяти лет по решению исполнительного органа государственной власти Новгородской области была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Новгородской области.
Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов был отобран по результатам аукциона. По результатам определения кадастровой стоимости исполнителем госконтракта составлен отчет об определении кадастровой стоимости N 12/5-2012 от 15.12.2012. Отчет об определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.16 Закона об оценочной деятельности прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков "Экспертный совет" и получил положительное экспертное заключение Экспертного совета некоммерческого партнёрства от 27.12.2012 N ЭК-91112. Департамент постановлением от 01.08.2013 N 3 утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Таким образом, процедура и порядок проведения кадастровой оценки земель соответствуют предъявляемым к ним действующим законодательством требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п.1 части 1 статьи 15); создание дискриминационных условий (п. 8 части 1 статьи 15).
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Анализ постановления Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 01.08.2013 N 3 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" позволяет сделать вывод, что данное постановление не содержит положений, которые вводят какие-либо ограничения или ставят хозяйствующие субъекты в нервное положение, то есть приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях Департамента отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, создаваемой органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решениями Думы Боровичского муниципального района от 24.11.2011 N 102 и от 29.11.2012 N 193 утверждены коэффициенты для различных видов функционального использования земельных участков в г. Боровичи и Боровичском муниципальном районе на 2012 год и 2013 год.
Все хозяйствующие субъекты, арендующие земельные участки, относящиеся к землям промышленности и расположенные вне населенных пунктов, в Боровичском муниципальном районе, находятся в одинаковых условиях. Следовательно, решения Думы не содержат положений, которые приводят или могут привести к дискриминации ООО "Солид".
Какие-либо ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также запреты или ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров решения Думы Боровичского муниципального района N 102 и N 193 также не содержат.
Вопросы обоснованности установления конкретных коэффициентов в компетенцию антимонопольных органов не входят.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства отказать в связи с отсутствием признаков его нарушения в действиях Думы Боровичского муниципального района и Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 6188/02 (опубликовано 31 декабря 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016