Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 586-15-11 (опубликовано 15 февраля 2012 г.)
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 28 декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 января 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены комиссии: Пономарева Е.В. специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, Дударева М.А., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело N 586-15-11, возбужденное по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства Администрации г. Красноярска (ул. Парижской Коммуны, 25,г. Красноярск, 660049) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", с участием: От Департамента городского хозяйства - заместителя руководителя Департамента городского хозяйства <_> представителя по доверенности <_> (доверенность N 64 от 22.12.2010 года); От МКУ города Красноярска "Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства" представителя по доверенности <_> (доверенность N 22 от 11.04.2011 года), без участия иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение руководителя второго управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) Главного следственного управления по Красноярскому краю Д.С. Вастьянова (вх. N 1928 от 11.02.2011) о необходимости проведения аналитического исследования документов с целью установления признаков нарушений антимонопольного законодательства при проведении открытых аукционов Департаментом муниципального заказа администрации г.Красноярска, по результатам которых были заключены муниципальные контракты N 340 от 01.07.2009, N731 и N732 от 08.12.2009.
В результате анализа аукционной документации, муниципальных контрактов N 340 от 01.07.2009, N 731 и N 732 от 08.12.2009, объяснений должностных лиц, выявлены признаки согласованных действий между заказчиком торгов - Департаментом городского хозяйства Администрации г. Красноярска и хозяйствующим субъектом - ООО "Красноярскдорремстрой", направленные, прежде всего, на недопущение конкуренции при проведении торгов, а также в заключении муниципальных контрактов с ООО "Красноярскдорремстрой" без какой-либо конкурентной борьбы со стороны хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке.
Из представленных материалов следовало, что должностные лица Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска и ООО "Красноярскдорремстрой" договорились об осуществлении ремонтных работ дорожного полотна на участке пр. Свободный от ул. Высотной до конечной остановки, благоустройстве территории Сибирского федерального университета, ремонте дорог и благоустройстве территории от пересечения пр. Свободный и ул. Курчатова вдоль пр. Свободный до конечной остановки автобусов "Сопка", на денежные средства, выделенные из бюджета города Красноярска, до официального размещения извещения о проведении открытых аукционов, а также до проведения данных аукционов и заключения муниципальных контрактов N 340 от 01.07.2009, N731 и N732 от 08.12.2009, что предполагало обеспечение доступа ООО "Красноярскдорремстрой" на товарный рынок по ремонту и строительству дорог по муниципальному заказу вне конкуренции.
По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа N 225 от 20.04.2011 г. в отношении Департамента городского хозяйства Администрации г. Красноярска и ООО "Красноярскдорремстрой" было возбуждено дело N 117-16-11 по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции").
При рассмотрении дела 117-16-11 Комиссией Красноярского УФАС России факт совершения согласованных действий ООО "Красноярскдорремстрой" и Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска, направленных на ограничение, устранение, недопущение конкуренции - не нашел своего подтверждения в связи с чем, 28 ноября 2011 года вынесено решение по делу N 117-16-11 о прекращении производства по делу.
Вместе с тем, Комиссией Красноярского УФАС в ходе рассмотрения дела N 117-16-11 в действиях (бездействии) Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в создании преимущественных условий деятельности ООО "Красноярскдорремстрой" (выполнение работ для удовлетворения муниципальных нужд без процедуры торгов), что обеспечило в дальнейшем преимущественные условия участия указанного общества в аукционах на заключение муниципальных контрактов N731 и N732 от 08.12.2009.
Заказчику - Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска было известно о том, что ООО "Красноярскдорремстрой" осуществляет выполнение работ, не предусмотренных муниципальным контрактом N 340, заключенным между сторонами раннее. Однако Заказчик - Департамент городского хозяйства мер по пресечению действий ООО "Красноярскдорремстрой" не предпринял. Кроме того, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска выполняя функции муниципального заказчика по проведению торгов на выполнение ремонтных работ дорожного полотна на участке пр. Свободный от ул. Высотной до конечной остановки, благоустройстве территории Сибирского федерального университета, ремонте дорог и благоустройстве территории от пересечения пр. Свободный и ул. Курчатова вдоль пр. Свободный до конечной остановки автобусов "Сопка", являясь ответственным органом власти по освоению выделенных финансовых средств из краевого бюджета предоставил хозяйствующему субъекту информацию в приоритетном порядке о предстоящих торгах, обеспечил высокую вероятность того, что в условиях неравной конкуренции, с учетом даты проведения торгов, сроков и сезона выполнения работ победителем станет ООО "Красноярскдорремстрой".
По данному факту Красноярским УФАС России 15 ноября 2011 года вынесено определение о выделении из дела N 117-16-11 в отдельное производство дела по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", о присвоении выделенному делу N 586-15-11, о признании лицами, участвующими в деле, выделенном в отдельное производство:
ответчиком - Департамент городского хозяйства Администрации г. Красноярска (ул. Парижской Коммуны, 25,г. Красноярск, 660049);
заинтересованным лицом - ООО "Красноярскдорремстрой" (ул. Затонская, 70, г. Красноярск, 660052).
лицом, располагающим сведениями - МУ г. Красноярска "Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства" (ул. Королева, д. 3а. г. Красноярск, 660093), о приобщении к материалам дела N 586-15-11 материалов дела N 117-16-11.
На основании приказа N 956 от 22.11.2011 г. в отношении Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска было возбуждено дело N 586-15-11 по признакам нарушения части 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 117-16-11 Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска представил письменную позицию (возражения по делу N 117-16-11), согласно которой, материалами, направленными в Красноярское УФАС России, являются материалы доследственной проверки Главного следственного управления по Красноярскому краю - в которых содержатся объяснения должностных лиц, в частности Брица Ю.П. - директора ООО "Красноярскдорремстрой" от 22.09.2010 года о том, что в конце мая - начале июня 2009 года секретарь Департамента пригласила исполняющего обязанности директора ООО "Красноярскдорремстрой" Еременко В.В. на рабочую встречу в районе конечной автобусной остановки "Сопка" с участием и.о. Главы города Красноярска Боброва В.П. и заместителя руководителя Департамента городского хозяйства Малыхина М.М. В ходе проведенной встречи Еременко В.В. были даны указания о необходимости приступить к работе по благоустройству проспекта Свободный до проведения торгов и заключения муниципального контракта и о необходимости выиграть торги любыми способами. Также в вышеуказанных материалах имеются показания директора ООО "Красноярскдорремстрой" о том, что заместитель руководителя Департамента городского хозяйства Малыхин М.М. обращался к директору ООО "Красноярскдорремстрой" с предложением выполнить дополнительные работы к муниципальному контракту N 340 в связи с приездом в г. Красноярск высокопоставленных лиц. Однако, данные лица давали показания неоднократно (в 2010, в 2011 годах), вышеуказанные показания были в последующем Брицем Ю.П. опровергнуты, кроме того, данные объяснения противоречат фактическим обстоятельствам в частности: в указанное в объяснениях время заместитель руководителя Департамента городского хозяйства Малыхин М.М. отсутствовал в г. Красноярске; ООО "Красноярскдорремстрой" приступил к выполнению дополнительных работ, не предусмотренных муниципальным контрактом N 340, по собственной инициативе, в связи с чем Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
На заседании комиссии 28 декабря 2011 года Малыхин М.М. - пояснил, что со стороны Департамента городского хозяйства преимущества ООО "Красноярскдорремстрой" создано не было, т.к. данный хозяйствующий субъект рисковал своими денежными средствами по собственной инициативе, нарушение не признал.
Комиссия отмечает:
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Целями регулирования Закона о размещении заказов является в том числе, обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ст. 10 данного Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона о размещении заказов под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона" (п. 1 ст. 37 Закона о размещении заказов).
Согласно п. 12, 13 ст. 37 вышеуказанного Закона в случае, если в аукционе участвовал один участник, аукцион признается несостоявшимся. В этом случае заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, обязан передать единственному участнику аукциона прилагаемый к документации об аукционе проект контракта. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений ч. 4 ст. 38 настоящего Федерального закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, или по согласованной с указанным участником аукциона цене контракта, не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденному Постановлением администрации города Красноярска от 23.02.2001 N 135 "О реорганизации департамента городского хозяйства" к основным функциям департамента относится в том числе организация и контроль за работами по проведению капитального и текущего ремонта городских дорог и объектов внешнего благоустройства (пункт 3.37 Положения), организация и контроль работ по уборке улиц, содержанию территорий и строений в г. Красноярске в соответствии с Правилами, утвержденными городским Советом.
В 2009 году по заказу Департамента городского хозяйства были проведены Департаментом муниципального заказа аукционы N340; N731; N732.
Аукцион N340 от 16.06.2009 года:
Уполномоченный орган: Департамент муниципального заказа;
Заказчик: Департамент городского хозяйства;
Форма торгов: открытый аукцион;
Предмет: "Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту пр. Свободный от ул. Высотной до конечной остановки"
Начальная максимальная цена контракта: 22 499 440 рублей.
Срок выполнения работ по контракту: с момента заключения муниципального контракта и до 01.09.2009 года.
п/н |
Наименование участника |
Адрес места нахождения |
Руководитель |
1 |
ООО "Красноярскдорремстрой" |
660052 г. Красноярск ул. Затонская, 70 201-59-82 |
Бриц Юрий Павлович |
2 |
ООО ПКФ "Спарта"" |
ул. Гайдашевка, 18 г, г. Красноярск, 660131
|
Авоян Спартак Арменаоквич |
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 16.06.2009 года поступило 2 заявки: N1 от ООО "Красноярскдорремстрой", N2 от ООО ПКФ "Спарта". Комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона ООО "Красноярскдорремстрой". Отказать в допуске в аукционе ООО "Спарта" на основании п.1, 4 ч.1 ст. 12 ФЗ "О размещении заказов" в связи с непредставлением решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.
Аукцион признан несостоявшимся по причине отказа ООО "Спарта" в допуске к участию в аукционе. Муниципальный контракт заключен с ООО "Красноярскдорремстрой" как с единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в аукционе на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта - 22 499 440 рублей.
Аукцион N731 от 25.11.2009 года:
Уполномоченный орган - Департамент муниципального заказа г. Красноярска;
Заказчик: Департамент городского хозяйства;
Форма торгов: открытый аукцион;
Предмет: "Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству территории Сибирского федерального университета, ремонту дорог и благоустройству территории от пересечения пр. Свободный и ул.Курчатова вдоль пр. Свободный до конечной остановки автобусов "Сопка"
Начальная максимальная цена контракта: 66 700 667,00 рублей.
Срок выполнения работ по контракту: с момента подписания муниципального контракта до 15.12.2009 года
п/н |
Наименование участника |
Адрес места нахождения |
Руководитель |
1 |
ООО "Красноярскдорремтстрой" |
660052 г. Красноярск ул. Затонская, 70 201-59-82 |
Бриц Юрий Павлович |
2 |
ООО "Стройтехникс" |
660093 г. Красноярск пр. Красноярский рабочий, 163 фактический адрес: 660013 г.Красноярск ул.Говорова, 53 266-91-60 |
Тамбовский Валерий Николаевич |
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 20.11.2009 г. года:
Поступило две заявки: N1 от ООО "Красноярскдорремстрой", N2 от ООО "Стройтехникс". Комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона обоих участников.
Согласно протоколу открытого аукциона от 25.11.2009 года в аукционе участвовал один участник - ООО "Красноярскдорремтстрой". Представитель ООО "Стройтехникс" на аукцион не явился. Согласно ч.12 ст. 37 ФЗ "О размещении заказов" аукцион признается несостоявшимся.
Согласно ч.13 ст.37 ФЗ "О размещении заказов" муниципальный контракт заключается с единственным участником аукциона ООО "Красноярскдорремстрой" на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона или по согласованной с указанным участником аукциона цене контракта, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта - 66 700 667,00 рублей.
Аукцион N732 от 25.11.2009 года:
Уполномоченный орган - Департамент муниципального заказа г.Красноярска;
Заказчик: Департамент городского хозяйства;
Форма торгов: открытый аукцион;
Предмет: "Выбор подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту пр. Свободный от ул. Высотной до конечной автобусной остановки"
Начальная максимальная цена контракта: 1 347 970,00 рублей.
Срок выполнения работ по контракту: с момента подписания муниципального контракта до 15.12.2009 года.
п/н |
Наименование участника |
Адрес места нахождения |
Руководитель |
1 |
ООО "Красноярскдорремстрой" |
660052 г. Красноярск ул. Затонская, 70 201-59-82 |
Бриц Юрий Петрович |
2 |
ООО "Стройтехникс" |
660093 г. Красноярск пр. Красноярский рабочий, 163 фактический адрес: 660013 г.Красноярск ул.Говорова, 53 266-91-60 |
Тамбовский Валерий Николаевич |
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 20.11.2009 поступило две заявки: N1 от ООО "Красноярскдорремстрой", N2 от ООО "Стройтехникс". Комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона обоих участников.
Согласно протоколу открытого аукциона от 25.11.2009 в аукционе участвовал один участник - ООО "Красноярскдорремстрой". Представитель ООО "Стройтехникс" на аукцион не явился. Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч.12 ст. 37 ФЗ "О размещении заказов".
В соответствии с ч.13 ст.37 ФЗ "О размещении заказов" муниципальный контракт заключен с единственным участником аукциона ООО "Красноярскдорремстрой" на условиях, предусмотренных документацией об аукционе по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона или по согласованной с указанным участником аукциона цене контракта, но не превышающей начальную (максимальую) цену контракта - 1 347 970,00 рублей.
01 июля 2009 года, Департаментом городского хозяйства, действующим от имени муниципального образования "город Красноярск", в соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства, утвержденным Постановлением администрации города Красноярска от 23 февраля 2001 года N 135, в лице и.о. руководителя департамента Малыхина М.М., в соответствии с распоряжением первого заместителя Главы города от 02 июня 2009 года N64-орг/в и ООО "Красноярскдорремстрой" в лице - генерального директора Брица Ю.П., действующего на основании Устава Общества, заключен муниципальный контракт N 340 на выполнение работ по ремонту пр. Свободный от ул. Высотной до конечной автобусной остановки по цене 22 499 440 рублей, установленной на основании рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 16 июня 2009 года.
В соответствии с приказом Брица Ю.П. от 01 июля 2009 года N 4, уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство, назначен Сурвилов О.Д. - производитель работ ООО "Красноярскдорремстрой". Уполномоченным представителем заказчика по вопросам строительного контроля, на основании приказа и.о. директора Муниципального учреждения города Красноярска "Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства (далее по тексту - МУ "КГЦ КРЖБ") Горбачева А.А. от 09 июля 2009 года N70-гц, назначен Струев К.А. - главный специалист отдела технического надзора за капитальным ремонтом улично-дорожной сети и ОВБ.
Согласно общему журналу работ N 2 по ремонту пр. Свободный от ул. Высотной до конечной остановки в г. Красноярске, подписанному Малыхиным М.М. и скрепленному печатью Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, ООО "Красноярскдорремстрой" выполнило объем работ, предусмотренный муниципальным контрактом N 340 в период с 01 по 15 августа 2009 года.
В ноябре 2009 года Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон "О корректировке бюджета Красноярского края", которым было предусмотрено выделение дополнительных средств краевого бюджета на благоустройство прилегающей к пр. Свободный территории в сумме более 66 миллионов рублей. Поводом к этому послужил планируемый в период сентябьрь-октябрь приезд председателя Правительства РФ Путина В.В., в связи с чем, Правительством Красноярского края с августа по октябрь 2009 года проводились штабы, на которых обсуждались вопросы, связанные с приездом Путина В.В. На указанных штабах постоянно присутствовал кто-то из представителей Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска. На данных совещаниях обсуждались вопросы по благоустройству территорий СФУ, в том числе по благоустройству прилегающей к пр. Свободный территории.
По результатам торгов 08 декабря 2009 года ДГХ в лице Ящука В.М. с ООО "Красноярскдорремстрой" в лице директора Бриц Ю.П. заключено два муниципальных контракта NN 731 и 732 на выполнение работ по благоустройству территории СФУ, ремонту дорог и благоустройству территории от пересечения пр. Свободный и ул. Курчатова вдоль пр. Свободный до конечной остановки автобусов "Сопка".
Контроль за техническим выполнением работ, предусмотренных контрактами N 340, 731 и 732 осуществляло МУ КРЖБ (на основании договоров поручения: N 340А от 01.07.2009; N 731А от 08.12.2009; N 732А от 08.12.2009).
Куратором от МУ "КГЦ КРЖБ" на период выполнения ООО "Красноярскдорремстрой" объемов работ в рамках контракта N 340 был назначен МУ "КГЦ КРЖБ" Струев. Впоследствии, он контролировал выполнение работ на пр. Свободный и конечной остановке "Сопка" до ноября 2009 года.
Все основные дорожные работы по укладке асфальтового покрытия на пр. Свободный от "СФУ" до конечной остановки "Сопка", а также на самой остановке "Сопка" были окончены ООО "Красноярскдорремстрой" до декабря 2009, т.е. до заключения муниципальных контрактов N 731, 732.
Данные обстоятельства подтверждаются:
Письмом отдела ГИБДД Межмуниципального управления МВД России "Красноярское N 38Г-1852 от 7.06.2011 года (л.д. N 150 тома N 5), согласно которому согласование работ по благоустройству пр. Свободный на участке от улицы Высотная до конечной остановки "Сопка" в период с 08.12.2009 года по 15.12.2009 года не производилось. Производство работ по укладке асфальтобетонного покрытия на пр. Свободный на участке от улицы Высотная до конечной остановки "Сопка" были согласованы ООО "Красноярскдорремстрой" в июле 2009 года.
Информацией ГУ "Красноярский ЦГМС-Р" исх. N 1310 от 15.06.2011 года о среднесуточной температуре воздуха за период 08 по 15 декабря о том, что температура воздуха не поднималась выше чем -19С;
Письмом Департамента городского хозяйства на имя Председателя Правительства края Э.Ш. Акбулатова исх. N 10/4965 от 31.08.2009 года о том, что работы по благоустройству территории, прилегающей к проспекту Свободный от ул. Курчатова до конечной остановки автобусов завершены.
Объяснениями Сабинина Виктора Леонидовича от 29.12.2010 г (л.д. 141 том N 4) ранее замещавшего должность начальника отдела технического надзора за капитальным ремонтом улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства. МУ "КГЦ КРЖБ", согласно которым работы проводились по решению руководства департамента городского хозяйства администрации города Красноярска в лице заместителя руководителя Малыхина М.М. до проведения аукциона. На момент проведения работ разработанной проектной документации не было. Работы производились в соответствии с дефектной ведомостью объемов работ. Аукцион был проведен после фактического выполнения работ.
Объяснениями Струева Константина Александровича (л.д. 127 том 4) - ранее замещавшего должность главного специалиста отдела технического надзора за капитальным ремонтом улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства МУ "КГЦ КРЖБ" о том, что им проводился технический контроль за деятельностью осуществляемой ООО "Красноярскдорремстрой" за выполняемыми им работами, не предусмотренными муниципальным контрактом N 340 без исполнительной производственно-технической документации.
Объяснениями Сурвилова О.Д. (л.д.98 том. N4) производитель работ ООО "Красноярскдорремстрой" о том, что работы, предусмотренные муниципальными контрактами N 731 и 732 были начаты в июле 2009 года и были окончены 1 сентября 2009 года. Работы производились без проектно-сметной документации и дефектной ведомомсти исходя из опыта работы и стандартного конструктива дорожной одежды.
Протоколами заседания Комиссии Красноярского УФАС по настоящему делу от 30.05.2011; 08.09.2011.
Как следует из пояснений вышеуказанных лиц все ремонтные работы, которые ООО "Красноярскдорремстрой" выполнял за рамками муниципального контракта N 340, проводились без проектно-сметной документации и дефектной ведомости, исходя из своего опыта работы и стандартного конструктива дорожной одежды.
В соответствии с действующими Положениями о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска и МУ "КГЦ КРЖБ", по окончанию выполнения объемов работ, предусмотренных муниципальным контрактом, исполнитель предоставляет в МУ "КГЦ КРЖБ" исполнительную документацию, формы КС-2 и КС-3 для проверки и подписания уполномоченным на основании приказа директора МУ "КГЦ КРЖБ" представителем заказчика по вопросам строительного контроля, т.е. специалистом отдела технического надзора за капитальным ремонтом улично-дорожной сети и ОВБ, либо начальником данного отдела, а также руководителем данного Муниципального учреждения. После этого формы передаются на подписание руководству Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами государственной власти.
Согласно части 2 статьи 1 Закона "О защите конкуренции" целями закона являются в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Целью проведения торгов (конкурсов) на право выполнения работ, оказания услуг в рамках муниципального заказа является обеспечение равного доступа к муниципальному заказу всех заинтересованных лиц и недопущения фактов ограничения устранения, недопущения конкуренции.
Таким образом, в действиях (бездействии) Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела N 586-15-11 усматривает нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся:
1. В установлении в аукционной документации условия о выполнении значительного объема работ по контракту N 732 в срок с 08 по 15 декабря 2009 года, т.е. 7 дней.
Согласно пояснению заведующего кафедрой АД и ГС ИСИ СФУ Серватинского Вадима Вячеславовича (от 01.09.2011 года том. 5 дела N 117-16-11) выполнение работ в сроки, предусмотренные аукционной документацией возможно при условии, что подрядчиком является очень крупная специализированная организация, обладающая большим количеством материальных ресурсов.
Согласно объяснению Струева Константина Александровича (технический специалист, куратор по осуществлению технического надзора на объекте в период выполнения работ) объем работ, предусмотренный контрактами N 731 и 732 возможно выполнить в месячный срок крупным подрядчиком, в зимний период выполнение данного объема работ в предусмотренные сроки невозможно.
Данная позиция подтверждается также пояснениями генерального директора ООО "Стройтехникс" Тамбовским Н.В. (л.д. N 115 тома дела N 4) о том, что причиной его неявки на аукцион послужило то обстоятельство, что примерно за одну - две недели до проведения указанных аукционов, он стал более детально изучать условия аукционов и обнаружил, что аукционной документацией предусмотрены очень сжатые сроки выполнения работ - до конца 2009 года, хотя изначально полагал, что с учетом большого объема работ контракт должен быть заключен на срок не менее двух лет. До конца 2009 года Общество физически не могло выполнить объем работ, предусмотренный аукционной документацией, в связи с чем он принял решение не участвовать в аукционе, а также информация МП г. Красноярска ДРСП Советского района исх. N 59 от 11.05.1011 г. о том, что предприятие не имеет производственных мощностей для выполнения подобного рода контрактов, информацией ООО "ДРСУ Кировского района" о том, что предприятие не имеет ни технической, ни физической возможности для выполнения данных работ в таких объемах на указанных объектах.
Установление 7 дневного срока для выполнения значительного объема работ, который может быть осуществлен только крупным хозяйствующим субъектом, имеющим мощную производственную базу и, соответственно, ограничивает круг потенциальных участников.
2. В установлении в документации по аукциону N 732 указание на СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", предусматривающий выполнение работ на непереувлажненном и недеформированном земляном полотне (пункт 1.7.), на непромерзшем слое асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду, работы производятся весной и летом, в сухую погоду при температуре не ниже 0 градусов (п.10.16).
Учитывая установленные аукционной документацией сроки исполнения контракта (выполнения работ) с 08 по 15 декабря 2009 года, а также географические и климатические условия региона в котором планировалось осуществление работ, указание на СНиП 3.06.03-85 ограничило круг потенциальных участников.
Большой объем работ по выполнению государственного заказа в короткий период времени и в зимний период, а также установление требований к качеству проведения работ в соответствии с вышеуказанным СНИП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренцию, сокращению круга потенциальных участников открытого аукциона до одного участника - ООО "Красноярсдорремстрой", которым ремонтные работы дорожного полотна уже были выполнены в летне-осенний период.
3. В допуске к выполнению работ ООО "Красноярскдорремстрой" до проведения аукционов и заключения муниципальных контрактов.
Допуск к выполнению работ, предусмотренными вышеуказанными контрактами предполагал обеспечение доступа ООО "Красноярскдорремстрой" на товарный рынок по ремонту и строительству дорог вне конкуренции. Тем самым доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок был ограничен, что свидетельствует о совершении действий Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, которые подпадают под запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
4. В предоставлении информации в приоритетном порядке о предстоящих торгах.
Согласно постановлению от 05.04.2011 года, вынесенному старшим следователем первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти в сфере экономики) Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю Орешковым Е.В. об отказе в возбуждении уголовного дела - опрошенный в ходе дополнительной проверки генеральный директор ООО "Красноярскдорремстрой" Бриц Ю.П. пояснил, что первый муниципальный контракт N 340 на выполнение ремонтно-дорожных работ на пр. Свободный был заключен им с Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска 01.07.2009. До этого, в 2009 году никаких муниципальных контрактов Обществом с Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска на выполнение ремонтно-дорожных работ на пр. Свободный, заключено не было. Работы на пр. Свободный были начаты Обществом в конце июня 2009 года, то есть сразу после проведения аукциона, но до заключения муниципального контракта.
В июле 2009 года проводились выездные совещания по вопросу благоустройства территории СФУ под руководством Губернатора Красноярского края Хлопонина А.Г. и председателя Правительства Красноярского края Акбулатова Э.Ш. Фактически делегации с участием представителей администрации г. Красноярска и Красноярского края приезжали на пр. Свободный и, проходя по дороге, определяли какие объемы работ необходимо выполнить на прилегающей к СФУ территории в районе пр. Свободный к планируемому приезду премьер-министра Путина В.В. Бриц Ю.П. присутствовал на нескольких таких совещаниях. В период указанных совещаний его Общество выполняло дорожно-ремонтные работы на пр. Свободный в рамках муниципального контракта N 340. Во время совещаний представители администраций г. Красноярска и Красноярского края говорили о том, что необходимо выполнить тот или иной объем дорожных работ на пр. Свободный, в том числе, произвести укладку асфальтобетонного покрытия на дороге от пр. Свободный до конечной остановки автобусов "Сопка", а также на самой остановке "Сопка". Так как их Общество выполняло дорожно-ремонтные работы на пр. Свободный, он воспринимал данные рекомендации на свой счет. Он решил выполнить указанные выше объемы работ за счет средств Общества, понимая, что впоследствии данные расходы будут компенсированы Обществу двумя способами - либо путем заключения муниципального контракта с администрацией г. Красноярска в случае победы в аукционе, либо в судебном порядке в рамках искового производства по неосновательному обогащению.
Данные обстоятельства подтверждал на заседаниях Комиссии Красноярского УФАС России <_> о том, что им, в частности, проводилось несколько рабочих совещаний с участием ООО "Красноярскдорремстрой" на которых обсуждались вопросы по выполнению работ, которые вошли позднее в контракты N 731 и 732.
Таким образом, Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска ООО "Красноярскодорремстрой" предоставлена информация об объемах и видах работ, о предстоящих торгах в приоритетном порядке.
5. В подписании актов приемки выполненных работ без фактического принятия работ.
В конце декабря 2009 года специалистами планового отдела Общества были составлены акты сдачи-приемки выполненных работ формы КС-2 и КС-3, а также акты на скрытые работы, которые после их проверки были подписаны специалистами МУ "КГЦ КРЖБ", а также ДГХ.
Согласно показаниям Резниченко Е.В. главного специалиста отдела технического надзора капитального ремонта улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства МУ "КГЦ КРЖБ" в связи с нахождением в период с 07 по 21 декабря 2009 года Струева К.А. главного специалиста отдела технического надзора за капитальным ремонтом улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства в очередном отпуске Быковым Л.П.- директор МУ "КГЦ КРЖБ" поручено Резниченко Е.В., исполнявшей на тот период времени обязанности начальника отдела технического надзора за капитальным ремонтом улично-дорожной сети и ОВБ МУ "КГЦ КРЖБ, проведение проверки представленной ООО "Красноярскдорремстрой" исполнительной документации, форм КС-2 и КС-3 на предмет соответствия проектно-сметной документации муниципального контракта N 732.
В нарушение раздела 2 должностной инструкции, утвержденной Быковым Л.П., 15 декабря 2009 года Резниченко Е.В. подписала представленную Брицем Ю.П. форму КС-2 без фактической проверки выполненных ООО "Красноярскдорремстрой" объемов работ и исполнительной документации, ограничившись в ходе телефонного разговора устным заверением Еременко В.В. о достоверности содержащихся в документах сведений, после чего передала формы для подписания Быкову Л.П. и руководству ДГХ.
Кроме того, по выходу 22 декабря 2009 года Струева К.А из очередного отпуска, достоверно зная, что ООО "Красноярскдорремстрой" на конечной остановке автобусов "Сопка" при строительстве дорожного полотна не производило работы по укладке слоя, состоящего из черного щебня, им были подписаны акты скрытых работ NN 7,9-10, датированных 08 декабря 2009 года
Локальный-сметный расчет для составления дефектной ведомости и смет на дополнительные объемы выполненных работ на пр. Свободный в МУ "КГЦ КРЖБ" Обществом не представлялся.
При рассмотрении дела проанализированы письма исх. NN 10/4989 от 01.09.2009, 10/4973 от 31.08.2009 от имени заместителя Главы г. Красноярска - начальника департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Ящука В.М. на имя Первого заместителя Губернатора края - Председателя Правительства края Акбулатова Э.Ш. об исполнении протоколов NN 332 и 358 о выполнении работ по благоустройству территории СФУ в полном объеме.
Изучение и анализ вышеперечисленных писем, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела и опрошенных следственными органами, данных на заседаниях Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, свидетельствуют о том, что все дорожно-ремонтные работы на дороге пр. Свободный и на конечной остановке автобусов "Сопка" были завершены ООО "Красноярскдорремстрой" до проведения аукционов и заключения муниципальных контрактов N 731 и 732, а также свидетельствуют об осведомленность руководства Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в лице руководителя Ящука В.М., его заместителя Малыхина М.М., а также начальника отдела управления улично-дорожной сети Исаева А.А. о выполнении перечисленных работ ООО "Красноярскдорремстрой" на пр. Свободный и конечной остановке "Сопка".
Таким образом, Департаменту городского хозяйства было известно о выполнении работ ООО "Красноярскдорремстрой", не предусмотренных муниципальным контрактом N 340, работ которые являлись предметом муниципальных контрактов N 731 и 732, которые еще не были заключены, кроме того, до размещения извещения о проведении аукционов на право заключения вышеуказанных контрактов, однако Департаментом городского хозяйства мер по предотвращению выполнения работ до проведения торгов и заключения муниципальных контрактов в отношении ООО "Красноярскдорремстрой" принято не было, что свидетельствует о том, что ООО "Красноярскдооремстрой" созданы преимущественные условия деятельности (выполнение работ для удовлетворения муниципальных нужд без процедуры торгов), что обеспечило в дальнейшем преимущественные условия участия указанного общества в аукционах на заключение муниципальных контрактов N731 и N732 от 08.12.2009, ввиду того, что значительный объем работ (а именно ремонт дорожного полотна), включенный в указанные муниципальные контракты, был уже выполнен указанным обществом до проведения аукционов, соответственно, выполнить весь объем работ (а именно закончить благоустройство прилегающей к дороге территории) в сжатые сроки в зимних условиях представлялось для общества возможным в отличие от других участников аукционов, в том числе потенциальных.
Заказчику - Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска было известно о том, что ООО "Красноярскдорремстрой" осуществляет выполнение работ, не предусмотренных муниципальным контрактом N 340, заключенным между сторонами раннее. Однако Заказчик - Департамент городского хозяйства мер по пресечению действий ООО "Красноярскдорремстрой" не предпринял. Кроме того, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска выполняя функции муниципального заказчика по проведению торгов на выполнение ремонтных работ дорожного полотна на участке пр. Свободный от ул. Высотной до конечной остановки, благоустройству территории Сибирского федерального университета, ремонту дорог и благоустройству территории от пересечения пр. Свободный и ул. Курчатова вдоль пр. Свободный до конечной остановки автобусов "Сопка", являясь ответственным органом власти по освоению выделенных финансовых средств из краевого бюджета предоставил хозяйствующему субъекту информацию в приоритетном порядке о предстоящих торгах, обеспечил высокую вероятность того, что в условиях неравной конкуренции, с учетом даты проведения торгов, сроков и сезона выполнения работ победителем станет ООО "Красноярскдорремстрой".
Комиссия Красноярского УФАС по рассмотрению дела N 586-15-11 довод Департамента городского хозяйства о том, что им не созданы преимущества ООО "Красноярскдорремстрой" отклоняет в связи с тем, что данный довод не нашел своего подтверждения, кроме того опровергается фактическими обстоятельствами дела.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о создании Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска преимущества в осуществлению деятельности по ремонту дорог и благоустройству прилегающих территорий отдельно взятому хозяйствующему субъекту - ООО "Красноярскдорремстрой", что является прямым нарушением антимонопольного законодательства, а также причиняет вред публичным интересам.
Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию "вред конкуренции"
Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:
- об отсутствии основании для прекращения рассмотрения дела;
- о наличии в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска при организации и проведении в 2009 году открытых аукционов N 731 и N 732, состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в допуске к выполнению работ для муниципальных нужд ООО "Красноярскдорремстрой" до проведения аукционов и заключения муниципальных контрактов, в предоставлении информации в приоритетном порядке ООО "Красноярскдорремстрой" об объемах работ и предстоящих торгах, создании преимущественных условий для участия в аукционах N 731 и 732, проведенных в ноябре 2009 года.
- учитывая, что муниципальные контракты исполнены в полном объеме, а также позицию Конституционного суда, выраженную в Определении от 16 июля 2009 года N 739-О-О о том, что в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ и статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного по результатом торгов, а в случае, если договоры исполнены, признание торгов недействительными не приведет к восстановлению прав участников торгов ( аналогичные выводы содержатся в отношении признания недействительным размещение государственного заказа) Комиссия полагает нецелесообразным обращаться в суд с иском о признании недействительными торгов, заказов, размещенных в 2009 году.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы хозяйствующих субъектов - фактических и потенциальных участников вышеуказанных аукционов.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, ограничивающих конкуренцию, выразившихся в частности в допуске к выполнению работ для муниципальных нужд ООО "Красноярскдорремстрой" до проведения аукционов и заключения муниципальных контрактов, в предоставлении информации в приоритетном порядке ООО "Красноярскдорремстрой" об объемах работ и предстоящих торгах, создании преимущественных условий для участия в аукционах N 731 и 732, проведенных в ноябре 2009 года, ООО "Красноярскдорремстрой", следствием чего явилось ограничение, недопущение конкуренции.
2. Учитывая, что допущенные нарушения являются оконченными, муниципальные контракты исполнены и невозможно вернуть стороны в первоначальное положение, восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии: Е.В. Пономарева
М.А. Дударева
reshenie_586-15-11.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 586-15-11 (опубликовано 15 февраля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016