Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 3 июля 2015 г. N 340
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), в составе:
Председателя Комиссии: <_>
Членов Комиссии: <_> <_>
при участии исполняющего обязанности директора ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" <_> действующего на основании распоряжения о предоставлении отпуска работнику от 17.06.2015 г.;
представителя ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" <_> действующего на основании доверенности от 03.07.2015 г.;
в присутствии главного экономиста ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" <_>
рассмотрев жалобу ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" на действия ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж", связанные с проведением открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по установке пластиковых окон в учебно-административном, учебно-производственном корпусах ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" (извещение N 31502392795), в части нарушения порядка определения победителя, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
25.06.2015 г. в Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" (далее - Заказчик, Организатор, ГБПОУ "ИЭК"), связанные с проведением открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по установке пластиковых окон в учебно-административном, учебно-производственном корпусах ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" (извещение N 31502392795), в части нарушения порядка определения победителя, а именно: заявка ГБПОУ "ИЭК" по количеству набранных баллов заняла второе место. При подсчете баллов в графе "Срок гарантии" Единой закупочной комиссией ГБПОУ "ИЭК" допущена арифметическая ошибка в расчетах ООО "Иркутская строительная компания" (далее - ООО "ИСК"), которая позволила ему занять первое место, набрав большее количество баллов. На основании вышеизложенного, Единой закупочной комиссией принято решение о пересмотре заявок участников запроса предложений. После исправления ошибок на официальном сайте Заказчиком опубликован второй протокол, однако в графе "Оценка технического предложения участника" Заявителю снижены баллы по данному критерию до 10 вместо 20.
На основании вышеизложенного ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" считает, что Заказчик намеренно занижает баллы.
В ходе рассмотрения Заявитель поддержал изложенные в жалобе доводы, просит признать жалобу обоснованной, отменить данную закупку, признать Единую комиссию по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ГБПОУ "ИЭК" нарушившей требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ГБПОУ "ИЭК" 02.07.2015 г. представлены письменные возражения (вх. N 7392), из которых следует, что доводы Заявителя не признает, т.к. решение принято по итогам анализа всех критериев, не смотря на то, что предложена наиболее низкая цена.
Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон о закупках).
Министром образования Иркутской области Осиповой Е.А. 31.01.2014 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Областного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Иркутский энергетический колледж" (далее - Положение), п. 4 которого предусмотрен порядок проведения конкурса.
На основании данного Положения разработана Документация "Запрос коммерческих предложений в электронной форме на выполнение работ по установке пластиковых окон в учебно-административном, учебно-производственном корпусах ГБПОУ "ИЭК", утверждена Директором ГБПОУ "ИЭК" <_> 26.05.2015 г. (далее - Документация).
26.05.2015 г. на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) Заказчиком опубликовано извещение N 31502392795 об определении лучшего предложения для заключения договора на выполнение работ по установке пластиковых окон в учебно-административном, учебно-производственном корпусах ГБПОУ "ИЭК" (далее - Извещение).
Согласно Извещению и Документации дата начала подачи заявок 26.05.2015 г. 08-00 час., дата окончания - 08.06.2015 г. 10-00 час. по московскому времени, дата рассмотрения заявок - 10.06.2015 г. 11-00 час., дата подведения итогов 15.06.2015 11-00 часов (время московское). Начальная максимальная цена договора составляет 689055,10 рублей. Место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - г. Иркутск, ул. Костычева, д. 1.
Приказом директора ГБПОУ "ИЭК" <_> от 30.06.2014 г.
N 144 создана Единая закупочная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ГБПОУ "ИЭК" (далее - Единая закупочная комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
<_> - директора ГБПОУ "ИЭК",
<_> - ответственного секретаря комиссии (преподавателя),
<_> - заведующей складом,
<_> - экономиста,
<_> - заведующего учебными мастерскими.
Приказом от 08.12.2014 г. N 313/к внесены изменения в состав Комиссии, утвержден новый состав, а именно: <_> <_> <_> <_> <_>
Согласно Протоколу N U1040697-1054360-1 заседания комиссии по оценке заявок на участие в открытом запросе предложений от 08.06.2015 г. на участие в закупке подано 2 заявки - ООО "ИСК" (цена договора 680000 руб.) и ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" (цена договора 635248,28 руб.).
Согласно п. 4.6 Положения предусмотрен порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений.
Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе коммерческих
предложений осуществляется в целях выявления условий исполнения договора, наиболее удовлетворяющих потребностям Заказчика, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены документацией о проведении запроса коммерческих предложений (п. 4.6.5 Положения).
Набор критериев и их значимость Заказчик устанавливает в документации о проведении запроса коммерческих предложений. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов (п. 4.6.6 Положения).
Согласно п. 18 Документации критериями оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений могут быть:
1) цена;
2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские
свойства) товара, качество работ, услуг;
3) расходы на эксплуатацию товара;
4) расходы на техническое обслуживание товара;
5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
7) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
8) деловая репутация участника закупок;
9) наличие у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
10) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) квалификация работников участника закупок;
12) другие критерии в соответствии с документацией о проведении запроса коммерческих предложений.
4.6.7. Набор критериев и их значимость Заказчик устанавливает в документации о проведении запроса коммерческих предложений. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
4.6.8. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений каждой заявке присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности предложенных участником условий исполнения договора.
Заявке на участие, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия. Порядок оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений устанавливается в документации о проведении запроса коммерческих предложений.
Победителем запроса коммерческих предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.
Согласно Протоколу N U1040697-1054360-3 заседания комиссии по оценке заявок на участие в открытом запросе предложений от 15.06.2015 г. победителем признано ООО "ИСК". Кроме того, в соответствии с Протоколом о результатах закупки N U1040697-1054360-4, размещенном на сайте 16.06.2015 г., указанный запрос предложений признан состоявшимся, решено заключить договор с ООО "ИСК".
Приложение N1 к Протоколу. Сводный лист оценок по процедуре
Критерии оценки |
ООО "Новые технологии - сервис" |
ООО "Иркутская строительная компания" |
1. Цена, рассчитывается по формуле Rai-Amax-Ai x 100 Amax *0,4(значимость) |
689055,01 -635248,28/689055,01 *100*0,4=3,12 |
689055,01 -680000/689055,01 *100*0,4=0,52 |
2. Оценка технического предложения участника Кол-во балов*0,2 значимость |
100*0,2=20 |
100*0,2=20
|
3. Опыт аналогичных работ Rdi - Di- Dmin x 100 Dmin * значимость 0,1 |
33344670,99-5000000/5000000*100*0,1=56,68 |
25469427,35-5000000/5000000*100*0,1=40,93 |
4. Наличие материально-технической базы Кол-во балов*0,08 значимость |
100*0,08=8 |
100*0,08=8 |
5. Наличие квалифицированного персонала Кол-во балов*0,07 значимость |
100*0,07=7 |
100*0,07=7 |
6 Срок поставки (выполнения работ, оказания услуг): Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок. RBI = BMAX-BI x 100*0,1 BMAX |
60-30/60*100*0,1=5 |
60-30/60*100*0,1=5 |
7. Срок гарантии на продукцию (результат работ, результат услуг): Минимальный приемлемый срок. Rcl =Ci-Cmin x 100*0,05 Cmin |
0-1/1*100*0,05=0 |
5,5-1/1*100*0,05=22,5 |
ИТОГО |
99,8 |
103,5 |
Из таблицы видно, что итоговое количество баллов - 103,5 присвоено ООО "ИСК", 99,8 б. - ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис".
После опубликования указанного Протокола Организатором обнаружена арифметическая ошибка при подсчете баллов по критерию "Срок гарантии" применен срок гарантии (1 год), не предусмотренный Документацией (согласно Документации - 2 года), что повлияло на итоговый балл и позволило признать ООО "ИСК" победителем.
На основании вышеизложенного, Организатор обратился в адрес АО "ОТС" с заявлением о переносе срока оценки заявок на 22.06.2015 г. 9-00 час., подведения итогов закупки N 1040697 на 22.06.2015 г. 11-00 час.
18.06.2015 г. требования Организатора удовлетворены, срок подведения итогов перенесен, что подтверждается заявлением (исх. N 404 от 17.06.2015 г.), представленным исполняющим обязанности директора ГБПОУ "ИЭК" Манухиным А.В. на рассмотрение жалобы.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы и пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
Согласно разделу 18 Документации "Критерии оценки сопоставления заявок" учитываются такие критерии, как:
1) цена договора - 40%;
2) квалификация участника закупки, включающая в себя: оценку технического предложения участника - 20%, опыт аналогичных работ - 45%, наличие материально-технической базы - 8%, наличие квалифицированного персонала - 7%;
3) срок поставки (выполнения работ, оказания услуг): Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок - 10%;
4) срок гарантии на продукцию (результат работ, результат услуг): Минимальный приемлемый срок - 5%.
Так, баллы по критерию N 2 выставляются следующим образом: 100 баллов - за предоставление максимально детализированного описания порядка выполнения подрядных работ, в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания, со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при оказании услуг, а также максимально конкретная характеристика материалов, используемых при выполнении работ; 50 баллов - за предоставление детализированного порядка выполнения подрядных работ, в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания, со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при оказании услуг, а также достаточно развернутая характеристика материалов, используемых при выполнении работ; 0 баллов - за непредставление порядка выполнения подрядных работ, "копирование" Технического задания Заказчика, и (или) отсутствие характеристики материалов, используемых при выполнении работ.
Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по критерию "Срок гарантии" (5% значимости) Единой закупочной комиссией ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" присвоено 0 баллов, а ООО "ИСК" - 22,5, что отражено в Протоколе о результатах закупки N U1040697-1054360-4 от 16.06.2015 г., опубликованном на официальном сайте в этот же день.
После исправления ошибки Организатором опубликован Протокол о результатах закупки N U1040697-1054360-7, который содержит уже исправленные сведения:
Критерии оценки |
ООО "Новые технологии - сервис" |
ООО "Иркутская строительная компания" |
1. Цена, рассчитывается по формуле Rai-Amax-Ai x 100 Amax *0,4(значимость) |
689055,01 -635248,28/689055,01 *100*0,4=3,12 |
689055,01 -680000/689055,01 *100*0,4=0,52 |
2. Оценка технического предложения участника Кол-во балов*0,2 значимость |
50*0,2=10 |
100*0,2=20 Участник принимает на себя ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда и безопасности производства работ. Вся документация подписана и скреплена печатью. |
3. Опыт аналогичных работ Rdi - Di- Dmin x 100 Dmin * значимость 0,1 |
33344670,99-5000000/5000000*100*0,1=56,68 |
25469427,35-5000000/5000000*100*0,1=40,93 |
4. Наличие материально-технической базы Кол-во балов*0,08 значимость |
100*0,08=8 |
100*0,08=8 |
5. Наличие квалифицированного персонала Кол-во балов*0,07 значимость |
100*0,07=7 |
100*0,07=7 |
6 Срок поставки (выполнения работ, оказания услуг): Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок. RBI = BMAX-BI x 100*0,1 BMAX |
60-30/60*100*0,1=5 |
60-30/60*100*0,1=5 |
7. Срок гарантии на продукцию (результат работ, результат услуг): Минимальный приемлемый срок. Rcl =Ci-Cmin x 100*0,05 Cmin |
0-2/2*100*0,05=0 |
5,5-2/2*100*0,05=8,75 |
ИТОГО |
89,8 |
90,2 |
Итоговое количество баллов ООО "ИСК" - 90,2, ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" - 89,8.
Из данного Протокола следует, что по критерию "Срок гарантии" участнику ООО "ИСК" присвоено 8,75 баллов вместо 22,5 (как ранее).
Однако, вместе с исправлением ошибки и подсчетом итоговых баллов по указанному критерию, Единой закупочной комиссией ГБПОУ "ИЭК" произведена переоценка заявки ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" по критерию N 2 "Техническое предложение участника" (п. 18 Документации) (значимость 20%), по которому Заявителю уменьшено количество баллов до 10 вместо 20 (с учетом значимости).
Так, при оценке технического предложения участников, которая составляет 20% значимости, Единой закупочной комиссией в первый раз было присуждено по 100 баллов обоим участникам, итоговый балл - 20. Однако, после исправления арифметической ошибки при переоценке по данному критерию оценка Заявителя снижена со 100 б. до 50 в связи с предоставлением "детализированного предложения" вместо "максимально детализированного предложения". Как следует из Протокола о результатах закупки N U1040697-1054360-7 от 16.06.2015 г. "Участник пренебрег сведениями об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда и безопасности производства работ, сославшись на их рекомендательный характер, кроме того Комиссией учтено, что вся документация ООО "ИСК" подписана и скреплена печатью".
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что заявка ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" подписана электронной цифровой подписью. Так, в п. 8 инструкции по заполнению заявки раздела IV Документации указано, что участнику запроса предложений рекомендуется подписать и скрепить печатью заявку на участие в запросе предложений. При этом Документацией не предусмотрено обязательных требований к ее подписанию и скреплению печатью, а также к указанию в заявке ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда и безопасности производства работ.
Из вышеизложенного следует, что при переоценке заявок участников Единой закупочной комиссией учтены требования, которые не предусмотрены Документацией, что повлекло за собой занижение количества баллов по критерию N 2 ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис", а, соответственно, уменьшение итогового количества баллов.
В ходе рассмотрения жалобы и.о. директора ГБПОУ "ИЭК" <_> подтвердил, что при расчете критериев "Срок гарантии" Единой закупочной комиссией допущена арифметическая ошибка в части неверного применения срока гарантии (1 год), не предусмотренного Документацией (согласно Документации - 2 года), что повлияло на итоговый балл (22,5 против 0) и определение победителя.
Кроме того и.о. директора ГБПОУ "ИЭК" <_> пояснил, что критерии "Оценка технического предложения участника" и "Срок гарантии" являются преимущественными. Заказчику важно, что срок гарантии, предложенный ООО "ИСК" наиболее продолжительный (5,5 лет), в течение которого он обязуется обеспечить соответствие качества товара, выполненных работ условиям договора, а также несет ответственность за выявленные недостатки товара, работ. Кроме того, немаловажно, чтобы работы выполнялись с соблюдением правил пожарной безопасности, охраны труда и безопасности, поэтому Единая закупочная комиссия произвела переоценку заявки ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" по данному критерию путем уменьшения баллов до 10. Тем самым нарушены требования Положения, так как процедура повторной оценки Положением не предусмотрена.
По итогам переоценки победителем признано ООО "ИСК", с которым 25.06.2015 г. заключен контакт N 28345/2015/42 на выполнение работ по установке пластиковых окон в учебно-административном, учебно-производственном корпусах ГБПОУ "ИЭК".
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию, соответственно, участник закупки вправе заверить заявку на участие в запросе предложений электронной цифровой подписью.
Кроме того, Единая закупочная комиссия ГБПОУ "ИЭК", осуществляя переоценку критериев и отменяя Протокол о результатах закупки N U1040697-1054360-4 от 16.06.2015 г., действовала в нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, требований раздела 4.6. Положения, которыми не предусмотрена повторная переоценка заявок участников закупки с одновременным предъявлением требований, не установленных Документацией.
Из вышеизложенного следует, что Единой закупочной комиссией ГБПОУ "ИЭК" предъявлены к ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис" требования и осуществлена оценка и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации, что повлекло за собой занижение баллов, присвоенных заявке и, соответственно, отсутствие возможности заключить договор на выполнение работ по установке пластиковых окон в учебно-административном, учебно-производственном корпусах ГБПОУ "ИЭК", что является нарушением прав ООО "ПКФ "Новые технологии-Сервис".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Иркутского УФАС России решила:
1. Признать жалобу "ПКФ "Новые технологии-Сервис" на действия ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" обоснованной.
Признать Единую закупочную комиссию ГБПОУ Иркутской области "Иркутский энергетический колледж" нарушившим ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", раздел 4.6. Положения о закупке товаров, работ, услуг Областного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Иркутский энергетический колледж" в части предъявления к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требований и осуществления оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
3. Передать материалы уполномоченному лицу Иркутского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ;
4. Копию решения направить сторонам по жалобе.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 июля 2015 г. N 340
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016