Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
N 03-03/45-13 (опубликовано 15 января 2014 г.)
(изготовлено в полном объеме 15 января 2014 г.)
Комиссия Ярославского УФАС России в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.;
члены Комиссии: государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Шуров О.А., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Лаптиева Е.А.,
рассмотрев дело N 03-03/45-13, возбужденное в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N 03-03/45-13 возбуждено по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - Управление), вх. N 10419 от 07.11.2013 г., о нарушении ФГУП "Почта России" антимонопольного законодательства, выразившееся в отказе от заключения контракта на поставку знаков почтовой оплаты.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:
Управление проводило открытый аукцион в электронной форме N0171100001513000107 на поставку товаров: Маркированные почтовые конверты с почтовыми марками, номинал которых обозначен литерой "А" соответствует тарифам на пересылку в пределах России простого письма весом 20 граммов. На конверте обозначена адресная сетка, подсказка "Куда-Кому", силиконовая лента. - конверт белого цвета, с прямым клапаном, с самоклеющейся полосой; - верхнее расположение клапана - наличие на конверте логотипа "Почта России"; - товар соответствует требованиям ГОСТа Р 51506-99 (Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля). - размер 110 х 220 мм (евростандарт). шт. 8000 2 Марка почтовая номиналом 0,10 руб. шт. 500 3 Марка почтовая номиналом 0,25 руб. шт. 1000 4 Марка почтовая номиналом 1 руб. шт. 1000 5 Марка почтовая номиналом 1,5 руб. шт. 1500 6 Марка почтовая номиналом 2 руб. шт. 500 7 Марка почтовая номиналом 3 руб. шт. 500 8 Марка почтовая номиналом 4 руб. шт. 500 9 Марка почтовая номиналом 15 руб. шт. 1500 ИТОГО шт. 15000. На аукцион не поступило ни одной заявки, в связи с чем он был признан несостоявшимся.
Письмом от 30.10.2013 г. (исх. NОКц-7325-13) Управление обратилось в ФГУП "Почта России" с просьбой дать согласие на заключение контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты - почтовых конвертов с номиналом, обозначенным буквой "А", для целей согласования закупки в антимонопольном органе.
Письмом от 05.11.2013 г. N79.3.1.-4383 ФГУП "Почта России" указало на то, что оно согласно заключить договор на оказание универсальных услуг почтовой связи, а также направило в адрес Управления государственный контракт на оказание услуг почтовой связи. Ответа на предложение о заключении контракта на поставку знаков почтовой оплаты со стороны ФГУП "Почта России" в адрес Управления не направлялось.
В адрес ФГУП "Почта России" со стороны Ярославского УФАС было направлено предупреждение о прекращении действий (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства исх.N10845/01-15 от 11.11.2013 г., которое не было исполнено, согласие на заключение контракта не дано.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 года N 176-ФЗ универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 года N 176-ФЗ плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты.
В соответствии с пунктом 25 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года N 221, для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются: а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами; в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.
В соответствии с пунктами 1.1, 5.3 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ, утвержденного приказом Министерства связи РФ от 26.05.1994 года N 115, знаки почтовой оплаты РФ (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции; продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
Таким образом, государственные знаки почтовой оплаты - средство подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции. Управление приобретает государственные знаки почтовой оплаты исключительно для целей оплаты услуг почтовой связи по пересылке данной письменной корреспонденции, т.е. для целей получения услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции.
Как установлено антимонопольным органом ранее, государственные знаки почтовой оплаты и маркированную продукцию производит исключительно ФГУП Издатцентр "Марка".
В соответствии с информацией ФГУП Издатцентр "Марка" от 12.11.2010 г., на территории Ярославской области оно не имеет филиалов и подразделений, занимающихся реализацией продукции, предприятие не заключает государственные и муниципальные контракты на поставку маркированной продукции. ФГУП Издатцентр "Марка" осуществляет реализацию маркированной продукции на территории Ярославской области только через Управление Федеральной почтовой связи Ярославской области - филиал ФГУП "Почта России" на основании договора поставки ПР/2.2/Д/15-07 от 01.11.2007 года.
Таким образом, ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Ярославской области является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим государственные знаки почтовой оплаты на территории Ярославской области.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006 года доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Исходя из изложенного, положение ФГУП "Почта России" на рынке реализации знаков почтовой оплаты на территории Ярославской области является доминирующим.
В то же время в соответствии со ст. 40 ФЗ N94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случаях, если аукцион признан несостоявшимся, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 N 124.
В соответствии с абз. 10 п. 4 данного Порядка помимо иного для согласования заключения государственного контракта с единственным поставщиком необходимы документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика (исполнителя, подрядчика) заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации. В целях получения указанного согласия заказчик обратился к единственно возможному поставщику - ФГУП "Почта России".
В соответствии с п. 5 части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Действия ФГУП "Почта России", занимающего доминирующее положение на рынке реализации знаков почтовой оплаты на территории Ярославской области, по направлению в адрес Управления государственного контракта на оказание услуг почтовой связи, отличного от контракта на поставку почтовых марок и конвертов, направляемого для заключения Управлением, а также бездействие по его заключению, свидетельствуют в совокупности об отказе ФГУП "Почта России" от заключения государственного контракта на поставку почтовых марок и конвертов, в нарушение федерального законодательства. Данные действия (бездействие) привели к невозможности заключения государственного контракта, создали препятствия (ущемили интересы) при осуществлении деятельности Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ФГУП "Почта России" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. ФГУП "Почта России" выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ в отношении ФГУП "Почта России"
Председатель Комиссии |
Завьялов М.Ф. |
Члены Комиссии |
Шуров О.А.
Лаптиева Е.А. |
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечение. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание
по делу N 03-03/45-13
24 декабря 2013 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 15 января 2014 года)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии: государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Шуров О.А., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Лаптиева Е.А., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ на основании своего решения от 24.12.2013 г. по делу N 03-03/45-13 о нарушении ФГУП "Почта России" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, предписывает:
ФГУП "Почта России" прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, а именно: рассмотреть надлежащим образом обращение Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 30 октября 2013 г. NОКц-7325-13.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России не позднее 07.02.2014 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.
Члены Комиссии Шуров О.А
Лаптиева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области N 03-03/45-13 (опубликовано 15 января 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016