Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 20 февраля 2014 г. N 1-10-30/77-14
Резолютивная часть решения оглашена "06" февраля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "20" февраля 2014 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: (.) - заместителя руководителя;
Членов комиссии: (.) - начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами,
(.) - заместителя начальника правового отдела,
(.) - старшего специалиста 1 разряда отдела
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
(.) - (.)
- (.) (по доверенности N (.) от (.))
2013-45152(1)
2013-45152(1)
2
ОАО "МОЭСК"
- (.) (по доверенности N (.) от (.))
рассмотрев дело N 1-10-30/77-14 по признакам нарушения ОАО "Московская
объединённая электросетевая компания" (ИНН 5036065113; адрес: 115114,
г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д., д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление (.) по вопросу
нарушения ОАО "МОЭСК" правил технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
N 861 (далее - Правила технологического присоединения) при исполнении
договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (.)
расположенных на объекте по адресу: (.) (вх. от 13.09.2013 N 28474).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон
по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 1-10-30/77-
14 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ОАО "МОЭСК" является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров
ОАО "МОЭСК" (протокол от 21.06.2007 N 4). Внесено в Единый государственный
реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией ФНС России N 46 по г. Москве
01.05.2009, за основным государственным регистрационным номером
1057746555811, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП
5036065113/503601001. Место нахождения юридического лица: 115114, город
Москва, Павелецкий 2-й Проезд, 3, 2.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО "МОЭСК" оказывает услуги по
передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к
2013-45152(1)
3
электрическим сетям.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком
понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного
для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен
другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе
географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим
присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому
присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью
последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое
присоединение является обязательной составной частью единого технологического
процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность
заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью
заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое
присоединение.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по
делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует
отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка
передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного
товарного рынка.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных
монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере
деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим
признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной
монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" занимает доминирующее положение на
2013-45152(1)
4
рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому
присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии к электрическим сетям ОАО "МОЭСК" на территории города Москвы (в
пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).
Между (.) и ОАО "МОЭСК" 06.03.2013 заключен договор об осуществлении
технологического присоединения к электрическим сетям N ИА-11-302-
6031(918888) (далее - Договор). Предметом указанного Договора является
осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств
(.), расположенных на объекте по адресу: (.), нежилое помещение площадью (.)
кв.м. и выданы технические условия N И-10-00-918888/102, являющиеся
неотъемлемым приложением к Договору.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в
том числе для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей намеренных
осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств,
максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом
ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих
устройств), если расстояние от существующих электрических сетей необходимого
класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены
присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в
городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности
составляет 6 месяцев, в соответствии с пунктом 16 Правил технологического
присоединения (в редакции, действующей на дату заключения договора).
По смыслу пункта 7 Правил технологического присоединения мероприятия по
технологическому присоединению включают в себя:
- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов
заявителя к электрическим сетям;
- фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый
путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата
в положении "включено");
2013-45152(1)
5
- составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения
балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной
ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или)
аварийной брони.
Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения, по окончании
осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны
составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей,
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об
осуществлении технологического присоединения и акт согласования
технологической и (или) аварийной брони.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению
энергопринимающих устройств (.) должны быть выполнены в течении шести
месяцев со дня заключения Договора, а именно составлен акт разграничения
балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения
эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического
присоединения.
Пунктом 5 Договора от 06.03.2013 N ИА-11-302-6031(918888) также
установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению,
составляющий 6 месяцев с даты заключения Договора.
По состоянию на 13.09.2013 (вх. от 13.09.2013 N 28474) мероприятия по
технологическому присоединению со стороны ОАО "МОЭСК" не исполнены, а
именно не составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических
сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об
осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с документами, представленными ОАО "МОЭСК" в адрес
Московского УФАС России (вх. от 13.12.2013 N 40932), ОАО "МОЭСК" направило
(.) акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В для
опосредованного присоединения (далее - Акт разграничения), составленный между
2013-45152(1)
6
ОАО "МОЭСК" и ООО "Юрем" (Абонент), в который (.) включен как субабонент.
Указанный акт Заявителем не подписан, по причине его не соответствия требованиям
Правил технологического присоединения (вх. от 13.09.2013 N 28474).
Пунктом 8 указанного Акта установлена обязанность субабонента по
урегулированию взаимоотношений с Абонентом и обеспечению подписания Акта
разграничения у Абонента.
Указанное положение противоречит пункту 16.3. Правил технологического
присоединения согласно которому, обязанности по выполнению мероприятий по
технологическому присоединению, в случае технологического присоединения
энергопринимающих устройств юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт
включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения
энергопринимающих устройств) распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на
котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части
урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором
расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно техническим условиям N И-10-00-918888/102 к Договору от
06.03.2013 N ИА-11-302-6031(918888)) урегулирование отношений с собственником
(владельцем) сети, через которую планируется опосредованное присоединение,
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства
РФ.
Таким образом, наличие в Акте разграничения обязанности субабонента по
урегулированию взаимоотношений с Абонентом и обеспечению подписания Акта
разграничения у Абонента свидетельствует о неисполнении сетевой организацией
обязательств по технологическому присоединению, а именно не урегулирование
вопросов с третьими лицами.
Из пункта 10 Акта разграничения следует, что данный акт является
2013-45152(1)
7
приложением к Акту разграничения между ОАО "МОЭСК" и Абонентом
(ООО "Юрем").
Положение указанного пункта не предусмотрено действующим
законодательством в сфере электроэнергетики.
Согласно письменным пояснениям ОАО "МОЭСК" (вх. от 15.10.2013 N 32264)
технологическое присоединение энергопринимающих устройств нежилого
помещения, расположенного по адресу: (.) осуществлено опосредовано через
электрические сети ООО "Юрем" через которые возможно технологическое
присоединение Заявителя. Таким образом, акт разграничения балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности составлен между ОАО
"МОЭСК" и балансодержателем внутренних электрических сетей здания,
расположенной по адресу: г. Москва, Зеленоград, ул. Панфилова, д. 30, а именно с
ООО "Юрем".
Данный довод ОАО "МОЭСК" отклонен комиссией Московского УФАС России
по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по
производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,
принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
N 861 под границей участка заявителя понимаются подтвержденные
правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы
иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие
потребителю на праве собственности или на ином законном основании
энергопринимающие устройства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (.) N (.)
серия (.) границами объекта (.) является граница нежилого помещения,
расположенного по адресу: (.).
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об
2013-45152(1)
8
электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов
электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически
присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не
вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или
объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в
отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи
электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по
передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного
владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в
установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны
предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое
присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов
электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов
электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации
объектов электросетевого хозяйства.
ОАО "МОЭСК" не представило в адрес Московского УФАС России
подписанный между ОАО "МОЭСК" и (.) акт разграничения балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
По смыслу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, акт
разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения
эксплуатационной ответственности сторон - это документы, составленные сетевой
организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе
технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющие
границы балансовой принадлежности и ответственности сторон за эксплуатацию
соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого
хозяйства.
Таким образом, по смыслу договора от 06.03.2013 N ИА-11-302-6031(918888)
2013-45152(1)
9
об оказании услуги по присоединению к электрической сети, (.) является
потребителем услуг по передаче электрической энергии, с которой должен быть
подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности.
Несоставление ОАО "МОЭСК" с (.) акта разграничения балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности является нарушением части 4
статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" и
влечет за собой ущемление интересов (.), в части получения электрической энергии
энергопринимающими устройствами нежилого помещения, расположенного по
адресу: (.), в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации
обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с
условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской
Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения
конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности как документ, подписываемый сетевой организацией и абонентом,
определяет границу ответственности сторон при эксплуатации и техническом
обслуживании электросетей и электроустановок.
Договор о технологическом присоединении заключается между двумя
сторонами - исполнителем (сетевая организация) и потребителем (абонент).
Заключая указанный договор, потребитель (абонент) рассчитывает на определенные
для себя гарантии при исполнении договора и в процессе энергоснабжения.
В рассматриваемом случае возникновение в договорных отношениях третьего
лица, посредством оборудования которого, по сути, оказывается услуга, ущемляет
права потребителя за счет ухудшения положения последнего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006
года N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие)
2013-45152(1)
10
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России по
рассмотрению дела N1-10-30/77-14 о нарушении ОАО "МОЭСК" части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения
договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (.) к
электрическим сетям ОАО "МОЭСК".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции", решила:
1. Установить в действиях ОАО "МОЭСК" (ИНН 5036065113; фактический
адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д., д. 3, стр. 2) факт нарушения части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания
услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к
электрическим сетям на территории г. Москвы (в границах присоединенной
электрической сети) путем нарушения порядка осуществления технологического
присоединения энергопринимающих устройств нежилого помещения (.),
расположенного по адресу: (.), результатом которого явилось ущемление интересов
(_).
2. Выдать ОАО "МОЭСК" предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела N 1-10-30/77-14 о нарушении антимонопольного
законодательства передать должностному лицу для проведения административного
2013-45152(1)
11
расследования и принятия мер в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: (.)
Члены комиссии: (.)
(.)
(.)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
(.)
(.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 февраля 2014 г. N 1-10-30/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016