Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 19 сентября 2014 г. N 1-10-632/77-14
Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2014 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: ___________, исполняющего обязанности
заместителя руководителя;
Членов Комиссии: ___________, начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
___________, главного специалиста-эксперта отдела
контроля за соблюдением антимонопольного
2
законодательства хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
ФГУП "Хозрасчетная
автобаза" Минпромэнерго
России
- ___________. (приказ о назначении
исполняющим обязанности директора);
ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ"
- ___________. (по доверенности);
- ___________ (по доверенности),
рассмотрев дело N 1-10-632/77-14 по признакам нарушения
ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" (адрес: 115088, г. Москва,
ул. Шарикоподшипниковская, д. 4) части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении
установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на
услуги по передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжению и
водоотведению, результатом которого явилось ущемление интересов ЗАО НПО
"ПОЛИМЕТАЛЛ", установила:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление
ФГУП "Хозрасчетная автобаза" Минпромэнерго России на действия
(бездействие) ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" (вх. от 30.10.2013 N 34429.
В указанном заявлении (вх. от 30.10.2013 N 34429) сообщается, что
ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" нарушает права и законные интересы ФГУП
"Хозрасчетная автобаза" Минпромэнерго России путем отказа от поставки
коммунальных ресурсов (электроснабжения, водоснабжения и
теплоснабжения).
В ходе рассмотрения заявления ФГУП "Хозрасчетная автобаза"
Минпромэнерго России на действия (бездействие) ОАО НПО "ЦНИИТМАШ",
Московское УФАС России установило в действиях ОАО НПО "ЦНИИТМАШ"
признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования на услуги по передаче электрической и тепловой энергии,
водоснабжению и водоотведению по договору от 01.03.2011 N 1/69 об
3
эксплуатации объектов недвижимости, инженерных сетей между ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" и ОАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ".
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-632/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" является юридическим лицом
осуществляющим свою деятельность на основании Устава. ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц
Межрайонной инспекцией ФНС N 46 по г. Москве 15.03.2006 за основным
государственным регистрационным номером 1067746376070 поставлено на
налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 7723564851/772301001. Место
нахождения организации: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4.
ОАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" является юридическим лицом
осуществляющим свою деятельность на основании Устава. ОАО НПО
"ПОЛИМЕТАЛЛ" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц
Межрайонной инспекцией ФНС N 46 по г. Москве 01.01.2008 за основным
государственным регистрационным номером 1037739537978 поставлено на
налоговый учет с присвоением ИНН/КПП 7729008762/772301001. Место
нахождения организации: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4,
корп. 4А.
Между ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" и ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ"
заключен договор от 01.03.2011 N 1/69 об эксплуатации объектов
недвижимости, инженерных сетей (далее - Договор).
Согласно условиям Договора, а также документам, имеющимся в
материалах дела, стороны являются собственниками объектов недвижимости,
расположенных по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4.
ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" принадлежат на праве собственности нежилые
здания, расположенные по указанному адресу, в том числе корпуса 1, 1А, 2, 2А,
3Б, 4, 5, 7, 9, 16, 17,18, 21, 23, 24, 25, 26, а также нежилые помещениям в
корпусе 4А. ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" принадлежат на праве собственности
нежилые здания, расположенные по указанному адресу, в том числе корпуса 6,
8, 10, 11, 12, 13, 19, 20, 27 а также нежилые помещениям в корпусе 4А.
Предметом Договора, является совместное управление и эксплуатация
объектов недвижимости, и пользование инженерными сетями в пределах
4
имеющихся у сторон прав и полномочий, а так же на предмет организации
пропускной системы для проезда и прохода на территорию, в соответствии с
Приложением N 2 к Договору.
Пункт 3.2.2. Договора предусматривает, что ОАО НПО "ЦНИИТМАШ"
(Сторона 1) выполняет функции заказчика по договорам с соответствующими
организациями города, обеспечивающими предоставление коммунальных услуг,
и сторонних организаций по оказанию эксплуатационных услуг.
Между ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" и ОАО "Мосэнерго" заключен
договор теплоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде от
01.12.2011 N 8103168.
Между ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" и ОАО "Мосводоканал" заключен
договор на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию от
18.07.2006 N 43/43.
Между ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" и ОАО "Мосэнергосбыт" заключен
договор энергоснабжения от 04.10.2006 N 12001101.
Технологическое присоединение объектов ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" по
адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4 к электрическим и
тепловым сетям, а также к сетям водоснабжения и водоотведения
ресурсоснабжающих организаций, подтверждается следующими актами
разграничения: акт разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности между ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" и
ОАО "Мосэнерго" от 01.12.2011 (приложение N 56 к договору теплоснабжения
01.12.2011 N 8103168); акт разграничения эксплуатационной ответственности
по канализационным сетям между ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" и
ОАО "Мосводоканал" б/д N б/н; акт разграничения принадлежности и
ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением
выше 1000 В межу Мосэнерго и ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" от 29.05.1986
N б/н.
В соответствии с пунктом 3.3.2. Договора ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ"
(Сторона 2) обязано компенсировать (в соответствии с Приложением N 2 к
Договору) ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" (Стороне 1) часть расходов связанных с
оплатой коммунальных, эксплуатационных услуг, фактически понесенных
Стороной 1.
Согласно Приложению N 2 к Договору ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ"
компенсирует ответчику расходы по электроснабжению, отоплению, холодному
5
водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с пунктом 5.3.3. Договора размер компенсации за
пользование коммунальными услугами опряделяется ежемесечно, исходя из
общего размера расходов фактически понесенных ОАО НПО "ЦНИИТМАШ"
на оплату коммунальных услуг по договорам, заключенным с городскими и с
техническими организациями, пропорционально общей площади объектов
недвижимости, принадлежащих сторонам на праве собственности.
В соответствии с пунктом 5.4.1. Договора, за пользование
коммунальными услугами и эксплуатации объектов недвижимости Сторона 2
производит в пользу Стороны 1 авансовый платеж в размере 500 000 рублей 00
копеек, не позднее 15-го числа каждого оплачиваемого месяца.
Наличие технологического присоединения объектов ЗАО НПО
"ПОЛИМЕТАЛЛ" по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4А к
электрическим и тепловым сетям, а также к сетям водоснабжения и
водоотведения ОАО НПО "ЦНИИТМАШ", подтверждается актами
разграничения соответствующих сетей между ответчиком и ЗАО НПО
"ПОЛИМЕТАЛЛ", являющихся неотъемлемым приложением к Договору, а
также копией плана инженерных сетей по адресу г. Москва,
ул. Шарикоподшипниковская, д. 4, представленного
ГУП "МОСГОРГЕОТРЕСТ" в адрес Московского УФАС России (вх. от
28.08.2014 N 32000, вх. от 28.08.2014 N 31992).
Согласно платежными документами, представленными ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" в адрес Московского УФАС России (вх. от 06.08.2014
N 28671), с 08.08.2011 по 18.06.2014 ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" надлежащим
образом оплачивало ответчику коммунальные и эксплуатационные услуги по
Договору.
Согласно письменным пояснениям ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" в адрес
Московского УФАС России (вх. от 25.06.2014 N 21909), ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" услуг по передаче электрической и тепловой энергии,
водоснабжению и водоотведению не оказывает и установленный нормативными
правовыми актами порядок ценообразования на указанные услуги не нарушало.
Однако, указанная позиция ответчика не находит подтверждения и
опровергается фактическими обстоятельствами дела.
Согласно устным пояснениям представителя ОАО НПО "ЦНИИТМАШ",
данным на заседании Комиссии 27.06.2014, платежи, которые вносит ЗАО НПО
6
"ПОЛИМЕТАЛЛ" по Договору, носят возмещающий характер
пропорционально той площади, которой владеет на праве собственности
ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" (Протокол от 27.06.2014).
Также, согласно пояснениям, ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" взимал с ЗАО
НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" плату не только за фактически израсходованные
коммунальные ресурсы, но и за расходы, связанные с эксплуатацией и
поддержанием в рабочем состоянии сетей электроснабжения, отопления,
холодного водоснабжения и водоотведения, находящиеся на балансе ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" и служащие для передачи данных ресурсов на объекты
ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" (Протокол от 27.06.2014).
В соответствии с пунктом 43 Методических указаний по расчету
регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на
розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от
06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), расчет тарифа на услуги
по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям
определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией,
эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях
электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в
результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям,
присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других
организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества
передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и
эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей,
технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений,
связанных с эксплуатацией электрических сетей.
В соответствии с пунктом 58 Методических указаний, расчет платы за
услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из
следующих видов расходов:
расходы на эксплуатацию тепловых сетей;
расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу
тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери)
тепловой энергии в сетях).
7
Расходы на эксплуатацию тепловых сетей должны обеспечивать:
содержание в соответствии с технологическими нормами, требованиями и
правилами тепловых сетей и сооружений на них, устройств защиты и
автоматики, а также зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации
тепловых сетей;
уровень надежности теплоснабжения каждого потребителя в
соответствии с проектной категорией надежности;
поддержание качества передаваемых тепловой энергии и теплоносителей
в пределах, устанавливаемых в договорах и обязательных к применению
правилах, утвержденных в установленном порядке;
поддержание в состоянии эксплуатационной готовности тепловых сетей, а
также оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией тепловых
сетей.
Согласно положениям пунктов 38 и 39 Основ ценообразования в сфере
водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, при применении метода
экономически обоснованнных расходов (затрат) необходимая валовая выручка
регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной
период регулирования, в том числе, производственных расходов, в составе
которых учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями
выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с
эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения
либо объектов, входящих в состав таких систем, а также ремонтных расходов,
включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
На основании изложенного, плата, взимавшаяся с ЗАО НПО
"ПОЛИМЕТАЛЛ" по Договору за эксплуатационные и коммунальные услуги
электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения и водоотведения,
является составной частью тарифов на оказание услуг по передаче
электрической и тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению, и
относится к регулируемым видам деятельности.
В этой связи, возмещение расходов, связанных с эксплуатацией тех или
иных объектов инфраструктуры, используемых в целях предоставления услуг по
передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению,
осуществляется за счет тарифов на данные услуги, установленных
соответствующим регулирующим органом.
8
Таким образом, ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" оплачивало ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" по Договору услуги по передаче электрической и тепловой
энергии, водоснабжению и водоотведению.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О
естественных монополиях", услуги по передаче тепловой и электрической
энергии, а также услуги водоснабжения и водоотведения с использованием
централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, относятся
к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании изложенного, ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" является
организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг
по передаче электрической и тепловой энергии, а также на рынке оказания
услуг водоснабжения и водоотведения, в границах соответствующих
присоединенных сетей.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861,
собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства,
через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой
организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать
услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих
им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на
услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ
"О теплоснабжении", собственники или иные законные владельцы тепловых
сетей не вправе требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций
возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления
тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении", собственники и иные законные владельцы
водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе требовать возмещения
затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей до
9
установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям
и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, тепловой
энергии, а также холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые
ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" в рамках Договора, заключенного между
ответчиком и ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ", подлежат государственному
регулированию.
В соответствии с постановлением Правительства города Москвы от
06.03.2013 N 124-ПП, Региональная энергетическая Комиссия города Москвы
(далее - РЭК Москвы) является органом исполнительной власти города Москвы,
осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары
(услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на
территории города Москвы, а также контроль за их применением в соответствии
с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
В Московском УФАС России отсутствуют документы, подтверждающие
установелние РЭК Москвы для ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" тарифов на
передачу электрической и тепловой энергии, а также тарифов на водоснабжение
и водоотведение. ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" не представило документов,
подтверждающих обращение в указанный регулирующий орган за
установлением тарифов на передачу соответствующих коммунальных ресурсов
по своим сетям.
Таким образом, тарифы на передачу электрической и тепловой энергии, а
также тарифы на водоснабжение и водоотведение РЭК Москвы для ОАО НПО
"ЦНИИТМАШ" не установлены.
Взимая с ЗАО НПО "ПОЛИМЕТАЛЛ" плату за передачу электрической и
тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение, по самостоятельно
рассчитанным тарифам, без установленных регулирующим органом тарифов на
указанные виды деятельности, ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" нарушает
установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на
указанные регулируемые виды деятельности.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
10
лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами
порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи
49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" факт нарушения
пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим
положением на рынке оказания услуг по передаче электрической и тепловой
энергии, водоснабжению и водоотведению в границах соответствующих
присоединенных сетей путем нарушения установленного нормативными
правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче
электрической и тепловой энергии, а также на услуги по водоснабжению и
водоотведению.
2. Выдать ОАО НПО "ЦНИИТМАШ" предписание о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии ___________
Члены Комиссии ___________
___________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного
органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 сентября 2014 г. N 1-10-632/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016