Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 16 января 2013 г. N 37
Резолютивная часть решения оглашена "25" декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" января 2013 г.
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N37 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Мурманский морской рыбный порт" (183001, г.Мурманск, ул.Траловая, д.12; ИНН 5190146332) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "ТПК Севрыба" путём осуществления швартовки судов для выгрузки рыбопродукции клиентов ООО "ТПК Севрыба", намеревающихся воспользоваться услугами ООО "ТПК Севрыба" по хранению продукции на холодильнике N5, к причалам, прилегающим к холодильнику N3 ОАО "Мурманский морской рыбный порт", влекущей за собой отказ клиентов ООО "ТПК Севрыба" от услуг Общества, установила:
В Мурманское УФАС России поступило заявление ООО "ТПК Севрыба" по вопросу препятствования ОАО "Мурманский морской рыбный порт" (далее по тексту - ОАО "ММРП") осуществлению хозяйственной деятельности ООО "ТПК Севрыба" путём осуществления швартовки судов для выгрузки рыбопродукции клиентов ООО "ТПК Севрыба", намеревающихся воспользоваться услугами ООО "ТПК Севрыба" по хранению продукции на холодильнике N5, к причалам, прилегающим к холодильнику N3 ОАО "ММРП", что влекло за собой отказ клиентов ООО "ТПК Севрыба" от услуг Общества.
В ходе рассмотрения указанного заявления было установлено доминирующее положение ОАО "ММРП" на рынке услуг порта (погрузочно-разгрузочные работы, предоставление причальной линии, швартовые операции), оказываемых на территории Мурманского морского рыбного порта, и выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги в портах, транспортных терминалах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, на территории Мурманского морского рыбного порта услуги порта (погрузочно-разгрузочные работы, предоставление причальной линии, швартовые операции и т.д.) может оказывать только один хозяйствующий субъект - ОАО "ММРП".
ОАО "ММРП" приказом ФСТ России от 21.05.99 N 2/к-1-р (изм. 20.07.2007 г. N178-т) включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел 3 Реестра - услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей), действующих на территории Мурманской области.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Учитывая изложенное, ОАО "ММРП" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг порта (погрузочно-разгрузочные работы, предоставление причальной линии, швартовые операции), оказываемых на территории Мурманского морского рыбного порта.
Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.
В соответствии с представленной выпиской из ЕГРЮЛ от 21.06.2013 г. в отношении ООО "ТПК Севрыба", в качестве основного вида деятельности Общество осуществляет "транспортную обработку грузов" (код ОКВЭД - 63.11). Дополнительными видами деятельности является: "хранение и складирование" (код ОКВЭД - 63.12), "организация перевозок грузов" (код ОКВЭД - 63.40).
В эксплуатации ООО "ТПК Севрыба" находится здание холодильника N5, расположенное на территории Мурманского морского рыбного порта. Данный объект используется Обществом непосредственно в целях осуществления своей хозяйственной деятельности. Здание холодильника N5 эксплуатируется ООО "ТПК Севрыба" на основании договора аренды от 19.10.2011 г., заключённого с собственником объекта ЗАО "Полярис ЭКО".
Как видно из представленной ООО "ТПК Севрыба" технологической схемы контроля за перемещением товаров от борта морского судна и на СВХ ООО "ТПК Севрыба", к холодильнику N5, эксплуатируемому ООО "ТПК Севрыба", территориально прилегают причалы N39 и N40. Причалы N41 и N42 прилегают к холодильнику N3, находящемуся в собственности ОАО "ММРП".
Согласно представленному ООО "ТПК Севрыба" реестру действующих договоров возмездного оказания услуг на 2013 год, на момент обращения с жалобой в число контрагентов Общества входило 244 хозяйствующих субъекта, с которыми ООО "ТПК Севрыба" были заключены договоры на предмет оказания следующих услуг:
- по приёму и хранению товаров на коммерческом складе,
- по приёму и хранению товаров на складе временного хранения в соответствии с действующим таможенным законодательством,
- по возврату с хранения товаров,
- по погрузочно-разгрузочным работам,
- по оформлению сопроводительных, отчётных и иных предусмотренных законодательством РФ, действующим таможенным законодательством и настоящим Договором документов,
- по оказанию дополнительных услуг.
Приём продукции контрагентов на хранение в холодильник N5 организован следующим образом.
Клиент ООО "ТПК Севрыба" (грузовладелец) направляет в адрес Общества заявку на резервирование емкостей холодильника N5, в которой указывает начальную дату резервирования, характеристики груза, передаваемого на хранение, наименование транспортного судна, доставляющего груз.
Грузовладелец также обращается с соответствующей заявкой на выгрузку в адрес главного диспетчера ОАО "ММРП". В такой заявке указывается наименование транспортного судна, с которого грузовладелец просит произвести выгрузку, характеристики груза, а также место, куда надлежит произвести выгрузку (холодильник, автомашины, склад, вагоны).
Судовладелец, морской агент, помимо устного согласования с грузовладельцами вопроса постановки судна к тому или иному причалу ОАО "ММРП", также самостоятельно устно согласует с диспетчерской службой ОАО "ММРП" возможность постановки судна к требуемому причалу, после чего оформляет заявку на постановку судна и направляет её в адрес главного диспетчера Порта. В своей заявке судовладелец, агент указывает номер причала, к которому просит произвести постановку судна, характеристики транспортируемого груза, планируемое место выгрузки, характеристики судна и время его прибытия в порт.
Таким образом, возможность размещения грузовладельцами своих грузов в холодильнике N5 ООО "ТПК Севрыба", территориально прилегающего к причалу N39 и N40, во многом обусловлена результатами согласования вопроса постановки судна судовладельцем (морским агентом) и диспетчерской службой ОАО "ММРП", организующей процесс приёма судов Портом и их расстановки у причалов.
По мнению ООО "ТПК Севрыба", ОАО "ММРП", пользуясь своим положением организации, занимающей доминирующее положение на рынке услуг порта, в частности при предоставлении причальной линии, проведении швартовых операций, по своему усмотрению и часто вопреки заявкам клиентов ООО "ТПК Севрыба" швартует суда к причалам, прилежащим к холодильнику N3, являющемуся собственностью ОАО "Мурманский морской рыбный порт". При этом суда для отстоя (долговременной стоянки) ОАО "ММРП" направляет для швартовки у причалов, прилежащих к холодильнику N5, эксплуатируемому ООО "ТПК Севрыба". Следствием таких действий ОАО "ММРП" - конкурента ООО "ТПК Севрыба" в части оказания услуг по предоставлению холодильника для хранения рыбопродукции, является аннулирование заявок на резервирование емкостей холодильника N5 клиентами ООО "ТПК Севрыба", в результате чего Общество несёт убытки.
Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители ООО "ТПК Севрыба", в случае постановки судов с грузами клиентов ООО "ТПК Севрыба" к причалам N41 или N42, прилегающим к холодильнику N3, контрагенты Общества часто аннулируют свои заявки на резервирование ёмкостей в холодильнике N5 по следующим причинам:
- Увеличивается время выгрузки рыбопродукции: расстояние между причалами N41, N42 и холодильником N5 больше, чем расстояние от причалов N39, N40, в следствие чего выгрузка затягивается и у клиентов ООО "ТПК Севрыба" увеличиваются расходы, связанные со стоянкой судна.
- Из-за увеличения времени выгрузки возникают риски, связанные с дефростацией рыбопродукции и повреждением картонной тары, что ведёт к ухудшению качества рыбопродукции. Также происходит отпотевание груза при смене температурных режимов во время выгрузки.
- ООО "ТПК Севрыба" не имеет возможности обеспечить контроль процесса выгрузки рыбопродукции своих контрагентов при постановке судов к причалам N41 и N42 в связи с отсутствием камер видеофиксации у указанных причалов, вследствие чего возникает риск хищения рыбопродукции во время перевозки от борта судна до рампы холодильника.
Комиссия Мурманского УФАС России в ходе рассмотрения дела N37 о нарушении антимонопольного законодательства проанализировала полученные от ООО "ТПК Севрыба" сведения и документы на предмет подтверждения обстоятельств, изложенных Обществом, истребовала пояснения и документы у иных лиц, приобретающих услуги ООО "ТПК Севрыба" и ОАО "ММРП", исследовала доводы и доказательства, представленные ОАО "ММРП". Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволила Комиссии установить следующее.
В материалах дела имеются копии заявок на резервирование ёмкостей холодильника N5, оформленные грузовладельцами ООО "Согласие", ООО "РК "Вирма", ООО "Фиш-Маркет". Из содержания указанных заявок, полученных ООО "ТПК Севрыба" 20 марта 2013 г., следует, что груз мороженной рыбопродукции, планируемый к размещению в холодильнике N5, будет доставлен судном МК-0339 "Янтарный"; начальная дата резервирования ёмкостей холодильника - 21.03.2013 г.
Также ООО "ТПК Севрыба" была представлена копия письма ООО "Фиш-Маркет", направленного в адрес Общества. Из содержания письма следует, что ООО "Фиш-Маркет" обратилось в ОАО "ММРП" с заявкой на выгрузку своего груза с судна МК-0339 "Янтарный", указав в качестве места выгрузки холодильник N5. Однако ОАО "ММРП" произвело постановку судна к причалам, прилежащим к холодильнику N3, что вынудило ООО "Фиш-Маркет" аннулировать свою заявку не резервирование ёмкостей холодильника N5 от 20.03.2013 г.
Как следует из заявки ООО "Согласие" на постановку судна от 20.03.2013 г., адресованной главному диспетчеру ОАО "ММРП", судовладелец просил произвести постановку судна МК-0339 "Янтарный", заход которого в Порт был запланирован на 20.03.2013 г., к причалу N40 (причал, прилежащий к холодильнику N5).
По мнению ООО "ТПК Сервыба", именно необоснованное неисполнение ОАО "ММРП" заявки судовладельца о постановке судна к причалу N40 в целях выгрузки рыбопродукции в холодильник N5 стало причиной отказа клиентов ООО "ТПК Севрыба" от услуг Общества в рассматриваемом случае.
Однако анализируя изложенные обстоятельства, Комиссия установила наличие заявки ООО "Фиш-Маркет" на выгрузку рыбопродукции от 20.03.2013 г., адресованной главному диспетчеру ОАО "ММРП", где в качестве места выгрузки указан не холодильник N5, а автомашины.
Заявки на выгрузку, оформленные грузовладельцами ООО "Согласие" и ООО "Вирма" также содержат указание о необходимости произвести выгрузку рыбопродукции с судна МК-0339 "Янтарный" на автомашины.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители ОАО "ММРП" сообщили, что фактически заявка судовладельца ООО "Согласие" от 20.03.2013 г. на постановку судна МК-0339 "Янтарный" к причалу N40 была исполнена. В подтверждение в материалы дела был представлен суточный план постановки судов к причалам Порта (выкопировка) на 20 марта 2013 г., формирование которого осуществляет диспетчерская служба Порта, из которого видно, что судно МК-0339 "Янтарный" 20.03.2013 г. вторым бортом было пришвартовано к причалу N40 (первым бортом у причала N40 находилось судно "Умбрина"). Суточный план на 22 марта 2013 г. свидетельствует о постановке судна МК-0339 "Янтарный" первым бортом к причалу N40.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что случай отказа грузовладельцев ООО "Согласие", ООО "РК "Вирма", ООО "Фиш-Маркет" от услуг ООО "ТПК Севрыба" в марте 2013 г. не был обусловлен неправомерными действиями ОАО "ММРП"; факт неисполнения заявки судовладельца ООО "Согласие" на постановку судна МК-0339 "Янтарный" к причалу N40 20 марта 2013 г. не нашёл своего подтверждения.
21.05.2013 г. СПК РК "Энергия" обратился в адрес ООО "ТПК Севрыба" с заявкой на резервирование ёмкостей холодильника N5 в целях размещения груза рыбопродукции с судна М-0667 "Умбрина" с 21.05.2013 г.
В материалах дела имеется также заявка СПК РК "Энергия" на приём груза с судна М-0667 "Умбрина" в рефкамеры холодильника N3, принадлежащего ОАО "ММРП". Заявка была подана в ОАО "ММРП" 17 мая 2013 г.; приход судна в Порт был запланирован также 19.05.2013 г.
СПК РК "Энергия" было оформлено 2 заявки на выгрузку рыбопродукции в адрес главного диспетчера ОАО "ММРП": 1)в заявке исх. N65 от мая 2013 г. СПК РК "Энергия" просит произвести выгрузку с судна М-0667 "Умбрина" на холодильник N3 22 мая 2013 г. (дата прихода судна в Порт - 19.05.2013 г.); 2)в заявке N66 от 22.05.2013 г. в качестве места выгрузки, которая должна быть произведена 22 мая 2013 г., СПК РК "Энергия" указал холодильник N5 (дата прихода судна в Порт - 19.05.2013 г.).
Привлечённый к рассмотрению дела N37 СПК РК "Энергия" письменно пояснил, что подаёт итоговую заявку на выгрузку в ОАО "ММРП" с указанием груза и конкретного холодильника уже после того, как судно подготовлено к выгрузке (предоставлен причал по мере освобождения причалов от судов, закончивших выгрузку, оформлены документы).
Как следует из представленных в ходе рассмотрения дела суточных планов постановки судов к причалам Порта, транспортное судно М-0667 "Умбрина" пришло в порт 19.05.2013 г. и было поставлено под выгрузку к причалам РПК "Гольфстрим". Судно находилось у причалов РПК "Гольфстрим" с 19.05.2013 г. по 21.05.2013 г. Согласно суточному плану постановки судов на 22 мая 2013 г., 22.05.2013 г., когда СПК РК "Энергия" было необходимо поставить судно М-0667 "Умбрина" под выгрузку на холодильник, причалы N39, 40, 41 уже были заняты судами, находящимися в это время под выгрузкой. В данном случае ОАО "ММРП" посчитало рациональным в целях исключения ожидания судном постановки под выгрузку, поставить его к свободному причалу.
Учитывая неопределённость с выбором СПК РК "Энергия" места выгрузки рыбопродукции, о чём свидетельствует направление в ОАО "ММРП" двух разных заявок на выгрузку и наличие двух заявок на резервирование холодильников (причём, первой была подана заявка на выгрузку и на резервирование холодильника N3), а также наличие объективных причин у ОАО "ММРП" для выполнения постановки судна с грузом СПК РК "Энергия" М-0667 "Умбрина" к причалу N42, удалённому от холодильника N5, эксплуатируемого ООО "ТПК Севрыба", Комиссия приходит к выводу об отсутствии неправомерных действий со стороны ОАО "ММРП" в рассматриваемом случае, которые могли бы повлечь отказ грузовладельца СПК РК "Энергия" от услуг ООО "ТПК Севрыба".
С 16 по 19 апреля 2013 г. в адрес ООО "ТПК Севрыба" поступили заявки на резервирование ёмкостей холодильника N5 от ЗАО "Альтернатива", ЗАО "Рыбпроминвест", ЗАО "Карат-1", ООО "Гурмант Торг Сервис".
Резервирование планировалось осуществить начиная с 20-21 апреля 2013 г. Во всех случаях груз, принадлежащий указанным выше грузовладельцам, а также ООО "Аркай-Агро", должен был быть доставлен судном т/р "Сириус", приход которого в Порт был запланирован на 20.04.2013 г.
ЗАО "Морское агентство МАРП" 17.04.2013 г. обратилось в адрес главного диспетчера ОАО "ММРП" с заявкой на постановку судна т/р "Сириус" к причалу N40, с учётом того, что выгрузка должна была быть произведена на холодильник N5; приход судна в Порт был запланирован на 19 апреля 2013 г.
Грузовладельцы ООО "Гурмант Торг Сервис", ЗАО "Альтернатива", ЗАО "Рыбпроминвест" оформили соответствующие заявки на выгрузку, в которых в качестве места выгрузки с судна т/р "Сириус" был указан холодильник N5, эксплуатируемый ООО "ТПК Севрыба".
Однако согласно представленным документам, указанные грузовладельцы, помимо заявок в адрес ООО "ТПК Севрыба", оформили заявки на приём груза в рефкамеры холодильника N3 ОАО "ММРП": заявка ООО "Гурмант Торг Сервис" от 22.04.2013 г., заявка ЗАО "Альтернатива" от 19.04.2013 г., заявка ЗАО "Рыбпроминвест" от 19.04.2013 г.
ЗАО "Карат-1" в своей заявке на выгрузку от 19.04.2013 г. указало, что часть груза (мороженная рыбопродукция) должна быть выгружена на холодильник N5, а часть - мука рыбная - на склад ОАО "ММРП". В материалах дела имеется заявка от 19.04.2013 г. на приём груза - муки рыбной на склад, адресованная ОАО "ММРП". Также имеется копия заявки ЗАО "Карат-1" от 19.04.2013 г. (подана одновременно с заявкой на резервирование холодильника N5) в адрес ОАО "ММРП" на приём мороженной рыбопродукции в холодильник N3.
Из заявки на выгрузку грузовладельца ООО "Аркай-Агро" от 12.04.2013 г., доставку груза которого также осуществляло судно т/р "Сириус", следует, что часть груза (мороженная рыбопродукция, консервы) он планировал разместить в холодильнике N3, а часть (мука рыбная) - на складе.
ООО "ТПК Севрыба" в материалы дела была представлена копия письма ООО "Гурмант Торг Сервис", направленного в адрес Заявителя. Из содержания письма следует, что ООО "Гурмант Торг Сервис" была подана заявка в ОАО "ММРП" на выгрузку своего груза с судна "Сириус" на холодильник N5. Однако по причине неисполнения Портом указанной заявки и постановки судна к причалам, прилежащим к холодильнику N3, ООО "Гурмант Торг Сервис" аннулирует свою заявку в ООО "ТПК Севрыба". Письмо аналогичного содержания в адрес ООО "ТПК Севрыба" было оформлено и ЗАО "Карат-1", ЗАО "Альтернатива", ЗАО "Рыбпроминвест" (имеются в материалах дела).
Отказ своих клиентов от услуг по размещению груза в холодильнике N5 ООО "ТПК Сервыба" связывает с фактом необоснованного уклонения ОАО "ММРП" от исполнения заявки морского агента о постановке судна к причалу N40.
В ходе рассмотрения дела N37 о нарушении антимонопольного законодательства факт постановки судна т/р "Сириус" к причалу N41, вместо постановки к причалу N40, как того требовало ЗАО "Морское агентство МАРП" в своей заявке на постановку судна от 17.04.2013 г., ОАО "ММРП" не оспаривает. В обоснование своих действий ОАО "ММРП" ссылается на то обстоятельство, что изменение причала для постановки судна т/р "Сириус" было согласовано с ЗАО "Морское агентство МАРП" и вызвано тем, что значительная часть находящегося на судне груза (грузовладельцы ООО "Аркай-Агро", ОАО "МГФ", ЗАО "Карат-1", ООО "Компания ЛКТ") требовала размещения на складе Порта и на холодильнике N3, после чего планировалась погрузка на это же судно экспортной рыбопродукции с холодильника N3 и с холодильника N4 (причал N45). При этом, как отметили представители Порта, расходы по перестановке судна от одного причала к другому ложились бы целиком на судовладельца (морского агента).
В целях проверки изложенных обстоятельств Комиссией был направлен запрос информации непосредственно в адрес ЗАО "Морское агентство МАРП". Как пояснило в своём ответе ЗАО "Морское агентство МАРП", после подачи заявки N120 от 17.04.2013 г. в ОАО "ММРП" на постановку судна к причалу N40, с судна поступила информация, что на борту находится палубный груз (груз рыбной муки и груз рыбных консервов), который необходимо было выгрузить на сухой склад (расположен в районе причала N42). Перед непосредственным приходом судна в порт от фрахтователя была получена информация, что после выгрузки необходимо осуществить погрузку груза рыбопродукции компании ЗАО "Рыбпроминвест" с холодильника N3 и груза рыбопродукции компании СПК РК "Андег" с холодильника N4. В районе причалов N44,45, где расположен холодильник N4, велись в этот период дноуглубительные работы, что делало невозможным швартовку в том районе. Эти причины побудили ЗАО "Морское агентство МАРП" в порядке устной договорённости с ОАО "ММРП" и фрахтователем принять решение о постановки судна т/р "Сириус" к нейтральному относительно всех вышеуказанных складов и холодильников причалу N41.
Учитывая изложенные сведения, определённую роль в решении вопроса о постановке судна к причалу N41 вместо причала N40 сыграла инициатива ЗАО "Морское агентство МАРП", с учётом сложившихся обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела Комиссией также были проанализированы суточные планы постановки судов на предмет наличия у ОАО "ММРП" возможности произвести постановку судна т/р "Сириус" к причалу N40.
По состоянию на 19.04.2013 г. причал N39 был свободен; у причала N40 протяжённостью 150 метров находилось судно тр "Выборгский" (с учётом своей длины судно заняло 90 метров причала) и судно М-0491 "Гайдук" (длина судна 36 метров) ближе к причалу N41.
20.04.2013 г. после отхода судна тр "Выборгский" у причала N40 осталось судно М-0491 "Гайдук". Согласно представленной выписке из диспетчерского журнала регистрации движения судов в порту и работы буксиров по судну М-0491 "Гайдук", указанное судно было поставлено 19.04.2013 г. к причалу N40 первым корпусом и в период 19-20 апреля не переставлялось. Вторым корпусом к причалу N40 20.04.2013 г. встало судно С-0149 "Бриз", занявшее место М-0491 "Гайдук" 21.04.2013 г.
По состоянию на 20.04.2013 г. причал N39 был зарезервирован под судно тр "Канопус" (приход ожидался 21.04.2013) и судно М-0235 "Долгощелье" (холодильник N5). Фактически оба судна заняли причал N39 и часть причала N40. Остальная часть причала N40 19-21.04.2013 г. была занята сначала М-0491 "Гайдук", а затем С-0149 "Бриз". Учитывая это, постановка судна т/р "Сириус" к причалу N40 20.04.2013 г. оказалась бы невозможна.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, в рассмотренном случае Комиссия не находит фактов, однозначно свидетельствующих о направленности действий ОАО "ММРП" по расстановке судов к причалам Порта на ущемление интересов ООО "ТПК Севрыба".
В материалы дела была представлена поступившая в адрес ООО "ТПК Севрыба" 13.08.2013 г. копия заявки ООО "Онего" на резервирование ёмкостей холодильника в целях размещения груза рыбопродукции с судна С-0162 "Оленино" с 14.08.2013 г., а также копия письма об аннулировании указанной заявки по причине постановки судна к причалам, прилежащим к холодильнику N3.
Грузовладелец ООО "Согласие" также планировал размещение своего груза, транспортируемого судном С-0162 "Оленино", в холодильнике N5, начиная с 14.08.2013 г. (заявка поступила в ООО "ТПК Севрыба" 13.08.2013 г.). В материалах дела также имеется копия письма об аннулировании указанной заявки.
Имеющиеся в материалах дела копии заявок на выгрузку, оформленные грузовладельцами ООО "Согласие" и ООО "Онего" и адресованные ОАО "ММРП", свидетельствуют о намерении указанных хозяйствующих субъектов разместить свой груз в холодильнике N5; приход судна С-0162 "Оленино" был запланирован на 14.08.2013 г.
Учитывая пожелания грузовладельцев, судовладелец ООО "Вирма" при подаче заявки на постановку судна указало в качестве места постановки судна С-0162 "Оленино" причал N40.
На день позже, 14.08.2013 г. ООО "Согласие" и ООО "Онего" оформили заявки на приём груза с судна С-0162 "Оленино" в холодильник N3.
Фактически ОАО "ММРП" произвело постановку судна С-0162 "Оленино" между причалами N40 и N41.
Оценивая обстоятельства, побудившие ОАО "ММРП" выполнить постановку судна С-0162 "Оленино" между причалами N40 и N41, Комиссия исследовала представленные суточные планы постановки судов к причалам Порта, а также пояснения представителей ОАО "ММРП".
Как было установлено, на момент прихода судна С-0162 "Оленино" 14.08.2013 г. в Порт, причал N39 был занят иностранным судном Mv "Framnes" (в период с 13.08.2013 по 15.08.2013 судно находилось под погрузкой рыбопродукции с холодильника N5). Постановка судна С-0162 "Оленино" была выполнена между причалами N40 и N41с учётом резервирования 100 метров длины причальной линии на причале N40 для иностранного судна Mv "Polfoss", приход которого ожидался 15 или 16.08.2013 г. (планировалась выгрузка рыбопродукции на холодильник N5).
В целом, рассмотрев вышеизложенные случаи постановки судов, на которых находились грузы клиентов ООО "ТПК Севрыба", к причалам, удалённым от холодильника N5, Комиссия не находит подтверждения наличия системного поведения в действиях ОАО "ММРП", как не находит и однозначных доказательств присутствия в этих действиях умысла, направленного на ущемление Портом интересов своего конкурента ООО "ТПК Севрыба".
Нельзя игнорировать тот факт, что целью деятельности Порта при осуществлении планирования постановки судов к освобождающимся причалам (согласно графикам подхода судов - декадных, месячных, уточнённой информации - не менее чем за 24 часа, за 4 часа) является, прежде всего, сведение к минимуму или исключение времени ожидания постановки судов к причалам, что не всегда может быть достигнуто с соблюдением интересов всех участников технологического процесса доставки грузов до места их хранения.
ООО "ТПК Севрыба" обратило также внимание Комиссии на случаи постановки ОАО "ММРП" судов на долговременную стоянку преимущественно к причалам, прилежащим к холодильнику N5. По мнению Заявителя, эти действия ОАО "ММРП" носят преднамеренный характер и направлены на то, чтобы за счёт использования в целях организации долговременной стоянки судов причальной линии, прилегающей к холодильнику конкурента, тем самым обеспечить свободный доступ судов к причалам, прилегающим к холодильнику N3.
Комиссией в целях оценки данного довода Заявителя был направлен запрос информации в адрес Мурманского филиала ФГБУ ЦСМС с просьбой предоставить сведения из отраслевой системы мониторинга судов о времени стоянки судов у причалов N39, 40, 41, 42 ОАО "ММРП" за период с января 2013 г. по сентябрь 2013 г.
Учитывая представленные данные, Комиссия из 159 случаев постановки судов к причалам N39-40 выделила несколько случаев долговременной стоянки судов у причалов N39 и N40: в январе 2013 года (судно У0208 "Выборгский" с 01.01.2013 по 23.01.2013), в марте 2013 г. (судно МК0339 "Янтарный" с 20.03.2013 по 11.04.2013), в июне 2013 г. (судно МК0339 "Янтарный" с 04.06.2013 по 04.07.2013).
При рассмотрении дела представитель ООО "ТПК Севрыба" пояснил, что именно долговременная стоянка (22,3 дня) судна У-0208 "Выборгский" у причалов N39-40 в период с 01.01.2013 г. по 23.01.2013 г. стала причиной аннулирования клиентами Общества ЗАО "РК Согра" и ООО "Союз" своих заявок на резервирование ёмкостей холодильника N5. Каких-либо доказательств этого факта не представлено.
Вместе с тем, ООО "ТПК Севрыба" не смогло пояснить, каким образом соотносится долговременная стоянка судна МК-0339 "Янтарный" в марте, июне 2013 г. со случаями отказа клиентов Общества от резервирования ёмкостей холодильника N5.
Таким образом, на момент рассмотрения дела доказательств, указывающих на наличие системного поведения ОАО "ММРП" в части расстановки судов на долговременную стоянку у причалов N39-40 с целью воспрепятствования хозяйственной деятельности ООО "ТПК Севрыба" не имеется.
Учитывая изложенное, рассмотрев представленные материалы и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу об отсутствии доказательств факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Мурманский морской рыбный порт" по осуществлению швартовки к причалам Порта судов, на борту которых находился груз клиентов ООО "ТПК Севрыба", планируемый к выгрузке в холодильник N5.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Дело N 37 о нарушении ОАО "Мурманский морской рыбный порт" (183001, г.Мурманск, ул.Траловая, д.12; ИНН 5190146332) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 16 января 2013 г. N 37
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016