Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N 1-10-1328/77-14 (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2015 года
В полном объеме решение изготовлено __ апреля 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: __________, заместителя руководителя;
Членов комиссии: __________, начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими
субъектами;
__________, главного специалиста-эксперта
отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
__________, старшего специалиста 1
разряда отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
Идентификатор
2
ЗАО "Бекстрем" - __________ (приказ),
в отсутствии __________, уведомленного надлежащим образом
определением об отложении рассмотрения дела N 1-10-1328/77-14 (исх. от
24.02.2014 N ОК/6197),
рассмотрев дело N 1-10-1328/77-14 по признакам нарушения
ЗАО "Бекстрем" (адрес: Фурманный пер., д. 10, стр. 1, г. Москва) пункта 10
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", выразившегося в нарушении порядка ценообразования на услуги
по энергоснабжению объекта __________, расположенного по адресу: г. Москва, установила:
В адрес Московского УФАС России из РЭК Москвы поступило заявление
__________, по вопросу нарушения ЗАО "Бекстрем" установленного
нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по
передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства
__________, расположенные на объекте по адресу: г. Москва__________.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N1-10-1328/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ЗАО "Бекстрем" является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением акционера
(Решение от 25 февраля 2003 г. N 1). Внесено в Единый государственный реестр
юридических лиц за основным государственным регистрационным номером
1027700399924, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП
7701184165/770101001. Юридический адрес: 105064, г. Москва, переулок
Фурманный, 10, стр. 1.
Согласно разрешению ОАО "МОЭСК" на присоединение от 01.08.2003
N КС-418-17-3р/13850, ЗАО "Бекстрем" выделена мощность для
электроснабжения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу:
г. Москва.
Согласно договору купли-продажи от 14.10.2002 N 2, подписанному
между ЗАО "Бекстрем" и ООО "Фирма КИТИК", низковольтное оборудование
РП в ТП N 18385, передано в собственность ЗАО "Бекстрем".
__________ на праве собственности принадлежит квартира,
расположенная по адресу: г. Москва, общей площадью _________ кв.м.
Идентификатор
3
(свидетельство о государственной регистрации права _________).
Между ЗАО "Бекстрем" и __________ заключен договор
энергоснабжения от 25.12.2007 N 38 (далее - Договор). Предметом указанного
договора является распределение между ЗАО "Бекстрем" и __________
электрической энергии. В соответствии с пунктом 5.3 указанного Договора
технологические потери электроэнергии при передаче по сетям от ТП N 18385
до места установки приборов учета оплачиваются за счет __________
Передача электрической энергии осуществляется с использованием
объектов электросетевого хозяйства, состоящих из совокупности
имущественных объектов, электрических сетей, технологически связанных
между собой.
По смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации,
подача потребителю электрической энергии невозможна без наличия
присоединенной электрической сети.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что энергопринимающие
устройства __________ имеют опосредованное технологическое присоединение
через сети Ответчика. Согласно договору энергоснабжения, заключенному
между ЗАО "Бекстрем" и __________, Заявитель вносит плату за техническое
обслуживание сетей и оплачивает потери электрической энергии в
электрических сетях ЗАО "Бекстрем".
На основании изложенного, ЗАО "Бекстрем" осуществляет деятельность
по передаче электрической энергии для электроснабжения помещения
__________
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О
естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии
относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании изложенного, ЗАО "Бекстрем" является организацией,
занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче
электрической энергии, в границах присоединенной электрической сети.
Согласно пункту 5.3 Договора технологические потери электроэнергии
при передаче по сетям от ТП N 18385 до места установки приборов учета
оплачиваются за счет __________ и определяются расчетным путем и
составляют 5 % от потребляемого количества электроэнергии.
Следовательно, указанным Договором на заявителя возложена
Идентификатор
4
обязанность по ежемесячной оплате потерь электроэнергии в сетях
ЗАО "Бекстрем".
В соответствии с пунктом 5.4 Договора оплата за техническое
обслуживание кабельных линий, электротехнических аппаратов производится
по договорной цене 0,58 руб. + НДС 18 % за кВт час от потребляемой
электроэнергии.
Дополнительным соглашением от 30.12.2011 N 4 к Договору оплата за
техническое обслуживание кабельных линий, электротехнических аппаратов,
внутренних сетей и замена установочных изделий (из материала заказчика)
производится по договорной цене 0,83 руб. за кВт/час+НДС 18% от
потребляемой электроэнергии.
Согласно документам, представленным в адрес Московского УФАС
России (вх. от 12.05.2014 N 15092, от 19.02.2015 N б/н, 23.03.2015 N б/н)
__________ оплачивал технические потери и техническое обслуживание
электрических сетей ЗАО "Бекстрем", что подтверждается платежными
поручениями от 24.11.2014 N 612, 947, от 25.02.2015 N 7.
По смыслу пункта 22.1 приказа ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об
утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен
на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке"
техническое обслуживание является составной частью тарифа на услуги по
передаче электрической энергии.
По смыслу пункта 52 Правил недискриминационного доступа к услугам
по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,
оплата потерь электрической энергии в электрических сетях должна
производиться потребителями услуг в составе тарифа на услуги по передаче
электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике", услуги по передаче электрической энергии являются
комплексом организационно и технологически связанных действий, в том числе
по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу
электрической энергии через технические устройства электрических сетей в
соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003
N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче
электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой
национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная
деятельность собственников или иных законных владельцев объектов
Идентификатор
5
электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной
(общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях
естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о
естественных монополиях, Федеральным законом об электроэнергетике и
иными федеральными законами.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим
сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с
методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом
исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Взимание платы за эксплуатационные услуги в части эксплуатации
объектов инфраструктуры (оплата за техническое обслуживание ТП 18385,
кабельных сетей до вводного щита, щитовых в зданиях), используемых в целях
предоставления услуг по передаче электрической энергии, сверх тарифов,
установленных соответствующим регулирующим органом, является
нарушением установленного порядка ценообразования.
Согласно Перечню продукции производственно-технического
назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые
государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской
Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и
федеральные органы исполнительной власти, утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239, услуги по
передаче электрической энергии по сетям относятся к регулируемым видам
деятельности. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от
06.03.2013 N 124-ПП "Об утверждении положения о Региональной
энергетической комиссии города Москвы (на правах Департамента)" (далее -
Постановление) Региональная энергетической комиссии города Москвы
уполномочена осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на
товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на
территории города Москвы, в том числе, согласно пункту 6.1.2 Постановления
устанавливать цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
Плата, взимаемая ЗАО "Бекстрем" с собственника помещения,
расположенного по адресу: __________, за технологические потери
электроэнергии, составляющие 5 % от потребляемого количества
электроэнергии, а также за техническое обслуживание кабельных линий в
размере 0.83 руб. за Квт час +НДС 18 % от потребляемой электроэнергии,
является составной частью тарифа на оказание услуг по передаче
электрической энергии и относится к регулируемому виду деятельности.
Таким образом, взимание с __________ платы за содержание,
Идентификатор
6
обслуживание и текущий ремонт электросетей используемых в целях
предоставления услуг по передаче электрической энергии без установленного
регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии,
является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования на услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов
электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к
электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство
потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с
использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после
установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Исходя из материалов дела. тариф на передачу электрической энергии
регулирующим органом (РЭК Москвы) ЗАО "Бекстрем" не установлен.
Информация и документы, свидетельствующие об обращения ЗАО "Бекстрем"
в регулирующий орган (РЭК Москвы) за установлением тарифа на передачу
электрической энергии в адрес Московского УФАС России не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля
2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами
порядка ценообразования.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ЗАО "Бекстрем" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в нарушении порядка
ценообразования на услуги по передаче электрической энергии, на
энергопринимающие устройства, расположенные по адресу: __________ и
принадлежащее на праве собственности __________
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи
49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Идентификатор
7
1. Признать в действиях ЗАО "Бекстрем" факт нарушения пункта 10
части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением
на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах
присоединенной сети, путем нарушения порядка ценообразования, результатом
которого явилось ущемление интересов собственника помещения,
расположенного по адресу: г. Москва.
2. Выдать ЗАО "Бекстрем" предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии __________
Члены комиссии __________
__________
__________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд и
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 1-10-1328/77-14 (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016