Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 15 мая 2015 г. N 1-10-1505/77-14
Резолютивная часть решения оглашена "03" апреля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "15" мая 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-1505/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
- ________ - заместителя руководителя
Членов Комиссии
- ________ - начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами;
- ________ - специалиста 1 разряда отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
ЖСК "Медик-7" - ________, председателя;
- ________, действующего по доверенности
ОАО "МОЭК" - ________, действующего по доверенности
рассмотрев материалы дела N 1-10-1505/77-14 по признакам нарушения
ОАО "МОЭК" (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) пункта 10 части 1 статьи
10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", установила:
Идентификатор
В адрес Московского УФАС России поступило заявление ЖСК "Медик-7"
(вх. от 13.12.2013 N 41000), в котором содержатся признаки нарушения
ОАО "МОЭК" антимонопольного законодательства, выразившегося в
нарушения порядка расчетов за услуги горячего водоснабжения, что привело к
ущемлению интересов ЖСК "Медик-7". ОАО "МОЭК" выставляло счета
ЖСК "Медик-7" за услугу горячего водоснабжения в период с сентября 2012
года по сентябрь 2013 года без учета показаний коллективного (общедомового)
прибора учета.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-1505/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установиласледующее.
ЖСК "Медик-7" является юридическим лицом, осуществляющим
деятельность на основании Устава. Место нахождения юридического лица:
107553, г. Москва, ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1. ЖСК "Медик-7" внесено в
Единый государственный реестр юридических лиц за основным
государственным регистрационным номером 1037739350660, поставлено на
налоговый учет МИФНС N46 по г. Москве с присвоением
ИНН/КПП 7718039511/ 771801001.
ЖСК "Медик-7" является организацией, обеспечивающей предоставление
коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в
многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва
ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1.
ОАО "МОЭК" является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного
акционера ОАО "МОЭК" (Распоряжение Департамента имущества города
Москвы от 12.03.2008 г. N 794-р). ОАО "МОЭК" внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц за основным государственным
регистрационным номером 1047796974092, поставлено на налоговый учет с
присвоением ИНН/КПП 7720518494/771503001. Место нахождения: 119048,
г. Москва, ул. Ефремова, д.10.
В соответствии с пунктом 6.3 Устава, ОАО "МОЭК" вправе осуществлять
любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе в
соответствии с пунктом 6.1. Устава деятельность по водоснабжению и
канализации.
Между ОАО "МОЭК" и ЖСК "Медик-7" заключен договор на поставку
тепловой энергии в горячей воде от 01.01.1998 N02002.
В соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности
сторон, горячее водоснабжение многоквартирного дома, находящегося в
управлении ЖСК "Медик-7" осуществляется от Центрального теплового
пункта N 04-01-0607/008 (далее ЦТП).
Идентификатор
Границей балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной
ответственности сторон является наружная стена здания по адресу: г. Москва,
ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1.
ЦТП на праве собственности принадлежит ОАО "МОЭК", что
подтверждается свидетельством о регистрации права серии 77АМ N 341309,
выданным 27 октября 2010 года Управлением Федеральной службы
регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Система теплоснабжения является закрытой. Тепловая энергия для нужд
отопления и горячая вода для целей горячего водоснабжения поставляется по
разным трубопроводам.
Горячая вода, поставляемая по системе централизованного горячего
водоснабжения, используется ЖСК "Медик-7" исключительно для оказания
коммунальной услуги горячего водоснабжения. К горячей воде, поставляемой
по системе горячего водоснабжения, предъявляются требования, установленные
СанПиН 2.1.4.249609 Гигиенические требования к обеспечению безопасности
систем горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Согласно пункту 10 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации (в
редакции, действовавшей на момент совершения действий, содержащих признаки
нарушения антимонопольного законодательства) под водоснабжением понимают
подачу поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и
в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Таким образом, деятельность ОАО "МОЭК" по поставке горячей воды по
централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего
водоснабжения, относится к водоснабжению.
Поставка горячей воды от ЦТП N 04-01-0607/008 осуществляется в
объекты по сетям ОАО "МОЭК". Указанная сеть является технологически
связанной. В границах указанной сети отсутствует возможность покупки
горячей воды у иного поставщика.
Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд
жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва,
ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1, находящихся в управлении ЖСК "Медик-7",
осуществляется на ЦТП N 04-01-0607/008.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О
защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения
товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или
иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных
монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведение с использованием
Идентификатор
централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к
сфере деятельности субъектов естественной монополии (в редакции от
25.06.2012, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 25.06.2012,
действующей на момент совершения правонарушения).
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "МОЭК" занимает доминирующее положение по
поставке горячей воды в границах присоединенной сети ОАО "МОЭК" от
ЦТП N04-01-0607/008.
Предметом договора на поставку тепловой энергии в горячей воде от
01.01.1998 N 02002, заключенного между ОАО "МОЭК" и ЖСК "Медик-7"
является поставка и потреблениетепловой энергии в горячей воде в количестве
и с тепловыми нагрузками, по цене, предусмотренной в настоящем договоре.
Согласно счетам, счетам-фактурам за период с 01.09.2012 по 11.09.2012 по
договору от 01.01.1998 N 02002, ОАО "МОЭК" поставляло ЖСК "Медик-7"
горячую воду и тепловую энергию.
Согласно материалам дела, в соответствии с пунктами 4.2.1, 4.2.2 договора
на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.01.1998 N 02002 при
неравномерной в течение года оплате объемов отпущенного тепла ежемесячный
расчет за отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение жилых и нежилых
помещений производится по показаниям приборов учета расхода тепла,
установленных на доме, а при их отсутствии - исходя из фактически
отпущенной тепловой энергии, определенной расчетным путем, и действующих
для данной группы потребителей тарифов, а при равномерной в течение года
оплате объемов отпущенного тепла на отопление, вентиляцию и горячее
водоснабжение ежемесячные расчеты за теплоснабжение жилых помещений
производится по утвержденным Правительством г. Москвы нормативам
потребления услуг отопления и горячего водоснабжения, исходя из общей
площади жилых помещений и количества проживающих.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского Кодекса
Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое
абонентом количество энергии в соответствии с данными узла учета энергии,
если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или
соглашением сторон.
Таким образом, ОАО "МОЭК" в период с сентября 2012 года по сентябрь
2013 года осуществляло начисления ЖСК "Медик-7"за поставленную горячую
воду, исходя из показаний прибора учета, расположенного в подвале
многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва,
ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1 (вх. от 05.12.2014 N 47610).
Согласно актам проверки организации учета тепловой энергии у
Потребителя, составленным от 12.07.2011, от 21.11.2012, от 01.07.2013
Идентификатор
отделением сбыта N 4 ВАО Филиала N 11 "Горэнергосбыт" ОАО "МОЭК",
горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по
адресам: г. Москва, ул. 2-я Пугачевская, д. 3, корп. 1, ул. 2-я Пугачевская, д. 7,
корп. 1, ул. 2-я Пугачевская, д. 9, корп. 1, ул. Б. Черкизовская, д. 18, корп. 1, ул.
2-я Пугачевская, д. 5, корп. 1, осуществляется посредством транзитного
трубопровода, проходящего в подвале многоквартирного жилого дома,
расположенного по адресу: ул. 2-я Пугачевская, д. 5, корп. 1.
Согласно акту обследования узла учета тепловой энергии составленного от
07.02.2013 ОАО "Мастер ОК" установлено, что прибор учета тепловой энергии
установлен в начальной точке транзитного трубопровода, проходящем в подвале
многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу: ул. 2-я Пугачевская,
д. 5, корп. 1.
Согласно представленным данным, ОАО "МОЭК" в период с сентября 2012
года по сентябрь 2013 года осуществляло начисления ЖСК "Медик-7"за
поставленную горячую воду, исходя из показаний прибора учета,
установленного в начальной точке транзитного трубопровода, расположенного в
подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва,
ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1, и фиксирующего фактическое потребление
тепловой энергии пяти строений.
Согласно письменным пояснениям ОАО "МОЭК" (вх. от 06.02.2014
N 3609), при определении количества отпущенных энергоресурсов и их
стоимости для зданий, подключенных по транзитной схеме, ОАО "МОЭК",
согласно решению Экспертного совета Департамента жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства г. Москвы от 07.09.2005, до момента прокладки
транзитных трубопроводов, производило расчеты по прибору учета,
установленному в начальной точке трубопровода и учитывающему расход
энергоресурса нескольких строений.
Данный довод отклоняется по следующим основаниям, а именно, в
соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,
плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее
водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе
поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе
поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из
объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям
приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила,
обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом
Идентификатор
собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с
ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания
общего имущества), в состав общего имущества включается внутридомовая
инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков,
фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий,
крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных
воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а
также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества,
внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения,
входящих в состав общего имущества, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены
многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при
наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего
коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников
помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей
организацией, является место соединения коллективного (общедомового)
прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в
многоквартирный дом.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(в редакции от 14.05.2012, вступившей в силу с 01.06.2013, и действующей на
момент совершения указанных действий), "коллективный (общедомовой)
прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и
дополнительного оборудования), используемое для определения объемов
(количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, коллективный (общедомовой) прибор учета для
определения объемов поставляемой горячей воды в многоквартирный дом
учитывает потребление того многоквартирного дома, для которого он
установлен.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у
потребителя составленного от 13.09.2006 ОАО "МОЭК", прибор учета
тепловой энергии, посредством которого осуществляется учет потребляемой
горячей воды для ЖСК "Медик-7" установлен на транзитном трубопроводе,
вследствие чего данный прибор учета в своих показаниях учитывает
потребление горячей воды многоквартирных жилых домов, подключенных к
данному транзитному трубопроводу.
Идентификатор
Таким образом, узел учета горячего водоснабжения, установленный на
транзитном трубопроводе, не отражает фактического потребления
энергоресурса, поставляемого в многоквартирный дом, находящийся под
управлением ЖСК "Медик-7", расположенный по адресу: г. Москва,
ул. 2-я Пугачевская, д. 5, корп. 1, и не может использоваться при расчетах с
ЖСК "Медик-7" за горячее водоснабжение, так как учитывает водопотребление
больше чем одного строения.
Вместе с тем, в силу подпункта "в" пункта 21 Правил, обязательными при
заключении управляющей организацией или товариществом собственников
жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным
потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими
организациями, утвержденными постановление Правительства РФ от
14.02.2012 N 124 (в редакции от 14.02.2012, вступившей в силу с 01.09.2012, и
действующей на момент совершения указанных действий), объем
коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору
ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным
(общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты
ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета
или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле,
предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их
отсутствии - использование норматива потребления соответствующего
коммунального ресурса.
Согласно пункту 3 Правил, обязательных при заключении управляющей
организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным
кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
договоров с ресурсоснабжающими организациями от 14.02.2012 N 124, при
отсутствии общедомового прибора учета, расчет поставленной тепловой
энергии и горячего водоснабжения складывается из сумм показаний приборов
учета в помещениях, оснащенных приборами учета, и расчетной величины,
исчисленной по нормативу потребления на количество зарегистрированных
граждан в помещениях, не оснащенных приборами учета.
Таким образом, ОАО "МОЭК" после вступления в законную силу
постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (в редакции от
14.02.2012, вступившей в силу с 01.09.2012, и действующей на момент
совершения указанных действий), должно было определять объем
поставленной горячей воды, за расчетный период по договору
ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным
(общедомовым) прибором учета, по формуле, предполагающей учет показаний
индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование
норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Соглано письменным пояснениям, ЖСК "Медик-7" обращался в
ОАО "МОЭК" (письмо от 03.10.2012 N б/н, а так же письма от 05.02.2013
N б/н, 30.07.2013 N б/н) с требованиями об изменении порядка расчета
Идентификатор
размера платы за поставленные коммунальные ресурсы и о перерасчете
начисленной платы. По итогам переписки между ОАО "МОЭК" и
ЖСК "Медик-7" (исх. от 26.11.2012 N 02-Ф11/04-56005/12, протокол личного
приема потребителя от 24.05.2013 N 04-10/13, исх. от 12.08.2013
N Ф11/07-4524/13), было подписано Дополнительное соглашение от 01.09.2013
к Договору на поставку тепловой энергии в горячей воде от 01.01.1998 N02002,
согласно которому многоквартирный дом, находящийся в управлении
ЖСК "Медик-7", не оборудован коллективным (общедомовым) прибором
учета, в соответствии с пунктом 2 данного соглашения, стороны договорились
установить новый порядок организации и проведения расчетов за
поставленную горячую воду.
Таким образом, ОАО "МОЭК" в период с сентября 2012 по сентябрь 2013
года с момента вступления в законную силу постановления Правительства РФ
от 14.02.2012 N 124 осуществляло расчет за поставленную горячую воду с
нарушением требований законодательства.\
В соответствии с положениями жилищного законодательства
ЖСК "Медик-7" производило начисления за потребленное горячее
водоснабжение жителям обслуживаемого дома, находящегося в управлении
ЖСК "Медик-7" по адресу: г. Москва, ул. 2-я Пугачевская, д. 5, к. 1,по
показаниям индивидуальных приборов учета, а в случае их отсутствия, согласно
нормативам потребления услуг отопления и горячего водоснабжения. У
ЖСК "Медик-7", как у некоммерческой организации, не имеется иных
источников оплаты стоимости поставленных энергоресурсов помимо средств,
подлежащих уплате собственниками помещений дома на эти цели. Таким
образом, образовалась разница между начислениями ОАО "МОЭК"
управляющим организациям за горячее водоснабжение и начислениями
ЖСК "Медик-7" потребителям горячей воды в многоквартирных домах,
находящихся в управлении ЖСК "Медик-7".
Таким образом, действия ОАО "МОЭК" по взиманию платы за услуги
горячего водоснабжения без учета показаний коллективного (общедомового)
прибора учета в период с 01.09.2012 по 11.09.2013, привело к ущемлению
интересов ЖСК "Медик-7".
Так как в адрес заявителя на момент вынесения решения Комиссией
вычета суммы разницы за указанный период не произодилось, вместе с тем,
корректировочные счета-фактуры от ОАО "МОЭК" в адрес ЖСК "Медик-7" не
поступали, перерасчет не может быть выполнен. Также между ОАО "МОЭК" и
ЖСК "Медик-7" не составлены акты сверки начислений, подтверждающие
отсутствие задолженности ЖСК "Медик-7" перед ОАО "МОЭК" за оказанные
услуги по горячему водоснабжению.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ОАО "МОЭК" установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования на горячее водоснабжение в границах присоединенной сети от
ЦТП N 04-01-0607/008.
Идентификатор
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами
порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2-4 статьи 41,
статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "МОЭК" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке
оказания услуг горячего водоснабжения в границах присоединенной сети от
ЦТП N 04-01-0607/008 путем нарушения порядка расчетов за услуги горячего
водоснабжения.
2. Выдать ОАО "МОЭК" предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии ________
Члены Комиссии ________
________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2015 г. N 1-10-1505/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016