Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
N 1-10-1643/77-14 (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "15" апреля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "__" апреля 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: __________ - заместителя руководителя;
Членов комиссии: __________ - начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами,
__________ - главного специалиста-эксперта
отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
2
ОАО "МОЭСК" - __________ (по доверенности),
в отсутствии представителя ООО "Северный автовокзал", уведомленного
надлежащим образом определением об отложении рассмотрения дела N 1-10-
1643/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх.
от 20.03.2015 N ОК/10081),
рассмотрев дело N 1-10-1643/77-14 по признакам нарушения
ОАО "Московская объединённая электросетевая компания"" (далее -
ОАО "МОЭСК") (ИНН 5036065113; адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д.,
д. 3, стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О
защите конкуренции", установила:
В адрес Московского УФАС России из РЭК Москвы поступило заявление
ООО "Северный автовокзал"по вопросу нарушения ОАО "МОЭСК" правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического
присоединения) при исполнении договора на технологическое присоединение
энергопринимающих устройств ООО "Северный автовокзал", расположенных на
объекте по адресу: г. Москва, Ленинградский просп., корп. 8, влад. 37 (вх. от
31.03.2014 N 9561).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон
по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-1643/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ОАО "МОЭСК" является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров
ОАО "МОЭСК" (протокол от 21.06.2007 N 4).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ОАО "МОЭСК" оказывает услуги по
3
передаче и распределению электрической энергии и по присоединению к
электрическим сетям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите
конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта
гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в
оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых
товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической,
технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может
приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее
пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим
присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому
присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью
последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое
присоединение является обязательной составной частью единого технологического
процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность
заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью
заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое
присоединение.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009
N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение
не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной
частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет
самостоятельного товарного рынка.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных
монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере
деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О
защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего
субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в
состоянии естественной монополии.
4
Таким образом, ОАО "МОЭСК" занимает доминирующее положение на
рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому
присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии к электрическим сетям ОАО "МОЭСК" на территории города Москвы (в
пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью).
Как следует из положения части 1 статьи 26 Федерального закона от
26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение
осуществляется на основании договора об осуществлении технологического
присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой
организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является
публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая
организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий,
необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том
числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным
оператором технических условий, обеспечению готовности объектов
электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство,
реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов
электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае
необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им
объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов
электроэнергетики).
ООО "Северный автовокзал"является юридическим лицом, осуществляющим
свою деятельность на основании Устава, утвержденного единственным участником
(решение от 06.09.2013 N 2/2013). Поставлено на учет в налоговом органе
Инспекцией ФНС России N 14 по г. Москве 17.12.2003, за основным
государственным регистрационным номером 1037789057305, с присвоением
ИНН/КПП 7714528631/771401001.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградский
просп., вл. 37, корп. 8, площадью 2 010 кв.м. передан в аренду ООО "Северный
5
автовокзал" на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от
20.04.2010 N М-09-034720 для проектирования и строительства гостиницы (вх. от
04.06.2014 N 18586).
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств,
расположенных на объекте по адресу: г. Москва, Ленинградский просп., корп. 8,
влад. 37, ООО "Северный автовокзал"подало в ОАО "МОЭСК" заявку на
технологическое присоединение, максимальной мощностью 1032 кВт,
зарегистрированную за N И-11-00-930405/102. По результатам рассмотрения
указанной заявки 12.07.2012 между ОАО "МОЭСК" и ООО "Северный автовокзал"
заключен договор об осуществлении технологического присоединения к
электрическим сетям N ИА-12-302-2563(930405) (далее - Договор), предметом
которого является осуществление технологического присоединения
энергопринимающих устройств ООО "Северный автовокзал", расположенных по
адресу: г. Москва, Ленинградский просп., корп. 8, влад. 37, гостиница (далее -
Объект) и выданы технические условия N И-11-00-930405/102, являющиеся
неотъемлемым приложением к Договору.
Размер платы за технологическое присоединение Объекта, согласно пункту 3.1
Договора, составил 20 274 242 (двадцать миллионов двести семьдесят четыре
тысячи двести сорок два) рубля 69 копеек, в соответствии с Постановлением
Региональной Энергетической комиссии города Москвы от 28.12.2010 N 270.
Согласно графику платежей, предусмотренному приложением N 2 к Договору,
ООО "Северный автовокзал" оплатило услуги по технологическому
присоединению, что подтверждается платежными поручениями от 24.08.2012
N 204, от 24.12.2012 N 320, от 26.04.2013 N 111, от 09.10.2013 N 283, от 14.10.2013
N 291, от 13.01.2014 N 8, от 28.02.2014 N 54 (вх. от 04.06.2014 N 18586).
Техническими условиями N И-11-00-930405/102 на Заявителя возложена
обязанность, в том числе по строительству и оборудованию ТП N Гостиницы;
выделению в новой ТП N Гостиницы помещения для установки РУ 10 кВ
ОАО "МОЭСК"; по передаче указанных помещений в собственность
ОАО "МОЭСК"; по строительству сетей 0, 4 кВ (выполнять по ТУ заказчика).
В соответствии с пунктом 25 Правил технологического присоединения (в
6
редакции, действующей на момент заключения Договора), в технических условиях,
должны быть указаны:
а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные
распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции,
генераторы);
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по
каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
а(2)) распределение обязанностей между сторонами по исполнению
технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в
пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства
заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому
присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие
устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами,
осуществляются сетевой организацией);
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в
связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий
электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или
увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств,
установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и
качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за
счет ее средств;
в) требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной
мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи,
изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества
электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности
(активной и реактивной);
г) требования к присоединению энергопринимающих устройств к устройствам
противоаварийной и режимной автоматики, требования к подключению всей
мощности присоединяемых энергопринимающих устройств, но не ниже уровня
аварийной или технологической брони, к устройствам автоматики отключения
нагрузки энергопринимающих установок при снижении частоты электрического
7
тока или напряжения в прилегающей электрической сети, требования к
характеристикам генераторов;
д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами
релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая размещение
устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения
потребления с диспетчерских центров в соответствии с требованиями
соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления;
е) требования по установке автономного резервного источника питания (при
присоединении энергопринимающих устройств первой категории надежности,
внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь
угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности
государства).
Следовательно, требования содержащиеся в технических условиях N И-11-00-
930405/102, в части выделения в новой ТП N Гостиницы помещения для установки
РУ 10 кВ ОАО "МОЭСК"; по передаче указанных помещений в собственность
ОАО "МОЭСК", не предусмотрены Правилами технологического присоединения.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, для
заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств
которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены
соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон, составляет
2 года, в соответствии с подпунктом б) пункта 16 Правил технологического
присоединения (в редакции, действующей на дату заключения договора).
Пунктом 2.1.1 Договора от 12.07.2012 N ИА-12-302-2563(930405) установлен
срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению,
составляющий 2 года с даты заключения Договора. Таким образом, срок
выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору от
12.07.2012 - 12.07.2014. По состоянию на 21.11.2014 (вх. от 24.11.2014 N 45321)
мероприятия по технологическому присоединению со стороны ОАО "МОЭСК" не
исполнены.
Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения, мероприятия
по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, осуществление
8
сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к
электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация
коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения, по окончании
осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны
составляют акт об осуществлении технологического присоединения; акт
разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения
эксплуатационной ответственности сторон и акт согласования технологической и
(или) аварийной брони.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению
энергопринимающих устройств ООО "Северный автовокзал" должны быть
выполнены в течении двух лет со дня заключения Договора, а именно осуществлено
фактическое присоединение Объекта, включен коммутационный аппарат (фиксация
коммутационного аппарата в положении "включено"), составлены акт об
осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ
балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной
ответственности сторон.
Согласно письменным пояснениям ОАО "МОЭСК" от 21.11.2014
N МОЭСК/АМ-4368 (вх. от 24.11.2014 N 45321) объем работ, предусмотренный
техническими условиями N И-11-00-930405/102, являющимися неотъемлемым
приложением к Договору, был включен в инвестиционную программу
ОАО "МОЭСК", а также выбрана подрядная организация -
ООО "Энергомонтажпроект".
В ходе исполнения ОАО "МОЭСК" технических условий N И-11-00-
930405/102, указанные технические условия были откорректированы в части
увеличения объемов работ со стороны сетевой организации и переноса границы
балансовой принадлежности с 10 кВ на 0,4 кВ с установкой оборудования ТП.
В связи с наличием в действиях ОАО "МОЭСК", выразившихся в
направлении ООО "Северный автовокзал" проекта договора с условиями,
противоречащими законодательству в части порядка ценообразования, возложения
на заявителя обязанностей, не предусмотренных законодательством, признаков
9
нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части
1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Московское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" направило в адрес ОАО "МОЭСК"
Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат
признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. от 27.06.2014
N РП/18461).
03.09.2014 между ООО "Северный автовокзал" и ОАО "МОЭСК" подписано
дополнительное соглашение N 1 к Договору, согласно которому технические
условия N И-11-00-930405/102 вводятся в новой редакции.
Согласно пункту 10.1 технических условий от 03.09.2014 на ОАО "МОЭСК"
возложена обязанность, в том числе, по строительству трансформаторной
подстанции ТП 10/0,4 кВ в кол. 1 шт. на территории Заявителя; по строительству 4-х
КЛ-10 кВ.
На Заявителя возлагается обязанность, в том числе по выделению территории
свободной от инженерных коммуникаций или в случае размещения ТП-10/0,4 кВ
N нов. встроенного в здание гостиницы предусмотреть оборудованное помещение.
Указанное требование противоречит положению Правил технологического
присоединения.
Дополнительное соглашение о введении в действие новых технических
условий, являющихся неотъемлемым приложением к Договору, было заключено по
истечении срока, установленного для исполнения мероприятий по
технологическому присоединению.
Как следует из письменных пояснения ОАО "МОЭСК" от 21.11.2014
N МОЭСК/АМ-4368 (вх. от 24.11.2014 N 45321), во исполнение пункта 10.1
технических условий, силами подрядной организации
(ООО "Энергомонтажпроект") выполнены проектно - изыскательские работы,
подготовлена траншея и выполнен прокол "методом ГНБ" для прокладки кабельных
линий 10 кВ от новой трансформаторной подстанции до места врезки.
Вместе с тем, документов, подтверждающих выполнение ОАО "МОЭСК"
мероприятий, возложенных на сетевую организацию техническими условиями от
10
03.09.2014, в адрес Московского УФАС России не представлено.
11.09.2014 между ООО "Северный автовокзал" и ОАО "МОЭСК" подписано
дополнительное соглашение N 2 к Договору, согласно которому срок исполнения
мероприятий по технологическому присоединению продляется до 10.10.2014.
20.10.2014 между ООО "Северный автовокзал" и ОАО "МОЭСК" подписано
дополнительное соглашение N 3 к Договору, согласно которому срок исполнения
мероприятий по технологическому присоединению продляется до 15.11.2014.
Вместе с тем, указанные дополнительные соглашения были подписаны между
Заявителем и Ответчиком, по истечении срока установленного Договором, для
осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно письменным пояснениям ОАО "МОЭСК" от 18.12.2014
N МОЭСК/АМ-4652 (вх. от 18.12.2014 N 50454), увеличение сроков исполнения
мероприятий по технологическому присоединению Объекта, возникло в связи с
задержкой в исполнении возложенных на Заявителя техническими условиями от
03.09.14 обязанностей, а именно, предоставления в сооружаемом здании помещения
под размещение ТП и передачи заказчиком строительной части.
Вместе с тем, возложение на Заявителя указанных обязанностей, не
предусмотрено Правилами технологического присоединения.
Таким образом, данные основания не могут являться объективной причиной
увеличения сроков осуществления мероприятий по технологическому
присоединению со стороны сетевой организации.
В соответствии с письменными пояснениями ОАО "МОЭСК" (вх. от
20.01.2015 N 1157) выполнение полного комплекса строительно - монтажных
работ, предусмотренного техническими условиями N И-11-00-930405/102
завершено сетевой организацией 26.12.2014 года. Заявление о проведении осмотра и
выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки направлено в
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному контролю
29 декабря 2014 года. Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному контролю 20 января 2015 г. выдано Разрешение на допуск в эксплуатацию
электроустановки.
В результате проведенной ОАО "МОЭСК" проверки выполнения технических
11
условий N И-11-00-930405/102 заявителем (ООО "Северный Автовокзал"), а
именно сооружение электрических сетей уровня 0,4 кВ, в адрес Филиала ОАО "СО
ЕЭС" Московское РДУ 10.02.2015 г. был направлен на подписание
соответствующий Акт о выполнении ТУ.
Документов, подтверждающих исполнение сетевой организацией
мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств
Объекта, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения и
Договором, в адрес Московского УФАС России не представлено.
Кроме того, сетевая организация приступила к выполнению мероприятий по
технологическому присоединению Объекта ООО "Северный автовокзал" по
истечении срока, предусмотренного Правилами технологического присоединения и
Договором.
Неисполнение ОАО "МОЭСК" надлежащим образом обязательств по
технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта
ООО "Северный автовокзал", возложения на Заявителя обязанностей, не
предусмотренных Правилами технологического присоединения, привело к
нарушению сроков технологического присоединения, установленных Правилами
технологического присоединения и договором от 12.07.2012 N ИА-12-302-
2563(930405), и тем самым повлекло ущемление интересов ООО "Северный
автовокзал".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006
года N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России по
рассмотрению дела N 1-10-1643/77-14 о нарушении ОАО "МОЭСК" части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения
договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств
ООО "Северный автовокзал" к электрическим сетям ОАО "МОЭСК".
12
В соответствии с документами, представленными в адрес Московского УФАС
России (вх. от 10.04.2015 N 12077), ОАО "МОЭСК" выполнило обязательства по
осуществлению мероприятий по технологическому присоединению,
предусмотренные Правилами технологического присоединения, что подтверждается
актом об осуществлении технологического присоединении от 05.03.2015 N 1/ИА-
12-302-2563(930405), актом разграничения границ балансовой принадлежности
сторон от 05.03.2015 N МКС/105.12/4160Б и актом разграничения границ
эксплуатационной ответственности сторон от 05.03.2015 N МКС/105.12/4160Э,
подписанными ОАО "МОЭСК" и ООО "Северный автовокзал". Напряжение на
объект подано 04.03.2015.
На дату рассмотрения дела N 1-10-1643/77-14 ОАО "МОЭСК" исполнило
мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств
ООО "Северный автовокзал", расположенных по адресу: г. Москва, Ленинградский
просп., корп. 8, влад. 37.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,
статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", решила:
1. Установить в действиях ОАО "МОЭСК" (ИНН 5036065113; фактический
адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр-д., д. 3, стр. 2) факт нарушения части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания
услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к
электрическим сетям на территории г. Москвы (в границах присоединенной
электрической сети) путем нарушения установленных законодательством
Российской Федерации об электроэнергетике сроков осуществления мероприятий по
технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО "Северный
автовокзал", расположенных на объекте по адресу: г. Москва, Ленинградский просп,
корп. 8, влад. 37, результатом которого явилось ущемление интересов
ООО "Северный автовокзал".
13
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением
нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "МОЭСК".
Председатель комиссии: __________
Члены комиссии: __________
__________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный
суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного
органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве N 1-10-1643/77-14 (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016