Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 28 января 2014 г. N 1-10-301/77-13
Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 января 2014 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о
нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии - __________, заместителя руководителя;
членов Комиссии - __________, начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
- __________, заместителя начальника правового
отдела;
- __________, старшего специалиста 1 разряда
отдела контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
2
ООО "ЭЛПО
Девелопмент"
__________ (протокол N 11 от 03.04.2013);
ОАО "ЭЛМА" __________ (по доверенности);
- __________ (по доверенности);
рассмотрев дело N 1-10-301/77-13 по признакам нарушения
ОАО "ЭЛМА" (адрес: 124460, г. Москва, г. Зеленоград, 4922 проезд, д. 4, стр.
5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции", установила:
В адрес Московского УФАС России поступили заявления
ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" на действия
ОАО "ЭЛМА", выразившиеся в полном ограничении подачи коммунальных
услуг в помещения заявителей (вх. от 13.12.2013 N 34282).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу, комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-301/77-13 о нарушении антимонопольного законодательства установиласледующее.
ООО "ЭЛПО Девелопмент" является юридическим лицом,
осуществляющим свою деятельность на основании Устава, внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 46
по г. Москве 07.09.2007 за основным государственным регистрационным
номером 1077759882507, поставлено на налоговый учет с присвоением
ИНН/КПП 7743658716/774301001. Место нахождения юридического лица:
125130, г. Москва, ул. Выборгская, д.22.
ОАО "Проектпищестрой" является юридическим лицом,
осуществляющим свою деятельность на основании Устава, внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц УФНС России по г. Москве
21.08.2002 за основным государственным регистрационным номером
1027700144889, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП
7712004270/774301001. Место нахождения юридического лица: 125130,
г. Москва, ул. Выборгская, д.22.
ОАО "ЭЛМА" является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания
акционеров (протокол от 20.04.2009 N б/н). ОАО "ЭЛМА" внесено в Единый
государственный реестр юридических лиц УФНС России по г. Москве а
основным государственным регистрационным номером 1027700033646. Место
нахождения юридического лица: 124460, г. Москва, г. зеленоград, д. 4, стр. 5.
ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" владеют на
праве собственности помещениями в здании, расположенном по адресу:
3
125130, г. Москва, ул. Выборгская, д.22, стр.1 (Свидетельства о праве от
10.06.2008 серия 77АЖ N 907556; от 17.01.2008 серия 77АЖ N 222250
соответственно).
ОАО "ЭЛМА" владеет на праве собственности (Свидетельство о
государственной регистрации права серия 77-АН N 630695 от 18.11.2011)
нежилыми помещениями общей площадью 1491,8 кв. м., расположенными по
адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д. 22, стр. 1.
Между ОАО "ЭЛМА" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" заключен договор
на проведение работ и оказание услуг производственного характера от
18.11.2011 N 2-ЭД-У, предметом указанного договора является предоставление
ОАО "ЭЛМА" услуг по передаче энергоресурсов ООО "ЭЛПО Девелопмент"
(вода, тепло, электроэнергия), приему сточных вод и сброс загрязняющих
веществ, а также услуги для поддержания его производственно-хозяйственной
деятельности, в том числе по содержанию, обслуживанию и модернизации
энергокоммуникаций и распределительных устройств, инженерного
оборудования на объекте по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д. 22, стр. 1.
Оплата по указанному договору производилась на основании
выставляемых ОАО "ЭЛМА" в адрес ООО "ЭЛПО Девелопмент" счетов в
соответствии с актами об объемах предоставленных (потребленных)
коммунальных ресурсов.
Согласно материалам дела, ОАО "ЭЛМА" выставляло
ОАО "Проектпищестрой" счета на оплату коммунальных ресурсов
(теплоснабжение и водоснабжение), а также обслуживания инженерных
систем. В указанных счетах указано наименование договора N 1-П-У от
18.11.2011.
Факт надлежащего присоединения энергопринимающих устройств,
теплопотребляющих установок и сетей водоснабжения водоснабжения
ООО "ЭЛПО Девелопмент" к сетям ОАО "ЭЛМА" подтверждается актом
разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности, являющимся неотъемлемым приложением к договору на
проведение работ и оказание услуг производственного характера от 18.11.2011
N 2-ЭД-У между ОАО "ЭЛМА" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" (вх. от
13.12.2012 N 34282).
Таким образом, в рамках договора проведения работ и оказания услуг
производственного характера от 18.11.2011 N 2-ЭД-У, ОАО "ЭЛМА"
осуществляло деятельность по передаче электрической, тепловой энергии для
электроснабжения и теплоснабжения, помещений ОАО "Проектпищестрой" и
ООО "ЭЛПО Девелопмент" по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д.22, стр.1, а
также предоставляло в указанные помещения услуги по водоснабжению.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных
монополиях", регулируется деятельность субъектов естественных монополий в
сфере услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжению.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим
положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или
нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного
4
товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким
хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее
влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном
рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих
субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим
хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном
рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании изложенного, ОАО "ЭЛМА" является организацией,
занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче
тепловой энергии и водоснабжению в границах присоединенных сетей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010
N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении),
собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии,
тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или
ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны
уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного
самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода
указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в
схеме теплоснабжения.
Согласно пункту 8 статьи 21 Закона о теплоснабжении, вывод из
эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется
теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие
установки которых подключены (технологически присоединены) к этим
тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными
потребителями не допускается.
На основании пункта 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении, под передачей
тепловой энергии понимается совокупность организационно и технологически
связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в
состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами
требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии,
теплоносителя. Согласно пункту 18 указанной статьи, регулируемый вид
деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере
теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в
сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в
соответствии с настоящим Федеральным законом государственному
регулированию, в том числе, оказание услуг по передаче тепловой энергии,
теплоносителя.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении,
регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии,
теплоносителя.
В соответствии с постановлением Правительства города Москвы от
12.12.2006 N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной
5
энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)"
(действующее в настоящее время в редакции от 06.03.2013 N 124-ПП),
Региональная энергетическая Комиссия города Москвы (далее - РЭК
г. Москвы) является органом исполнительной власти города Москвы,
осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию
(работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на
территории города Москвы, а также иные функции в пределах компетенции,
установленной федеральными законами, нормативными правовыми актами
Российской Федерации и города Москвы.
Информация, об обращениях ОАО "ЭЛМА" в РЭК г. Москвы за
установлением тарифа на передачу тепловой энергии, у Московского УФАС
России отсутствует.
На основании части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении, собственники
или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать
передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям,
теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым
сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций
возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления
тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми
актами порядка ценообразования.
На основании изложенного, комиссией Московского УФАС России по
рассмотрению дела N1-10-301/77-13 о нарушении антимонопольного
законодательства сделан вывод о нарушении ОАО "ЭЛМА" установленного
нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по
передаче тепловой энергии.
В соответствии с документами, представленными ОАО "ЭЛМА" в адрес
Московского УФАС России, между ОАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ" и
ОАО "ЭЛМА" заключен договор купли-продажи недвижимости от 18.10.2011,
предметом которого является отчуждение в пользу ОАО "ЭЛМА" комплекса
объектов недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д.22, стр. 2-7,
включая тепловой пункт, объекты электросетевого хозяйства, а также
инженерные сети (вх. от 19.03.2013 N7861).
Согласно акту приема-передачи оборудования от 01.11.2011,
составленному между ОАО "Русский продукт" и ОАО "ЭЛМА", а также
письменным пояснениям ОАО "ЭЛМА" (вх. от 06.03.2013 N 6292), котельная,
снабжающая тепловой энергией нежилые помещения ОАО "Проектпищестрой"
и ООО "ЭЛПО Девелопмент", расположенные по адресу: г. Москва,
ул. Выборгская, д. 22, стр.1, принадлежит ОАО "ЭЛМА".
ОАО "ЭЛМА" письмом от 03.09.2012 N 262, направленным в адрес
6
ОАО "Проектпищестрой", сообщило, что после проведения модернизации
котельной ОАО "ЭЛМА" у последнего отсутствует возможность
теплоснабжения помещений заявителя.
Факт оплаты денежных средств по выставляемым счетам ОАО "ЭЛМА"
со стороны ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" на
возмещение расходов на обслуживание инженерных сетей ОАО "ЭЛМА"
подтверждается представленными в адрес Московского УФАС России
платежными поручениями (вх от. 13.12.2012 N 34282).
Согласно письменным пояснениям ОАО "Проектпищестрой" и
ООО "ЭЛПО Девелопмент", представленным в адрес Московского УФАС
России (вх. от 17.05.2013 N 14481) в период отопительного сезона 2012-2013
ОАО "ЭЛМА" прекратило подачу тепловой энергии в помещения
ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент", расположенные по
адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д. 22, стр. 1.
Согласно письменным пояснениям ОАО "Проектпищестрой" и
ООО "ЭЛПО Девелопмент", представленным в адрес Московского УФАС
России (вх. от 17.05.2013 N 14481), 18.10.2012 ОАО "ЭЛМА" было прекращено
водоснабжение помещений ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО
Девелопмент".
Согласно пункту 10 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под
водоснабжением понимают подачу поверхностных или подземных вод
потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми
показателями качества воды в водных объектах.
Таким образом, деятельность ОАО "ЭЛМА" по поставке воды по
централизованной системе трубопроводов относится к водоснабжению.
Полное ограничение холодного водоснабжения должно производиться
согласно Порядку прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или)
приема сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении правил пользования
системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации" (далее - Порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой
воды и (или) приема сточных вод).
Так, согласно пункту 82 указанного Порядка (действовавшего на момент
отключения водоснабжения объектов ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО
Девелопмент"), организация водопроводно-канализационного хозяйства может
прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод,
предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные
службы госсанэпиднадзора, а также территориальные подразделение
Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, в следующих случаях:
- резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения;
- получение предписания или решения местных служб госсанэриднадзора;
- самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и
(или) канализации;
7
- попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих
веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой
системе или приведших к аварии;
- устранение последствий аварии на системах коммунального
водоснабжения и канализации;
- аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или)
канализационных сетей абонента;
- проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки,
согласованные с указанными органами;
- проведение планово-предупредительного ремонта.
Документов, свидетельствующих об уведомлении
ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" и органов местного
самоуправления, местных служб госсанэпиднадзора, а также территориального
подразделения Государственной противопожарной службы Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о предстоящем
отключении подачи воды на объект расположенный по адресу: г. Москва, ул.
Выборгская, д. 22, стр. 1, в адрес Московского УФАС России не представлено.
Неуведомление органов МЧС могло повлечь за собой препятствия для
принятий мер, направленных на ликвидацию ЧС, в том числе ликвидацию
возможных возгораний на объекте, что могло повлечь за собой угрозу жизни и
здоровья лиц, находящихся на объекте, а также могло привести к ущемлению
прав ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент" вследствие
невозможности использования объекта по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля
2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2013 по делу
N А40-91086/2012 между ОАО "ЭЛМА" и ОАО "Проектпищестрой" и
ООО "ЭЛПО Девелопмент" утверждено мировое соглашение.
Также, согласно пунктам 3.1. и 3.6. мирового соглашения, стороны
договорились оказывать друг другу взаимное содействие в целях получения
каждой из сторон необходимых энергетических ресурсов и заключения
договоров с поставщиками коммунальных услуг и неприпятствовать свободному
перетоку электроэнергии, воды и тепла.
Таким образом, ОАО "ЭЛМА" добровольно устранило нарушение
антимонопольного законодательства и его последствий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2 - 4 статьи 41,
статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции", решила:
8
1. Признать в действиях ОАО "ЭЛМА" (адрес: 124460, г. Москва,
г. Зеленоград, 4922 проезд, д. 4, стр. 5) факт нарушения части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке
оказания услуг по передаче тепловой энергии и водоснабжения, в границах
соответствующей присоединенной сети, выразившимся в ущемлении
интересов ОАО "Проектпищестрой" и ООО "ЭЛПО Девелопмент", путем
полного ограничения передачи и поставки коммунальных ресурсов, а также
осуществление передачи коммунальных ресурсов по тарифам, не
установленными органом исполнительной власти в области государственного
регулирования тарифов.
2. Прекратить рассмотрение дела N 1-10-301/77-13 о нарушении
антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением
нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, в
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Материалы дела N 1-10-301/77-13 о нарушении антимонопольного
законодательства передать должностному лицу для проведения
административного расследования и принятия мер административного
реагирования в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии __________
Члены Комиссии __________
__________
__________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в
арбитражный суд.
Примечание.За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа
статьей 19.,5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 января 2014 г. N 1-10-301/77-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016