Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 308 (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2015 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
"_";
Члены Комиссии:
"_",
"_";
при участии законного представителя заявителя - МУП "Ритуал" г. Иркутска, "_" и представителя Предприятия по доверенности "_", ответчика - ИП Кузнецова В.И., представителей заинтересованных лиц ОГАУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" (далее по тексту - ОГАУЗ ИГПЦ) - "_", ГБУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница (далее по тексту ГБУЗ ИОКБ) - "_", ГБУЗ "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее по тексту - ГБУЗ ИОБСМЭ) - "_", ГБУЗ "Областной онкологический диспансер" (далее по тексту - ГБУЗ ООД) - "_", ОГАУЗ "Ангарский перинатальный центр" - "_",
и в присутствии представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А. "_",
рассмотрев дело N 456 от 15.12.2014 г., возбужденное в отношении ИП Кузнецова В.И. (665301, Иркутская область, р.п. Куйтун, ул. Дачная, 2; ОГРНИП 311381416800048, ИНН 753604323843), по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ввиду совершения действий, признаваемых недобросовестных конкуренцией, по оказанию медицинским организациям Иркутской области услуг по захоронению медицинских отходов (класс Б) в нарушение условий заключенных договоров, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причиняющих либо способных причинить убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам, в частности МУП "Ритуал", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление МУП "Ритуал" г. Иркутска на действия ИП Кузнецова В.И. в части наличия в действиях последнего нарушения антимонопольного законодательства, а именно совершения действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, поскольку при осуществлении предпринимательской деятельности по захоронению медицинских отходов класса "Б" индивидуальный предприниматель вводит в заблуждение медицинские учреждения по цене оказания услуг и технологии оказания данных услуг.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по заявлению МУП "Ритуал" г. Иркутска проведено антимонопольное расследование и установлено следующее.
Кузнецов Владимир Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.06.2011 г. за ОГРНИП 311381416800048, ИНН 753604323843.
Антимонопольным органом в адрес медицинских учреждений Иркутской области и ИП Кузнецова В.И. направлены запросы о представлении информации о заключенных договорах по захоронению отходов органического происхождения (медицинских отходов), в ответ на которые получена следующая информация:
Наименование мед.учреждения |
Реквизиты договора, срок действия и основание заключения |
Условия заключенного договора |
ГБУЗ ИОКБ письмо исх. от 19.06.2014 г. |
N 100-ЭА/13 от 17.12.2012 г. (торги) 01.01.2013 г.-31.12.2013 г. |
п.2.1.5. под одним захоронением понимается погребение медицинских отходов весом 60 кг. Общее кол-во захоронений 36 мест |
N 396-ЭА/14-8305 от 31.12.2013 г. (торги) 01.01.2014 г.-31.12.2014 г. |
п.2.1.5. под одним захоронением понимается погребение медицинских отходов весом 60 кг. Общее кол-во захоронений 36 мест |
|
б/н от 25.12.2013 г. |
|
|
N 235 от 05.12.2013 г. (как с единственным исполнителем) Декабрь 2013 |
п.2.1.5. под одним захоронением понимается погребение медицинских отходов весом 60 кг. Общее кол-во захоронений - 3 места |
|
ГБУЗ ООД (письмо исх. от 04.07.2014 г. N 93-огз) |
N 355-ЭА/13 от 17.12.2012 г. (торги) 01.01.2013 г.-31.12.2013 г. |
47 захоронений |
б/н от 18.03.2013 г. с момента подписания по 30.06.2013 г. |
6 захоронений |
|
N 38 от 01.07.2013 г. с момента подписания по 31.12.2013 г. |
8 захоронений |
|
N 39 от 01.10.2013 г. с момента подписания по 31.12.2013 г. |
12 захоронений |
|
N 11 от 01.01.2014 г. с момента подписания по 31.03.2014 г. |
10 захоронений |
|
N 12 от 01.01.2014 г. с момента подписания по 31.03.2014 г. |
6 захоронений |
|
N 13 от 18.02.2014 г. с момента подписания по 30.04.2014 г. |
13 захоронений |
|
N 14 от 18.02.2014 г. с момента подписания по 30.04.2014 г. |
12 захоронений |
|
N 14/2 от 13.05.2014 г. с момента подписания по 15.07.2014 г. |
16 захоронений |
|
N 14/2 от 01.07.2014 г. |
12 захоронений |
|
N 16 от 27.03.2014 г. с момента подписания по 31.05.2014 г. |
12 захоронений |
|
Контракт N 3-огз-ЭА/14 (торги) с момента заключения по 31.12.2014 г. |
52 |
|
ОГАУЗ ИГПЦ |
N 363 от 02.06.2014 г. С момента подписания по 31.12.2014 г. |
п.2.1.5. под одним захоронением понимается погребение медицинских отходов весом 60 кг. |
N 490 от 01.07.2014 г. с момента подписания по 30.09.2014 г. |
п.2.1.5. под одним захоронением понимается погребение медицинских отходов весом 60 кг. Общее кол-во захоронений - 15 мест |
|
Доп.соглашение от 01.09.2014 г. к договору N 490 | ||
N 702 от 01.10.2014 г. с момента подписания по 31.12.2014 г. | ||
ГБУЗ ИОБСМЭ |
N 1 от 10.04.2014 г. с момента подписания по 31.12.2014 г. |
п.1.3. под одной единицей захоронения медицинских отходов понимается захоронение медицинских отходов не более 60 кг. П.2.1. при захоронении исполнитель обязуется производить транспортировку и захоронение на кладбище г.Усолье-Сибирское, помещать отходы не более 60 кг в отдельные деревянные ящики (гробы) и отдельные могилы. |
N 1 от 04.06.2014 г. | ||
ОГАУЗ "Ангарский перинатальный центр" |
N 42/2014 от 31.12.2013 г. 01.01.2014 г-31.03.2014 г. |
9 захоронений |
б/н от 01.10.2013 г. с момента подписания по 31.12.2013 г. |
9 захоронений |
|
N ЕП/00066/014-Д от 01.04.2014 г. 01.04.2014 г.-30.06.2014 г. |
9 захоронений |
|
N ЕП/00066/014-Д от 20.06.2014 г. 01.07.2014 г.-30.09.2014 г. |
9 захоронений |
|
ИТОГО |
|
|
Согласно представленных ИП Кузнецовым В.И. и заказчиками документов, установлено, что предпринимателем принято к захоронению 299 мест.
Исходя из заключенных с медицинскими учреждениями ИП Кузнецовым В.И. договоров цена за 1 ед. оказываемых услуг (1 захоронение) составляет от 3500 руб. до 10700 руб., при заключении договоров как с единственным поставщиком - от 3600 руб. до 6500 руб.
Фактически исходя из представленной медицинскими учреждениями информации ИП Кузнецовым В.И. осуществлен вывоз отходов органического происхождения в следующем объеме:
2013 г.:
- ГБУЗ ИОБСМЭ - 389 кг;
- ОГАУЗ "Ангарский перинатальный центр" - 2870 кг = 2,87т;
- ГБУЗ ИОКБ - 2130 кг = 2,13т (45 мешков).
2014 г.:
- ОГАУЗ ИГПЦ - 2580 кг = 2,58т (43 места по 60 кг каждое);
- ГБУЗ ИОБСМЭ - 655,8 кг;
- ГБУЗ ИОКБ - 1806 кг = 1,806т (32 мешка);
- ГБУЗ ООД - 240 кг (168 упаковок).
Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 26.12.2013 г. N 2846 утверждена стоимость оказания специализированными службами по вопросам похоронного дела услуг, в том числе по изготовлению могилы, которая с 1 января 2014 г. составляет 3621,28 руб.
В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следовательно, при оказании услуг по захоронению в соответствии с заключенными договорами за 1 ед. по стоимости 3500 руб. (например акт N 62 от 14.04.2014 г. (ГБУЗ ИОБСМЭ), договор N 13 от 18.02.2014 г. с ОГБУЗ ООД, при том, что стоимость только изготовления могилы составляет 3621,28 руб., ИП Кузнецов В.И. фактически принял на себя обязательства по оказанию услуг по цене с отрицательной рентабельностью.
Кроме этого, МУП "Ритуал" г. Иркутска в Иркутское УФАС России представлена информация по стоимости оказания услуг по захоронению медицинских отходов, которая в значительной степени превышает стоимость оказания услуг, предлагаемую ИП Кузнецовым В.И.
Контроль со стороны медицинских учреждений за захоронением ИП Кузнецовым В.И. отходов органического происхождения не осуществляется, участки, на которых производится захоронение, в частности ГБУЗ ИОКБ, неизвестны. Об исполнении обязательств по заключенным договорам ИП Кузнецов В.И. представляет соответствующие акты, которые подписываются обеими сторонами. При этом заключенными договорами предусмотрено, что качество оказываемых услуг должно соответствовать действующему законодательству РФ.
Однако по данным вх. N 11812 от 26.09.2014 г., представленным ИП Кузнецовым В.И., количество изготовленных МУП "Сервисный центр" могил в период с января по 09.09.2014 г., составило 11 единиц.
Согласно письменным пояснениям исх. от 13.10.2014 г. N 320 ГБУЗ ИОКБ ИП Кузнецов В.И. по заявкам Учреждения оказывает услуги по захоронению отходов органического происхождения. Регулярность вывоза медотходов составляется 3 захоронения в месяц, общее количество захоронений 36 мест.
Согласно Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами СанПиН 2.1.7.2790-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 медицинские отходы относятся к отходам класса Б "Эпидемиологические опасные отходы"- инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани, и т.д.). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.
Пунктом 4.18 указанного СанПиН 2.1.7.2790-10, пунктом 3.11 Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.2882-11, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28,06.2011 N 84 установлено, что патолого-анатомические, органические операционные отходы класса Б (органы, ткани и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на специально отведенном участке кладбища в могилах.
ИП Кузнецовым В.И. с медицинскими организациями заключены договоры по захоронению медицинских отходов.
Антимонопольным органом проведено сопоставление фактически вывезенных ИП Кузнецовым В.И. из медицинских учреждений отходов и количество фактически изготовленных МУП "Сервисный центр" могил, в которых индивидуальный предприниматель должен был захоронить вывезенные отходы и установлено, что в 2013 г. ИП Кузнецовым В.И. из медицинских учреждений Иркутской области осуществлен вывоз медицинских отходов класса Б в количестве 5389 кг., в период с 01.01.2014 г. по 30.09.2014 г. 5 тонн 281 кг 800 гр.
Следовательно, при расчете, что под одним захоронением понимается погребение медицинских отходов весом 60 кг, в 2013 г. общее количество вывезенных ИП Кузнецовым В.И. медицинских отходов в количестве 5 389 кг, подлежало захоронению в 90могилах, в 2014 г. - 5 281,8 кг - 80 могилах.
При этом Иркутским УФАС России установлено, что ИП Кузнецовым В.И. с МУП "Сервисный центр" как специализированной организацией, которой передано городское кладбище г. Усолье-Сибирское, заключен договор от 12.03.2013 г. N 15/2013 по изготовлению могил на территории муниципального городского кладбища. В период с января по август 2014 г. МУП "Сервисный центр" во исполнение обязательств по указанному договору изготовлено 13 могил (длина - 2-м., ширина - 80 см, высота - 1,5-м).
Таким образом, в результате фактического неисполнения ИП Кузнецовым В.И. условий заключенных с медицинскими организациями договоров на захоронение отходов, указанное лицо, принимая участие, в том числе в проводимых в соответствии с законодательством РФ медицинскими организациями закупках, предлагает наиболее низкую стоимость оказания таких услуг, чем добросовестные участники рынка, в частности МУП "Ритуал" г. Иркутска, тем самым препятствуя их выходу на рынок оказания услуг по захоронению медицинских отходов, поскольку медицинским организациям наиболее приемлемо и выгоднее заключать договоры по низкой цене оказания услуг с ИП Кузнецовым В.И., действующим в нарушение условий заключенных договоров.
Данный факт имел место быть, в том числе при проведении ГБУЗ ИОБСМЭ запроса котировок N 31401025620 от 31.03.2014 г., в котором ИП Кузнецов В.И. объявлен победителем закупки и стоимость 1 ед. захоронения по заключенному договору составила 3500 руб., при тех обстоятельствах, что:
- необходимо произвести транспортировку отходов до муниципального кладбища г. Усолье-Сибирское;
- стоимость изготовления 1 могилы МУП "Сервисный центр" - 3621,28 руб.,
- фактически в период действия договора с 10.04.2014 г. по 18.04.2014 г. ИП Кузнецовым В.И. вывезено 354 кг отходов и произведено 10 захоронений (акт N 62 от 14.04.2014 г. на выполнение работ-услуг), однако в указанный период времени изготовлена всего 1 могила (при необходимости изготовления почти 6 могил в соответствии с условиями договора, т.к. медицинские отходы не более 60 кг подлежат помещению в отдельные деревянные ящики и отдельные могилы).
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).
Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.
Указанные нормы корреспондируют положениям п. 2, 3 ст. 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1983, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
На основании вышеустановленных обстоятельств, по результатам проведения антимонопольного расследования по заявлению МУП "Ритуал" г. Иркутска Иркутское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ИП Кузнецова В.И. признаков нарушения ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, признаваемых недобросовестных конкуренцией, по оказанию медицинским организациям Иркутской области услуг по захоронению медицинских отходов (класс Б) в нарушение условий заключенных договоров, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причиняющих либо способных причинить убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам, в частности МУП "Ритуал". Приказом N 456 от 15.12.2014 г. Иркутского УФАС России в отношении ИП Кузнецова В.И. возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства РФ.
МУП "Ритуал" в Иркутское УФАС России представлены документы, подтверждающие выполнение работ по захоронению медицинских отходов в 2014 г.
ИП Кузнецовым В.И. по факту возбужденного антимонопольным органом дела представлены письменные пояснения исх. N 1А от 26.02.2015 г., N 2А от 26.01.2015 г. в соответствии с которыми индивидуальным предпринимателем осуществляется сжигание медицинских отходов в инсинераторе, а отходы, которые неудобны для сжигания захораниваются на специально отведенном участке, на кладбище в г. Усолье-Сибирское. За 2014 г. 636 кг в 16 могилах на указанном кладбище. 272 места захоронено путем сжигания в инсинераторе. Прах, образующийся после сжигания медицинских отходов, представляет собой стерильный пепел, который захоранивается на специально отведенном участке на кладбище г. Усолье-Сибирское вместе с медицинскими отходами.
На заседаниях комиссии антимонопольного органа по рассмотрения настоящего дела ИП Кузнецовым В.И. даны устные пояснения, согласно которым с 2013 г. лицо осуществляет оказание услуг по захоронению медицинских отходов. Отходы, которые невозможно кремировать, подлежат захоронению на кладбище. Устройство для кремации установлено в г. Ангарске.
Определением N 140 от 26.01.2015 г. к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечен начальник Управления экологии Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска Чубук В.Н.
27.02.2015 г. в Иркутское УФАС России поступило ходатайство исх. от 26.02.2015 г. N 206-РУП Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А. о привлечении его к участию в рассмотрении дела N 456 от 15.12.2015 г. в качестве заинтересованного лица ввиду того, что ИП Кузнецовым В.И. 24.02.2015 г. в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей Иркутской области подана жалоба на нарушение его прав и законных интересов, в частности заявитель ссылается на то обстоятельство, что МУП "Ритуал" путем подачи заявления в антимонопольный орган предпринимает попытки устранить его в сфере ведения бизнеса. Ввиду указанных обстоятельств вынесенное комиссией антимонопольного органа решение по результатам рассмотрения дела N 456 от 15.12.2014 г. может повлиять на обязанности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А. по отношению к ИП Кузнецову В.И.
На рассмотрении дела 02.03.2015 г. представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области поддержал заявленное ходатайство, а также пояснил, что в соответствии с поданным ИП Кузнецовым В.И. заявлением нарушаются его права и законные интересы со стороны МУП "Ритуал" г. Иркутска и антимонопольного органа. При этом законные права и интересы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области при рассмотрении настоящего дела не затрагиваются, однако данное лицо обладает полномочиями по даче в материалы дела заключения, которое будет принято комиссией Управления во внимание, а также по направлению в адрес государственного органа заключения о восстановлении нарушенных прав предпринимателя. В целях ненужного дублирования действий Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области считает целесообразным его привлечение к участию в рассмотрение настоящего дела в качестве заинтересованного лица.
Комиссия Иркутского УФАС России рассмотрев заявленное Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А. ходатайство, пришла к следующему.
В силу заключенного соглашения от 14.08.2014 г. о взаимодействии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области и Иркутского УФАС России "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области и его представители имеют право участвовать в межведомственных комиссиях Управления, в повестку которых включены вопросы обеспечения защиты прав предпринимателей, а также с предварительного письменного уведомления руководителя Управления присутствовать на заседаниях комиссий Управления по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного и рекламного законодательства".
Таким образом, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области и его представители вправе присутствовать на заседаниях комиссий Управления по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ.
При этом в соответствии со ст.42 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются, в том числе заинтересованные лица, то есть лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ввиду того, что в связи с рассмотрением настоящего дела N 456 от 15.12.2014 г. права и законные интересы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А. не коим образом не затрагиваются, комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения указанного лица к участию в рассмотрение настоящего дела в качестве заинтересованного лица. Соответственно, определением N 311 от 02.03.2015 г. Иркутского УФАС России в удовлетворении заявленного Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А. отказано.
02.03.2015 г. на заседании комиссии Иркутского УФАС России начальником Управления экологии комитета городского обустройства администрации г. Иркутска Чубуком В.Н. даны пояснения, согласно которым сжигание отходов как способ утилизации является не самым безопасным для населения, в связи с чем существует ряд регулирующих моментов с точки зрения законодательства РФ, которые организация, осуществляющая сжигание отходов, должна соблюдать. Так, необходимо разрешение Управления Росприроднадзора на выброс в атмосферный воздух, паспорт отходов, которые образуются, наличие уполномоченных специалистов по сжиганию, разработка санитарно-защитной зоны.
В ходе рассмотрении дела N 456 от 15.12.2014 г. комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
01.01.2013 г. между Седых В.В. и ИП Кузнецовым В.И. заключен договор N 5 аренды земельного участка общей площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: г. Ангарск, 126 квартал, строение 9.
15.01.2013 г. между ООО "УралАгроМаш" и ИП Кузнецовым В.И. заключен договор поставки N 74-2013 оборудования - крематора УД-100, который согласно товарной накладной N 74/13 принят индивидуальным предпринимателем 24.01.2013 г.
10.01.2014 г. Седых В.В. ИП Кузнецову В.И. передано в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Ангарск, 126 кв-л, стр.9, общей площадью 9кв.м. Цель использования - под утилизационную печь.
По договору N 131-2014 от 06.10.2014 г., заключенного между ООО "УралАгроМаш" и ИП Кузнецовым В.И., последний принимает и производит оплату крематора УД-100.
Таким образом, в период 2013-2014 г. ИП Кузнецовым В.И. была осуществлена покупка 2-х крематоров.
На заседаниях по рассмотрению настоящего дела ИП Кузнецов В.И. пояснял, что крематор, поставленный по договору от 15.01.2013 г., был сломан и не подлежал ремонту, в результате чего осуществлена покупка другого крематора.
Вместе с тем, документов, подтверждающих утилизацию ранее приобретенного крематора, ИП Кузнецовым В.И. не представлено.
В соответствии со справкой МУП "Сервисный центр" от 21.01.2015 г. N 37, письмом исх. N 01/1156 от 20.02.2015 г. администрации муниципального образования "город Усолье-Сибирское" в 2014 г. по заявке ИП Кузнецова В.И. изготовлена 21 могила.
10.06.2015 г. МУП "Сервисный центр" в Иркутское УФАС России представлена информация, согласно которой в 2013 г. по заявкам ИП Кузнецова В.И. изготовлено 5могил, в 2014 г. - 21, в 2015 г. - 4. Стоимость услуг по изготовлению могилы на 2015 г. установлена постановлением администрации г. Усолье-Сибирское и составляет 3 820,45 руб.
В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.3 ст.49 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вопросы обращения с медицинскими отходами урегулированы санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами МП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
СанПин 2.1.7.2790-10 установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и(или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-эпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Пунктом 4.18 указанного СанПиН 2.1.7.2790-10, пунктом 3.11 Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.2882-11, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28,06.2011 N 84 установлено, что патолого-анатомические, органические операционные отходы класса Б (органы, ткани и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на специально отведенном участке кладбища в могилах.
Таким образом, указанными актами предусмотрено 2 способа утилизации медицинских отходов - кремация (сжигание) и захоронение.
Исходя из фактических материалов дела медицинские учреждения Иркутской области осуществляют закупки по выбору исполнителя по оказанию услуг по захоронению отходов органического происхождения, образующихся в результате медицинской деятельности (отходы класса Б), в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Указанные Федеральные законы регулируют отношения, направленные, в том числе на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В качестве способа проведения закупки медицинские учреждения избирают торги в форме аукциона, либо запрос предложений, соответственно, такие способы закупки, при которых по итогам договор заключается с участником, предложившим наименьшую стоимость оказания услуг.
Исходя из содержания заключенных ИП Кузнецовым В.И. с медицинскими учреждениями Иркутской области договоров, исполнитель обязуется выполнить работу по захоронению медицинских отходов, а также оказывать услуги надлежащего качества, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Также в соответствии с заключенными ИП Кузнецовым В.И. договорами с ГБУЗ ИОБСМЭ исполнитель обязуется производить транспортировку и захоронение медицинских отходов на кладбище г. Усолье-Сибирское, помещать отходы (не более 60 кг) в отдельные деревянные ящики (гробы) и отдельные могилы и т.д. В представляемых ИП Кузнецовым В.И. актах выполнения работ по заключенным договорам также указано "захоронение медицинских отходов".
Следовательно, ИП Кузнецов В.И. заключая договоры с медицинскими учреждениями, взял на себя обязанности по захоронению медицинских отходов, а не по их кремации (сжиганию).
Так, согласно представленным медицинскими организациями сведениям ИП Кузнецовым В.И. вывезено медицинских отходов и заключены договоры по захоронению медицинских отходов в следующем объеме:
- 2014 г.: - ОГАУЗ "Ангарский перинатальный центр" - 3123 кг,
- ОГАУЗ ИГПЦ - 2700 кг,
- ГБУЗ ИОКБ - 2430 кг,
- 2015 г.: - ОГАУЗ "Ангарский перинатальный центр" - 590 кг (письмо исх. N 11-05/290 от 19.03.2015 г.),
- ОГАУЗ ИГПЦ - 2340 кг,
- ГБУЗ ИОКБ - 540 кг (письмо исх. от 15.05.2015 г. N 532-и),
- ГБУЗ ИОБСМЭ - 19 вывозов (1 вывоз не более 60 кг), из которых 16 ед. отходов сожжено (письмо исх. от 18.05.2015 г.),
- ГБУЗ ООД - 32 вывоза (письмо исх. от 19.05.2015 г. N 16-юр).
Согласно представленным ИП Кузнецовым В.И. сведениям (письмо вх. N 3255 от 25.03.2015 г.) в 2015 г. вывезено 3920 кг (60 мест) медицинских отходов, из которых 56 мест захоронено путем сжигания в инсинераторе, а 4 места захоронено в могилах на кладбище г. Усолье-Сибирское.
Учитывая вышеизложенное, материалами дела подтверждено, и ИП Кузнецовым В.И. не оспаривается факт утилизации части медицинских отходов по заключенным договорам путем кремации (сжигания), соответственно, невыполнение обязанности по захоронению медицинских отходов в соответствии с договорами, в результате чего поскольку со стороны медицинских учреждений контроль за исполнением ИП Кузнецовым В.И. обязательств по договору не осуществляется, заказчики не обладают информацией о фактически осуществляемых ИП Кузнецовым В.И. с медицинскими отходами.
В ходе рассмотрения настоящего дела Иркутским УФАС России в адрес прокуратуры Иркутской области направлено обращение о необходимости проведения проверки хозяйственной деятельности ИП Кузнецова В.И. по кремации медицинских отходов.
Прокуратурой г. Ангарска в отношении ИП Кузнецова В.И. по законности осуществления деятельности по сжиганию медицинских отходов класса Б совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Управления Роспотребнадзора по Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка по месту осуществления деятельности: г. Ангарск, 126 квартал, строение 9.
По результатам проведения указанной проверки специалистами указанных привлеченных государственных органов подготовлены соответствующие заключения, содержащие следующие выводы:
- Управление Росприроднадзора по Иркутской области: программа производственного экологического контроля, документы, подтверждающие подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности Кузнецова В.И. либо его сотрудников, планы мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ИП Кузнецовым В.И. не представлены, мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях ИП Кузнецовым В.И. не разработаны, паспорт опасного отхода "отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов" ИП Кузнецовым В.И. не разработан, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов и статистическая отчетность 2-ТП за отчетный 2014 г. ИП Кузнецовым В.И. в Управление не представлены. Кроме этого, ИП Кузнецовым В.И. не представлены документы, подтверждающие передачу отходов, подлежащих передаче для дальнейшего использования, обезвреживания и захоронения сторонним организациям, и имеющим лицензию на обезвреживание и размещение отходов 1-4 классов опасности, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 г. и 1 квартал 2015 г. ИП Кузнецовым В.И. не вносилась;
- Управление Роспотребнадзора по Иркутской области: ИП Кузнецовым В.И. не разработан проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не организовано проведение лабораторного производственного контроля за качеством атмосферного воздуха на территории санитарно-защитной зоны и на ее границе, не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта и иные нарушения СанПин 2.1.7.2790-10
Таким образом, осуществление ИП Кузнецовым В.И. кремации медицинских отходов осуществляется в нарушение действующего законодательства РФ путем несоблюдения установленных санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).
Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.
Таким образом, для признания действий какого-либо субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1. наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке;
2. при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые:
- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом;
- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации (достаточно и потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации правонарушения как недобросовестная конкуренция).
Оценив совокупность имеющихся в деле документов, комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ИП Кузнецова В.И. нарушения ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции ввиду нижеследующего.
1. МУП "Ритуал" является хозяйствующим субъектом, осуществляемым деятельность по уничтожению медицинских отходов путем их захоронения, что подтверждается представленными 20.01.2015 г. документами, вследствие чего указанное лицо и ИП Кузнецов В.И. признаются конкурентами на рынке оказания услуг по захоронению медицинских отходов на территории Иркутской области.
2. Медицинские учреждения, осуществляя закупку по выбору исполнителя по захоронению медицинских отходов путем проведения торгов в соответствии с требованиями законодательства РФ, производят анализ ценовых предложений хозяйствующих субъектов на товарном рынке в целях установления начальной (максимальной) цены контракта, при осуществлении закупки путем запроса предложений, либо закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) запрос коммерческих предложений субъектов.
ИП Кузнецов В.И. принимая участие в закупках по захоронению медицинских отходов, проводимых медицинскими учреждениями, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами предлагает наиболее низкие цены, в результате чего признается победителем таких закупок.
При этом предложение ИП Кузнецовым В.И. наиболее низкой цены обусловлено исходя из материалов дела тем, что большую часть медицинских отходов ИП Кузнецов В.И. уничтожает путем кремации по адресу: г. Ангарск, 126 квартал, строение 9, соответственно, не неся каких-либо издержек по транспортировке полученных отходов до кладбища г. Усолье-Сибирское, по оплате услуг МУП "Сервисный центр" за изготовление могил, при этом также осуществляя данную деятельность с нарушением норм законодательства РФ. Тем самым, выражая согласие на участие в закупках по захоронению медицинских отходов и предлагая наиболее низкую стоимость оказания услуг по сравнению с иными субъектами-конкурентами, в том числе МУП "Ритуал", ИП Кузнецов В.И. заведомо рассчитывает на невыполнение обязательств по захоронению медицинских отходов.
Такие действия ИП Кузнецова В.И., по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, не могут быть признаны отвечающими требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку заведомо направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем заключения всех договоров с медицинскими учреждениями Иркутской области, осознавая факт выбора заказчиками исполнителя по оказанию услуг исходя из ценового критерия.
Также данные действия ИП Кузнецова В.И. способны причиняют или способны причинить убытки иным хозяйствующим субъектам-конкурентам, в частности МУП "Ритуал".
Позиция ИП Кузнецова В.И. относительно правомерности кремации медицинских отходов в соответствии с законодательством РФ по условиям заключенных с медицинскими учреждениями договорам, рассмотрена комиссией Иркутского УФАС России и признана несостоятельной, поскольку исходя из фактических обстоятельств индивидуальный предприниматель в рамках указанных договоров взял на себя обязанность по захоронению медицинских отходов, а не их кремации. При этом такие договоры заключены в результате предложения ИП Кузнецовым В.И. наиболее низкой цены, что отвечает потребностям заказчиков, однако фактически обязательства по захоронению отходов по таким договорам не исполняются со стороны индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного, исследовав представленные материалы по делу N 456 от 15.12.2014 г., руководствуясь статьями 14, 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Индивидуального предпринимателя Кузнецова Владимира Ивановича (665301, Иркутская область, р.п. Куйтун, ул. Дачная, 2; ОГРНИП 311381416800048, ИНН 753604323843) нарушившим ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, признаваемых недобросовестных конкуренцией, по оказанию медицинским организациям Иркутской области услуг по захоронению медицинских отходов (класс Б) в нарушение условий заключенных договоров, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причиняющих либо способных причинить убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам, в частности МУП "Ритуал".
2. Выдать ИП Кузнецову В.И. предписание о прекращении совершения действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, путем надлежащего исполнения обязательств в соответствии с заключенными контрактами (договорами) по оказанию медицинским организациям Иркутской области услуг по захоронению медицинских отходов (класс Б), в связи с чем еженедельно в срок до 01.09.2015 г. предоставлять в адрес Иркутского УФАС России:
- копии заключенных (заключаемых) контрактов (договоров) на захоронение медицинских отходов;
- сведения о количестве изготовленных могил для захоронения медицинских отходов, заверенные организацией, содержащей кладбище, с предоставлением копий журнала учета захоронений;
- сведения о количестве медицинских отходов, принятых от медицинских организаций и предназначенных для захоронения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.
4. Копии решения направить сторонам по делу, копию предписания - ответчику по делу.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 166
"06" июля 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 456 от 15.12.2014 г. о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Председатель Комиссии:
"_";
Члены Комиссии:
"_",
"_";
рассмотрев дело N 456 от 15.12.2014 г., возбужденное в отношении ИП Кузнецова В.И. (665301, Иркутская область, р.п. Куйтун, ул. Дачная, 2; ОГРНИП 311381416800048, ИНН 753604323843), по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ввиду совершения действий, признаваемых недобросовестных конкуренцией, по оказанию медицинским организациям Иркутской области услуг по захоронению медицинских отходов (класс Б) в нарушение условий заключенных договоров, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причиняющих либо способных причинить убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам, в частности МУП "Ритуал",
руководствуясь статьей 23, ч.1 ст.14, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 308 от 06.07.2015 г., предписывает:
1. ИП Кузнецову В.И. с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, путем надлежащего исполнения обязательств в соответствии с заключенными контрактами (договорами) по оказанию медицинским организациям Иркутской области услуг по захоронению медицинских отходов (класс Б).
2. О выполнении п.1 настоящего предписания ИП Кузнецову В.И. еженедельно в срок до 01.09.2015 г. представлять в адрес Иркутского УФАС России следующую информацию (надлежащим образом заверенные копии документов):
- копии заключенных (заключаемых) контрактов (договоров) на захоронение медицинских отходов;
- сведения о количестве изготовленных могил для захоронения медицинских отходов, заверенные организацией, содержащей кладбище, с предоставлением копий журнала учета захоронений;
- сведения о количестве медицинских отходов, принятых от медицинских организаций и предназначенных для захоронения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 308 (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016