Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 3 июля 2015 г. N 25-14.32Ч.1/15
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу N 25-14.32ч.1/15 об административном правонарушении от 03 апреля 2015 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <_> в отношении закрытого акционерного общества "Облпромресурс" (620137, г. Екатеринбург, ул. Гагарина, д. 5 "б"; ОГРН 1046605211839, ИНН 6674142901, КПП 667001001), реорганизованного в общество с ограниченной ответственностью "Облпромресурс" (620137, г. Екатеринбург, ул. Гагарина, д. 5 "б", оф. 206; ОГРН 11566700000123, ИНН 6670265236, КПП 667001001; далее - Общество; ЗАО "Облпромресурс"), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя Общества - Генерального директора Общества <_> надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела N 25-14.32ч.1/15 об административном правонарушении, которому разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, и иные процессуальные права и обязанности в соответствии с КоАП РФ (определение от 25.02.2015, протокол от 03.04.2015, определение от 03.04.2015, определение от 05.05.2015), исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, установил:
Челябинским УФАС России 06 августа 2014 года оглашено решение по делу N 06-07/14 о нарушении Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (далее - Управление) и Обществом антимонопольного законодательства.
Решение по указанному делу изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 года. Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
В результате рассмотрения данного дела признано противоречащим статье 16 Закона о защите конкуренции соглашение между Управлением и Обществом, выраженное, в том числе, в муниципальном контракте N 34/11 от 03.11.2011 (далее - Контракт), заключенном между Управлением и Обществом без проведения конкурентных процедур, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещении муниципального заказа, поскольку создает отдельному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по Контракту по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такой муниципальный заказ, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
Из материалов дела N 06-07/14 следует, что 09.09.2011 Администрация Чебаркульского городского округа Челябинской области (далее - Администрация) и Управление объявили о проведении Аукциона путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону составила 493 747 380, 00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.10.2011 N 124-Э/11 на участие в Аукционе поступило 5 заявок от участников размещения заказа, которые решением аукционной комиссии допущены к участию в Аукционе. В протоколе подведения итогов Аукциона от 12.10.2013 N 124-Э/11 указано, что на основании решения аукционной комиссии Аукцион признан несостоявшимся в связи с несоответствием вторых частей поданных заявок документации об Аукционе.
Между тем, решением Челябинского УФАС России N 264-ВП/2013 по результатам проведения внеплановой проверки (исх. N 134/09 от 13.01.2014) установлено, что аукционная комиссия в нарушение частей 1, 2, пункта 1 части 6 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) неправомерно признала вторую часть заявки участника размещения заказа ООО "СтройОптимум", не соответствующей требованиям документации об аукционе, нарушила права и законные интересы данного участника размещения заказа, что привело к признанию Аукциона несостоявшимся, неэффективному расходованию бюджетных средств (в случае заключения контракта с ООО "СтройОптимум" экономия бюджетных средств по результатам Аукциона составила 29 624 842 рубля 80 копеек), заключению муниципального контракта заказчиком по предмету Аукциона без проведения торгов по пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу N 13 заседания оперативной группы Комиссии по Чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Чебаркульского городского округа (далее - Комиссия по ЧС и ОПБ) "Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) на территории Чебаркульского городского округа (ЧГО) по обеспечению населения IV очередь строительства очистных сооружений канализации в городе Чебаркуле по предупреждению ЧС" от 31.10.2011 Комиссия по ЧС и ОПБ установила, что Аукцион (извещение N 03693000008411000379) признан несостоявшимся, муниципальный контракт не заключен, проведение повторного Аукциона нецелесообразно, поскольку приведет к удорожанию работ, невозможности выполнения работ, предусмотренных графиком производства, и освоению финансовых средств в 2011 году, избрала в качестве подрядчика ЗАО "Облпромресурс".
На основании указанного протокола Комиссии по ЧС и ОПБ Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО Чебаркульский городской округ" заключило муниципальный контракт N 34/11 от 03.11.2011 с ЗАО "Облпромресурс" на сумму 493 747 380, 00 рублей без проведения торгов, то есть по начальной цене Контракта, установленной документацией об Аукционе.
Дополнительным соглашением N 1 к указанному контракту от 22.12.2011 по соглашению сторон изменены условия контракта, изложенные в пункте 3.2 контракта - предусмотрено предоставление ЗАО "Облпромресурс" предоплаты на приобретение Установок УФ-обеззараживание.
Дополнительным соглашением N 2 к контракту от 10.04.2012 внесены изменения в наименование заказчика (в соответствии с постановлением Главы Чебаркульского городского округа от 22.12.2011 N 1231), а также в пункты 3.1, 11.1 заключенного контракта - в текст контракта включены сроки выполнения работ в соответствии с финансированием на 2012 год, установлена сумма предоставляемого обеспечения в размере 951 050,00 рублей.
Дополнительным соглашением N 3 к контракту от 03.09.2012 внесены изменения в пункты 3.1., 11.1. контракта - указана стоимость работ, подлежащих оплате в 2012 году, с указанием источников и размеров финансирования, установлена сумма обеспечения в размере 2 323 730,00 рублей.
Предметом муниципального контракта является выполнение подрядных работ, включающих строительно-монтажные и пусконаладочные работы, комплектацию материалами и оборудованием, прочие работы, и ввод объекта в эксплуатацию (далее - работы) по объекту "IV очередь строительства очистных сооружений канализации в городе Чебаркуле". Срок действия договора установлен с 03.11.2011 по 02.09.2013 в соответствии с планом-графиком работ.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться:
1) путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, во всех случаях размещение заказа осуществляется путём проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объёме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы.
К обстоятельствам непреодолимой силы относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.д.) общественные явления (гражданские войны, забастовки и тому подобное), которые нарушают нормальную работу транспорта, связи и прочее, а также случаи воздействия государственных органов и монопольных организаций.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона. Комиссия по ЧС и ОПБ не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе размещения заказа (статья 4 и часть 3 статьи 10 Закона о размещении заказов).
Согласно действующему законодательству Российской Федерации о размещении заказов, муниципальный заказ признается размещенным со дня заключения муниципального контракта (часть 1 и 4 статьи 9 и статья 5 Закона о размещении заказов).
Соответственно выбор исполнителя работ осуществляется заказчиком посредством заключения контракта. Тогда как в рассматриваемом случае Комиссия по ЧС и ОПБ приняла решение о заключении контракта на выполнение работ по Объекту именно с ЗАО "Облпромресурс", о чем указано в протоколе заседания Комиссии по ЧС и ОПБ от 31.10.2011 N 13. На основании изложенного, Комиссия по ЧС и ОПБ не вправе принимать решения о заключении муниципальным заказчиком Контракта путем размещения заказа у единственного поставщика.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Администрации в лице Комиссии по ЧС и ОПБ, выразившиеся в принятии решения о заключении Контракта без проведения конкурентных процедур, могут привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции при размещении муниципального заказа, создают отдельному хозяйствующему субъекту (ЗАО "Облпромресурс") необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения муниципального заказа по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке и способных выполнить такой заказ, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела следует, что фактически заключение Контракта без проведения торгов обусловлено срочностью выполнения работ ввиду необходимости освоения бюджетных средств, выделенных на 2011 год по федеральной программе "Чистая вода", что подтверждается также пояснениями сторон.
При этом указанные обстоятельства не могут являться основанием для заключения муниципального контракта без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, поскольку такие обстоятельства не являются обстоятельствами непреодолимой силы. Более того, Комиссия по ЧС и ОПБ приняла решение о заключении муниципального контракта именно с ЗАО "Облпромресурс", о чем указано в Протоколе от 31.10.2011 N 13. Доказательства направления предложений о заключении Контракта иным хозяйствующим субъектам в материалах дела отсутствуют.
Следует отметить, что муниципальный заказчик (Управление) не направлял в Главное контрольное управление Челябинской области обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе с ЗАО "Облпромресурс", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 40 Закона о размещении заказов, Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 N 124 "Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)", то есть не воспользовался правом на заключение контракта в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов при наличии достаточных сроков (протокол подведения итогов от 12.10.2011, контракт заключен 03.11.2011, срок согласования - 10 рабочих дней).
Заключение муниципального контракта на основании решения Главного контрольного управления Челябинской области позволило бы заключить контракт на условиях документации об аукционе с лицом, отвечающим требованиям документации об аукционе и действующего законодательства Российской Федерации, при невозможности дальнейшего изменения условий контракта при его заключении и исполнении. Таким образом, муниципальным заказчиком не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
Напротив, в результате заключения муниципального контракта по пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов без проведения торгов, без согласования с Главным контрольным управлением Челябинской области и не на условиях документации об Аукционе, а также в результате заключения дополнительных соглашений к Контракту ЗАО "Облпромресурс" было освобождено от обязанности предоставления обеспечения исполнения контракта в размере 49 374 738, 00 рублей, ряда санкций, например, за срыв срока ввода объекта в эксплуатацию (пункт 12.2 проекта муниципального контракта документации об Аукционе), получило предоплату (аванс) в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 22.12.2011 к Контракту, которая не была предусмотрена условиями проекта муниципального контракта документации об Аукционе и заключенного контракта (пункт 3.2).
Следует отметить, что заключенный Контракт в пункте 13.3.1.1 предусматривает право заказчика и подрядчика в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть контракт, что в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов было запрещено до 07.06.2013 и не предусмотрено проектом муниципального контракта в документации об Аукционе.
Разместив заказ у единственного подрядчика, Заказчик нарушил требования частей 4, 4.2 статьи 10, пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, поскольку с учетом требований законодательства о размещении заказов, а также суммы размещаемого заказа, заказчик обязан был предпринять меры по размещению заказа в форме открытого аукциона в электронной форме, что привело к нарушению порядка размещения заказов, созданию преимущественного положения ЗАО "Облпромресурс" при заключении контракта по предмету размещаемого заказа, ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к возможности выполнения муниципального заказа, неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку контракт заключен по начальной (максимальной) цене контракта, а не по цене, предложенной ЗАО "Облпромресурс" по итогам Аукциона (461 653 800, 3 рублей).
Действия Управления, выразившиеся в заключении муниципального контракта без проведения конкурентных процедур, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещении муниципального заказа, созданию отдельному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению указанных работ, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Челябинское УФАС России отмечает, что, как установлено в решении Челябинского УФАС России N 264-ВП/2013 по результатам проведения внеплановой проверки от 26.12.2013, вторая часть заявки ЗАО "Облпромресурс" на участие в Аукционе фактически не соответствовала требованиям документации об Аукционе, поскольку в представленном свидетельстве N С-0377 о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 04.06.2010 отсутствует указание на стоимость работ, которые общество может выполнять по одному договору (не превышает (составляет) пятьсот миллионов рублей).
Вторая часть заявки ЗАО "Облпромресурс" также не соответствует требованиям документации об Аукционе, поскольку в свидетельстве N С-0377 от 04.06.2010 о допуске к работам указанного участника размещения заказа отсутствуют допуск к следующим выдам работ, указанным в разделе 16 Информационной карты документации об Аукционе, а именно: 33.1, 33.2.1, 33.4, 33.5, 33.6, 33.7.
Таким образом, ЗАО "Облпромресурс" не могло стать победителем Аукциона и не имело возможности получить доступ к проведению работ на Объекте по муниципальному контракту в случае заключения Контракта по результатам проведения торгов.
Кроме того, свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 0377.05-2010-6674142901-С-146, предусматривающее возможность выполнения Обществом работ 33.2.1, 33.4, 33.6, получено Обществом только 11.11.2011, то есть после заключения Контракта.
Следует отметить, что при проведении Аукциона аукционной комиссией неправомерно не допущена к участию в торгах заявка ООО "СтройОптимум", предложившего меньшую стоимость работ, чем стоимость Контракта, которое могло стать единственным участником Аукциона и заключить муниципальный контракт.
Челябинское УФАС России также отмечает, что на участие в Аукционе было подано 5 заявок. Однако предложение о заключении Контракта направлено только в адрес ЗАО "Облпромресурс". Доказательства направления подобных предложений в адрес иных хозяйствующих субъектов, в том числе участников Аукциона, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, указанные выше действия Администрации и Управления, в том числе по принятию решения о заключении муниципального контракта с определенным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур, его заключение и внесение изменений в муниципальный контракт, создающих Обществу дополнительные преимущества по выполнению работ на Объекте по сравнению с условиями, предоставление которых предполагалось по результатам проведения Аукциона, заключение муниципального контракта с хозяйствующим субъектом, не обладающим допуском к выполнению требуемых видов работ на момент заключения Контракта, свидетельствуют о заинтересованности Администрации и Управления в привлечении к проведению предусмотренных муниципальным контрактом работ именно ЗАО "Облпромресурс".
Обществом в свою очередь не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения муниципального контракта, заключаемого без проведения конкурентных процедур, ввиду его противоправности. Согласно пояснениям ЗАО "Облпромресурс", Общество не располагало документами и информацией, помимо протокола заседания Комиссии по ЧС и ОПБ N 13 от 31.10.2011, подтверждающими наличие непреодолимой силы, вследствие которой у Управления возникла потребность в производстве работ на Объекте, допускающими в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов возможность заключить рассматриваемый муниципальный контракт с единственным исполнителем, правовая оценка указанным в протоколе причинам заключения Контракта без проведения торгов Обществом не давалась.
Таким образом, соглашение между Управлением и ЗАО "Облпромресурс", выраженное в том числе в Контракте N 34/11 от 03.11.2011, заключенном между Управлением и ЗАО "Облпромресурс" без проведения конкурентных процедур, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещении муниципального заказа, поскольку создает отдельному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по Контракту по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такой муниципальный заказ, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных муниципальным контрактом, и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции.
Правомерность решения Челябинского УФАС России по делу 06-07/14 подтверждается решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2015 по делу N А76-28818/2014, оставленным без изменения Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по тому же делу.
Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Объективную сторону рассматриваемого состава административного правонарушения образуют признанные недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством действия лиц, поименованных в статье 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Должностным лицом антимонопольного органа установлено, что у Общества отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Общество имело возможность не заключать Контракт и, соответственно, не выполнять работы, предусмотренные Контрактом, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения антимонопольного законодательства, в материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены. Обществом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Следовательно, Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего соблюдения антимонопольного законодательства. Кроме того, Общество является профессиональным участником рынка и ранее принимало участие в торгах на право выполнения работ, предусмотренных Контрактом, ввиду чего ему было известно или должно быть известно о требованиях, предъявляемых к процедуре заключения муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд.
Общество должно было осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, то есть противоправный характер своих действий, могло предвидеть наступление возможных вредных последствий.
Таким образом, обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении административного правонарушения, не установлено.
На основании изложенного, в указанных действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Контракт между Обществом и Управлением заключен в городе Чебаркуль Челябинской области 03.11.2011. Таким образом, местом совершения административного правонарушения является город Чебаркуль Челябинской области, временем совершения административного правонарушения - 03.11.2011.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу N 06-07/14, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства ЗАО "Облпромресурс", изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 года, соответственно, срок привлечения к административной ответственности истекает 08 августа 2015 года.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое деяние в качестве малозначительного.
Расчет размера административного штрафа произведен на основании данных о финансово-хозяйственной деятельности Общества, запрошенных определением Челябинского УФАС России от 25.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении N 25-14.32ч.1/15, проведении административного расследования и об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, а также определением Челябинского УФАС России от 03.04.2015 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 25-14.32ч.1/15 и об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, и представленных Обществом (вх. N 9712 от 29.06.2015), а именно:
- информация о сумме выручки от выполнения подрядных работ, включающих строительно-монтажные, пуско-наладочные работы, комплектацию материалами и оборудованием, а также прочие работы, и вводу объектов в эксплуатацию на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области за 2013 год;
- информация о сумме выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) без учета НДС за 2013 год.
Товарным рынком, на котором совершено правонарушение, является рынок выполнения подрядных работ, включающих строительно-монтажные, пуско-наладочные работы, комплектацию материалами и оборудованием, а также прочие работы, и вводу объектов в эксплуатацию на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области.
Календарным годом, предшествующим году, в котором было выявлено административное правонарушение, является 2013 год.
Согласно представленной Обществом информации совокупная сумма выручки, полученная Обществом от реализации всех товаров, работ, услуг за 2013 год без учета НДС составила 31 338 142 рубля. Сумма выручки, полученная Обществом в 2013 году от осуществления подрядных работ по Объекту и сумма выручки, полученная Обществом в 2013 году от осуществления подрядных работ на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области составила 11 123 470 рублей.
Максимальный штраф составляет 1 668 520 рублей 50 копеек = 11 123 470, 00*0,15.
Минимальный штраф составляет 111 234 рубля 70 копеек = 11 123 470, 00*0,01.
Базовый штраф определяется как сумма минимального размера административного штрафа и половины разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершенное Обществом административное правонарушение, и составляет 889 877 рублей 60 копеек = 111 234,70 рублей + (1 668 520,50 рублей - 111 234,70 рублей)/2.
Таким образом, размер суммы базового штрафа за совершенное Обществом административное правонарушение составляет 889 877 рублей 60 копеек.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России учтено, что лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них, что предусмотрено пунктом 1 примечания 3 к статье 14.32 КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Каждое из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитывается при исчислении размера административного штрафа в размере одной восьмой разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, и составляет 194 660 рублей 73 копейки = (1 668 520,50 рублей - 111 234,70 рублей)/ 8.
Размер обстоятельств, смягчающих ответственность, составляет 194 660 рублей 73 копейки = 194 660,73 рублей*1, где 1 - количество обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность. С учетом этого размер применяемого штрафа за правонарушение, совершенное Обществом составляет 695 216 рублей 88 копеек = 889 877,60 рублей - 194 660,73 рублей.
Таким образом, размер административного штрафа, который подлежит наложению на Общество за совершенное административное правонарушение, составляет 695 216 рублей 88 копеек.
На рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении Генеральным директором Общества даны пояснения о том, что на счетах Общества отсутствуют денежные средства. В отношении Общества возбуждены исполнительные производства, на счета наложен арест, что подтверждается распечаткой с официального сайта Федеральной службы судебных приставов. В настоящее время Общество предпринимает попытки к взысканию денежных средств по задолженности муниципальных образований по оплате выполненных работ. Представитель Общества просит учесть указанные обстоятельства при назначении административного наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом изложенных обстоятельств и положений статьи 4.1 КоАП РФ должностное лицо Челябинского УФАС России считает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и назначить Обществу минимальную штрафную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Облпромресурс" (ранее - закрытое акционерное общество "Облпромресурс") виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Облпромресурс" (ранее - закрытое акционерное общество "Облпромресурс") к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75758000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России) банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа Обществу предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2015 г. N 25-14.32Ч.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016