Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 4-05/18 (опубликовано 2 марта 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", в присутствии представителя ООО "Атон", установила:
В порядке надзора за соблюдением требований рекламного законодательства отслежена реклама спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", размещенная в журнале "Антенна" (N 2,3, январь 2012 г.).
Согласно рекламному предложению объект рекламирования "Используется в рефлексотерапии для воздействия на биологически активные точки "голода" и "жажды", расположенные на ушной раковине. В результате укалывания этих точек происходит снижение аппетита, быстрее наступает насыщение, что помогает снизить вес и способствует уменьшению объемов. Благодаря этому чувство сытости за завтраком, обедом и ужином наступает быстрее обычного и человек не съедает лишнего, Игла может стоять в ухе до 6 месяцев, затем необходимо сделать перерыв на 1 месяц".
Таким образом, из данной рекламной информации следует, что игла "Дорива", установленная в акупунктурные точки на ушной раковине, эффективно воздействует на процесс снижения веса.
В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, указанной в санитарно-эпидемиологическом заключении (N 77.01.16.963. П 080619.12.06 от 07.12.2006), выданным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, набор игл спортивно-тренировочных акупунктурных "Дорива" имеет область применения в качестве приборов для тренерской работы, то есть, объект рекламирования имеет целевое назначение и предназначен для спортсменов и тренеров.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" главным признаком рекламы является предназначенность для неопределенного круга лиц, потребителей рекламы.
Такой признак означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Реклама акупунктурной иглы "Дорива" публично обнародована в журнале "Антенна", не предназначенном специально для спортсменов и тренеров, поэтому распространение такой неперсонифицированной информации является распространением среди неопределенного круга лиц.
Следовательно, объект рекламирования стимулирует неопределенный круг лиц воспользоваться услугами ООО "Атон", предлагающего использовать иглу "Дорива" для снижения веса.
Вместе с тем, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (N 77.01.16.963. П 080619.12.06 от 07.12.2006) свидетельствует о том, что продукция "Набор игл спортивно-тренировочных "Дорива" соответствует санитарным правилам и нормам - СанПиН 2.4.7.007-93
"Производство и реализация игр и игрушек"
Данный САНПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля" и устанавливает требования безопасности игрушек, предназначенных для детей в возрасте от 14 лет.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (N 77.01.16.963. П 080619.12.06 от 07.12.2006) удостоверяет, что спортивно-тренировочная акупунктурная игла "Дорива" соответствует требованиям СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек" и ГОСТа 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля"
Данная нормативная документация подтверждает, что игла "Дорива" безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, имеет благоприятные органолептические свойства и соответствует гигиеническим требованиям, то есть, предприятие - изготовитель гарантирует выпуск продукции безопасной для здоровья.
Иные свойства акупунктурной иглы "Дорива", описанные в рекламе, в том числе ее способность влиять на снижение веса, не имеют документального подтверждения и не соответствуют нормативной документации.
Запрошенные у рекламодателя в рамках служебного расследования аргументированные доказательства, подтверждающие заявленную в рекламе способность лечебной золотой серьги блокировать голод, жажду и влиять на похудение, а также описание конкретных случаев снижения веса у пациентов в результате применения объекта рекламирования - иглы "Дорива", рекламодателем не представлены (в силу их отсутствия).
Следовательно, реклама спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", распространенная с целью формирования к ней коммерческого интереса, как к средству для похудения за счет способности блокировать голод и жажду, является недостоверной, поскольку не соответствует информации, согласованной при государственной регистрации продукции.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, не допускается.
Таким образом, реклама иглы "Дорива" является ненадлежащей, поскольку свидетельствует о недостоверности рекламных сведений.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона РФ "О рекламе" ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", размещенной в журнале "Антенна" (N 2,3, январь 2012 г.), является ООО "Атон", следовательно, по его вине произошло нарушение части 6 статьи 38 Закона РФ "О рекламе".
В процессе рассмотрения дела на заседании Комиссии представитель ООО "Атон" не согласился с выводами специалистов Хабаровского УФАС России о недостоверности потребительских характеристик иглы "Дорива", поскольку способность объекта рекламирования блокировать голод, жажду и влиять на похудение доказана научными исследованиями.
Кроме того, представитель ООО "Атон" заявил устное ходатайство сделать запрос в ДВ Государственный медицинский университет на предмет получения заключения специалистов о возможности иглы "Дорива" воздействовать на биологически активные точки "голода" и "жажды" и влиять на снижение веса.
Данное ходатайство Комиссией отклонено, поскольку достоверность рекламируемых потребительских свойств товара подтверждается не выводами научных учреждений, а нормативными документами уполномоченного органа - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Так, в соответствии с вышеназванным санитарно-эпидемиологическим заключением Роспотребнадзора, набор игл спортивно-тренировочных акупунктурных "Дорива" имеет область применения не для снижения веса, а в качестве приборов для тренерской работы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", распространенную ООО "Атон" в журнале "Антенна" (N 2,3, январь 2012 г.), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Атон" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01 марта 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 01 марта 2012 г. по делу N 4-05/18 о признании ненадлежащей рекламы спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", распространенной ООО "Атон" в журнале "Антенна" (N 2,3, январь 2012 г.) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Атон" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы спортивно-тренировочной акупунктурной иглы "Дорива", в качестве средства, предназначенного неопределенному кругу лиц для снижения веса, поскольку она нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"
2. ООО "Атон" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15 марта 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 4-05/18 (опубликовано 2 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016