Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 23 июня 2015 г. N 06-10.1/52-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/52-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Компаньон-Аутдор" (далее - ООО "Компаньон-Аутдор") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Компаньон-Аутдор" (ИНН 5503242830, юридический адрес: 644105, г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 97) - <_> (доверенность от 01.04.2015 N 1),
в отсутствие заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя <_> (ИНН 550518506708, адрес регистрации: <_>), извещенного надлежащим образом, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 18.05.2015 был выявлен факт распространения на рекламной конструкции (щит 3х6) N 41Ц рекламного агентства "Компаньон", установленной в районе дома N 67 по улице Красный путь, рекламы: "ОСМ. Омск Сайдинг Монтаж. Кровельные работы. Фасадные работы. Заборы и ограждения. Монтаж в кредит. Гарантия! 48-91-88 8-913-154-2222. Бесплатный выезд на замер".
В рекламе указанного хозяйствующего субъекта помимо рекламы товаров и услуг, реализуемых индивидуальным предпринимателем <_> (кровельные и фасадные работы), привлекается внимание к финансовой услуге - кредиту.
При этом в тексте рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем данную услугу, что является нарушением требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
По определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "Компаньон-Аутдор" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, следовательно, оно несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
На запрос Омского УФАС России ООО "Компаньон-Аутдор" представлена информация, из которой следует, что распространение указанной рекламы осуществлено ООО "Компаньон-Аутдор" на основании договора от 18.03.2015 N 72, заключенного с рекламодателем - ИП <_>
В пояснениях ООО "Компаньон-Аутдор" от 09.06.2015 указано, что "Выражение "Монтаж в кредит" свидетельствует о выполнении работ по монтажу в рассрочку. Иного толкования содержание рекламы не предполагает. Целью рекламы не является продвижение финансовых услуг. В данном случае под кредитом понимается предоставление самим предпринимателем возможности оплатить товар, работу в рассрочку путем совершения периодических платежей в течение определенного договором срока, т.е. имело место предоставление рассрочки платежа, которое отличалось от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией. В связи с этим оплата товара, работ в рассрочку является дополнительным условием договора купли-продажи, подряда одной из форм реализации товара и выполнения работ".
Омское УФАС России не может согласиться с представленными доводами ООО "Компаньон-Аутдор" по следующим основаниям.
Анализ положений Федерального закона "О рекламе" показывает системную связь положений части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.
Как указано в письме ФАС России от 16.12.2011 N АК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" Арбитражными судами" в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.
Поскольку в распространенной рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг в кредит, без указания о каком именно кредите идет речь - товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском, такая информация воспринимается потребителями рекламы как предложение в получении именно банковской услуги (банковского кредита). В данном случае в рекламе отсутствуют существенная информация (сведения) которая позволяла бы сделать вывод о том, что кредит предоставляется хозяйствующими субъектами в форме рассрочки платежа, а не банком, как указывает ООО "Компаньон-Аутдор" в своих пояснениях от 09.06.2015.
В пункте 28 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то такая реклама является ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Реклама ИП <_> размещенная на рекламной конструкции ООО "Компаньон-Аутдор", не содержит информации "рассрочка, отсрочка, товарный кредит, коммерческий кредит". Фраза "Монтаж в кредит" воспринимается обычным потребителем именно как возможность оплаты услуг по монтажу с использованием финансовой услуги - заключением кредитного договора с банком или иной кредитной организацией.
Отсутствие в тексте рекламы сведений о лице, оказывающем финансовую услугу, искажает общий смысл информации, а включение в нее слова "кредит" не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (кровельных и фасадных работ ИП <_>), отсутствие сведений о форме предоставления кредита (банковского, товарного, коммерческого, рассрочки и т.п.) не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей в заблуждение.
Учитывая вышеизложенное, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Компаньон-Аутдор" и ИП <_> руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "ОСМ. Омск Сайдинг Монтаж. Кровельные работы. Фасадные работы. Заборы и ограждения. Монтаж в кредит. Гарантия! 48-91-88 8-913-154-2222. Бесплатный выезд на замер", распространенную ООО "Компаньон-Аутдор" на рекламной конструкции N 41Ц, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Компаньон-Аутдор" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 июня 2015 г. N 06-10.1/52-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016