Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
N 28/03-12-3 (опубликовано 15 марта 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела КРЗ;
Членов комиссии:
Кузнецовой А.М. - главного специалиста отдела КРЗ;
Фокиной Т.Н. - эксперта отдела КРЗ;
Хлебниковой Н.В. - специалиста отдела КРЗ,
в присутствии:
<> - представителей ООО "ВолгоВятПромИмпэкс", по доверенности,
<> - представителей ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "ВолгоВятПромИмпэкс" (Н.Новгород, Московское шоссе, 302/2) на действия заказчика ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (610017, г. Киров, ул. Дерендяева, 77) при размещении заказа способом открытого аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья и подгузников для обеспечения инвалидов в 2012 г. (реестровый N 0240100000212000016), установила
05.03.2012 г. в Кировское УФАС РФ поступила жалоба ООО "ВолгоВятПромИмпэкс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Заказчик) при размещении заказа способом открытого аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья и подгузников для обеспечения инвалидов в 2012 г. (реестровый N 0240100000212000016).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при составлении аукционной документации были допущены нарушения норм действующего законодательства, а именно в технической части абсорбирующее белье: впитывающие простыни (пеленки), прокладки впитывающие (урологические) не содержат требований на соответствие ГОСТ. В отношении подгузников заказчик просит указать "информацию о сертификации" при ее наличии.
Считает, что данные требования нарушают законодательство в сфере охраны здоровья граждан, т.к. подгузники являются средствами реабилитации и в соответствии со ст. 38 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" являются медицинскими изделиями, подлежащими обязательной сертификации (ФЗ "О техническом регулировании" N 184-ФЗ, постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982). На территории РФ требования к образцам медицинских изделий установлены ГОСТ Р 51148-98 "Государственный стандарт РФ. Изделия медицинские. Требования к образцам и документации, представляемым на токсикологические, санитарно-химические испытания, испытания на стерильность и пирогенность" и ГОСТ Р ИСО 10933 "Оценка биологического действия медицинских изделий".
Отсутствие в документации об аукционе требований о соответствии технических средств реабилитации ГОСТ по мнению Заявителя нарушает п.п. 1, 5 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Кроме того, считает, что требования документации об аукционе в части указания объема талии в сантиметрах по подгузникам могут повлечь ограничение количества участников размещения заказа, т.к. указанным характеристикам может соответствовать только продукция одного производителя - компании Белла (подгузники под маркой "Сени"), что нарушает ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Сообщил, что в зависимости от производителя размер подгузника определяется по талии, бедрам или по линии, которая проходит чуть ниже талии, по наиболее выступающим точкам живота, и соответствует специальным общепринятым обозначениям - XS, S, M, L, XL.
В разъяснении (от 01.03.2012 N 01-24/12/3612) Заказчик обосновал указание объема талии наличием индивидуальных программ реабилитации (ИПР) инвалидов, однако, ИПР инвалидов содержат только размер изделия в виде порядкового номера и/или латинской буквы (напр. "2-М"). Сообщил, что объемы талии в ИПР не указываются, приложив подтверждающие документы.
Просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст. 60 Закона о размещении заказов Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены копии документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, письменные пояснения по жалобе. Заключение государственного контракта приостановлено на основании ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Заказчик представил запрошенные документы и письменные пояснения по существу жалобы.
Письменно пояснил, что 21.02.2012 на официальном сайте государственных и муниципальных закупок www.zakupki.gov.ru была размещена аукционная документация на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья и подгузников для обеспечения инвалидов в 2012 г. (реестровый N 0240100000212000016).
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" абсорбирующее белье и подгузники являются медицинскими изделиями. Часть 8 указанной статьи определяет, что в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 подтверждение соответствия на медицинские изделия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Считает, что регистрационное удостоверение на изделия медицинского назначения, выданное в установленном порядке, подтверждает проведенные технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания и экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий. Предусмотренное в документации об аукционе наличие регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, является достаточным подтверждением качества и безопасности закупаемого товара.
Сообщает, что ГОСТ Р 51148-98 не содержит никаких требований, относящихся непосредственно к характеристикам подгузников и абсорбирующего белья.
Пояснил, что техническое задание сформировано исходя из имеющейся у инвалидов потребности в технических средствах реабилитации, которая определена поступающими к Заказчику индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Считает, что в соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе разработана Заказчиком в соответствии с его потребностями.
Сообщил, что требование Заявителя о включении в документацию указания на обязательное предоставление участниками размещения заказа реквизитов регистрационных удостоверений, а также сертификатов соответствия противоречит ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов. Требование о включении указания на возможность поставки продукции с отклонением от заданного объема в пределах 10 % является надуманным и законодательно не установленным.
Просит в удовлетворении жалобы отказать.
При рассмотрении жалобы проводится внеплановая проверка данного размещения заказа на основании ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов.
На заседании комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Заказчика поддержала доводы, изложенные в письменном пояснении.
Заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные документы, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов аукционная документация должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам. При этом не допускается требовать предоставления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством РФ указанные документы передаются вместе с товаром.
21.02.2012 на официальном сайте государственных и муниципальных закупок www.zakupki.gov.ru была Заказчиком размещена аукционная документация на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья и подгузников для обеспечения инвалидов в 2012 г. (реестровый N 0240100000212000016).
Абсорбирующее белье и подгузники относятся к изделиям медицинского назначения, которые предназначены для реабилитации, следовательно, подлежат государственной регистрации в соответствии с административным регламентом Росздравнадзора, утвержденным приказом Минздрава от 30.10.2006 N 735.
Согласно ч. 8 ст. 38 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" регистрационные удостоверения, выданные в установленном порядке, подтверждают проведение технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий.
Кроме того, Закон о размещении заказов не предусматривает обязательность указания в документации об аукционе ГОСТов.
Предусмотренная в п. 6.1.4. Проекта государственного контракта обязанность поставщика представить Заказчику регистрационные удостоверения и сертификаты либо декларации соответствия на поставляемый товар, свидетельствует о проверке данного товара Заказчиком на соответствие требованиям законодательства РФ. Данный пункт контракта соответствует п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Довод Заявителя о том, что отсутствие в документации ссылки на ГОСТ Р 51148-98 и ГОСТ Р ИСО 10933 приведет к поставке некачественного товара не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, комиссия считает обоснованным довод Заявителя о недопустимости указания в технической части аукционного задания требований к поставляемому товару (подгузникам) в части минимальных и максимальных размеров объема талии.
Из представленных Заявителем документов следует, что 27.03.2008 г. письмом N 01-14/12/7011 Заказчик обращался в ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области" с просьбой указывать в индивидуальных программах реабилитации впитывающие характеристики и размер абсорбирующих изделий, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.05.2008 N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" (копия прилагается).
Данная просьба была доведена ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области" письмом от 02.04.2008 г. N 02-20/30-45 до Главного бюро МСЭ и его филиалов (копия прилагается).
Согласно письму ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кировской области" от 28.12.2011 г. N 02-20-31/485 индивидуальные параметры инвалида в ИПР не указываются (копия прилагается).
Таким образом, довод Заказчика о том, что техническое задание сформировано исходя из имеющейся у инвалидов потребности в технических средствах реабилитации, которая определена индивидуальными программами реабилитации инвалидов не находит своего подтверждения.
В представленных Заявителем копиях ИПР не содержатся сведения об объеме талии инвалида, а указаны размеры подгузников (например N 2, N 2-М).
Согласно информации с сайтов производителей подгузников размер изделия указывается в виде порядкового номера и/или латинской буквы (http://seni.ru).
Указанные в техническом задании аукционной документации минимальные и максимальные значения объема талии инвалида не являются потребностью Заказчика, следовательно, установлены с нарушением ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В ходе проведения внеплановой проверки других нарушений Закона о размещении заказов не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 17, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия решила
1. Признать жалобу ООО "ВолгоВятПромИмпэкс" на действия заказчика ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ при размещении заказа способом открытого аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья и подгузников для обеспечения инвалидов в 2012 г. (реестровый N 0240100000212000016) частично обоснованной.
2. Выдать ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов.
3. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 ФЗ Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
<_>
13.03.2012
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела КРЗ,
Членов комиссии:
Кузнецовой А.М. - главного специалиста-эксперта отдела КРЗ,
Фокиной Т.Н. - эксперта отдела КРЗ,
Хлебниковой Н.В. - специалиста отдела КРЗ,
на основании своего решения от 13.03.2012 года по делу N 28/03-12-з о нарушении Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предписывает:
1. ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (610017, г. Киров, ул. Дерендяева, 77) в срок до 20.03.2012 г.:
- внести изменения в п. 1 "Подгузники для взрослых" части III. Техническая часть документации открытого аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья и подгузников для обеспечения инвалидов в 2012 г. (реестровый N 0240100000212000016), исключив объемы талии в пределах минимальных и максимальных размеров, и, установив размеры изделий согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов;
- продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов;
- вернуть все поступившие заявки на участие в данном аукционе.
2. Информацию об исполнении данного предписания представить в Кировское УФАС России до 26.03.2012 г.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 ФЗ Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии И.Н.Фуфачева
Члены комиссии А.М.Кузнецова
Т.Н. Фокина
Н.В.Хлебников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области N 28/03-12-3 (опубликовано 15 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016