Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N СЮ 05-03/2013-184 (опубликовано 3 февраля 2014 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии "_ - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, члены Комиссии: "_" - начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, "_" - старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует),
рассмотрев дело N СЮ 05-03/2012-184 о нарушении ООО "Удмуртские коммунальные системы" (426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 11, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей ответчика - ООО "Удмуртские коммунальные системы" - "_" доверенность N 2Д-618 от 08.05.2013 года, "_" доверенность N 06-12/50 от 18.10.2013 года,
в присутствии заинтересованного лица - ООО "Единая УК" - "_" доверенность б/н от 11.09.2013 года,
в отсутствии заявителя - "_" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N СЮ 05-03/2013-184 о нарушении антимонопольного законодательства (копия определения о назначении указанного дела получена лично), установила:
27.09.2013 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление "_" (вх. N 7558 от 27.09.2013 года) на действия ООО "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС"), выразившиеся в неподаче в жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192 в срок, установленный постановлением Администрации г. Ижевска N 1131 от 17.09.2013 года "О начале отопительного периода в городе Ижевске", тепловой энергии.
Постановлением Администрации г. Ижевска N 1131 от 17.09.2013 года "О начале отопительного периода в городе Ижевске" (далее - постановление Администрации г. Ижевска N 1131) ООО "УКС" было предписано начать подачу теплоносителя на объекты социальной сферы и жилищный фонд г. Ижевска не позднее 18.09.2013 года.
Однако, на момент подачи заявления "_" о нарушении антимонопольного законодательства в Удмуртское УФАС России (27.09.2013 года) подача тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192, не осуществлена.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии по отношению к жителям жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО "Удмуртские коммунальные системы", выразившиеся в нарушении сроков подачи тепловой энергии, установленных постановлением Администрации г. Ижевска N 1131, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях ООО "Удмуртские коммунальные системы" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России N 392 от "26" ноября 2013 года "О возбуждении дела N СЮ 05-03/2013-184 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело N СЮ 05-03/2013-184. Определением о назначении дела N СЮ 05-03/2013-184 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.11.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 23.01.2014 года в 09 часов 30 минут.
На заседании Комиссии представители ответчика пояснили, что ООО "УКС" произвел запуск отопления на ЦТП (обеспечил нагрев и циркуляцию теплоносителя) 20.09.2013 года. Тепловая энергия в жилом дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192 была включена специалистами ООО "УКС" 23.09.2013 года, о чем свидетельствует акт от 23.09.2013 года. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия. В период с 17.09.2013 года до 23.09.2013 года температура наружного воздуха в г. Ижевске варьировалась в диапазоне от 9,3 до 11,6 градусов по Цельсию.
На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица - ООО "Единая УК" пояснил, что 23.09.2013 года была осуществлена подача теплоносителя в жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192. 24.09.2013 года произошел порыв трассы отопления, в связи с чем отопление в указанном жилом доме было отключено. После устранения порыва подача теплоносителя была возобновлена 02.10.2013 года.
Рассмотрев представленные "_", ООО "УКС", ООО "Единая УК" материалы и документы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
01.07.2012 года между ООО "Удмуртские коммунальные системы" и ООО "Единая управляющая компания" заключен договор теплоснабжения N К5305 снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг (далее - Договор N К5305). Жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192 включен в перечень объектов потребителя и субабонентов (приложение N 3 к Договору N К5305).
15.07.2013 года между ООО "УКС" и ООО "Единая УК" заключено Соглашение о расторжении договора теплоснабжения N К5305 от 01.07.2012 года (далее - Соглашение).
Согласно пункту 2 Соглашения дата расторжения договора - 01.09.2013 года.
С 01.09.2013 года ООО "Единая УК" перестает быть исполнителем коммунальных услуг, ООО "УКС" становится исполнителем коммунальных услуг по отоплению и ГВС и приобретает право производить начисления и сбор денежных средств за коммунальные услуги по отоплению и ГВС для всех жилых и не жилых помещений, а так же мест общего пользования для всех домов, выбравших ООО "Единая УК" в качестве управляющей компании (пункт 4 Соглашения).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 354 если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Организация обеспечения теплоснабжения на территории муниципальных образований относится к полномочиям органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", полномочия органов местного самоуправления определять дату начала отопительного сезона предусмотрены и пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Таким образом, Администрация г. Ижевска является органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством определять сроки начала отопительного периода.
17.09.2013 года Администрацией г. Ижевска издано постановление N 1131 "О начале отопительного периода в городе Ижевске".
Пунктом 1 постановления Администрации г. Ижевска N 1131 было разрешено начать подачу теплоносителя на объекты социальной сферы и жилищный фонд города Ижевска не позднее 18 сентября 2013 года.
ООО "УКС" обеспечить циркуляцию теплоносителя по квартальным сетям от всех ЦТП и котельных города Ижевска для своевременной подачи тепловой энергии для нужд отопления потребителям (пункт 2 постановления Администрации г. Ижевска N 1131).
Согласно пункту 4 постановления Администрации г. Ижевска N 1131 организациям, осуществляющим управление и обслуживание многоквартирных домов начать включение отопления в домах в соответствии с Правилами N 354, постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Поскольку договор теплоснабжения N К5305 от 01.07.2012 года расторгнут и ООО "УКС" с 01.09.2013 года стало исполнителем коммунальных услуг по отоплению и ГВС и приобрело право производить начисления и сбор денежных средств за коммунальные услуги по отоплению и ГВС для всех жилых и не жилых помещений, а так же мест общего пользования для всех домов, выбравших ООО "Единая УК" в качестве управляющей компании, то ООО "УКС" должно руководствоваться актами уполномоченного органа, а именно постановлением Администрации г. Ижевска N 1131.
ООО "УКС" был представлен акт от 23.09.2013 года, составленный представителями ООО "УКС", ООО "Единая УК", согласно которому 23.09.2013 года было произведено включение отопления на жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192.
Кроме того, о начале подачи теплоносителя в жилой дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192 свидетельствует ведомость учёта параметров теплопотребления с 15.09.2013 года по 14.10.2013 года.
В материалы дела ООО "УКС" была представлена информация о среднесуточной температуре наружного воздуха в г. Ижевске, согласно которой температура воздуха составляла:
18.09.2013 года + 9,3 градусов Цельсия,
19.09.2013 года + 9,9 градусов Цельсия,
20.09.2013 года + 9,8 градусов Цельсия,
21.09.2013 года + 10,2 градусов Цельсия,
22.09.2013 года + 11,6 градусов Цельсия,
23.09.2013 года + 10,8 градусов Цельсия.
Температура наружного воздуха в г. Ижевске ниже 8 градусов Цельсия установилась только с 26.09.2013 года.
Таким образом, поскольку постановлением Администрации г. Ижевска N 1131 императивно не предписано ООО "УКС" начать отопительный сезон в г. Ижевске с 18.09.2013 года, а также учитывая, что наружная температура воздуха в г. Ижевске в спорный период не была ниже 8 градусов Цельсия, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО "Удмуртские коммунальные системы" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, из представленной ООО "УКС" ведомости учёта параметров теплопотребления с 15.09.2013 года по 14.10.2013 года Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено, что в период с 25.09.2013 года по 01.10.2013 года в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 192 отсутствовала тепловая энергия.
Представители ООО "УКС" на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России пояснили, что в период с 23.09.2013 года по 01.10.2013 года ООО "УКС" каких-либо отключений, либо закрытия задвижек по спорному дому не производило.
Представитель ООО "Единая УК" пояснил, что в связи с проведением ремонтных работ в подвале указанного жилого дома тепловая энергия была отключена. Вместе с тем, каких-либо доказательств проведения указанных ремонтных работ ООО "Единая УК" в материалы настоящего дела не представляло.
С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым направить материалы настоящего дела в Государственную жилищную инспекцию при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики для дачи оценки правомерности действий ООО "Единая УК".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, статьей 49 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339 Комиссия, решила:
1. Производство по делу в отношении ООО "Удмуртские коммунальные системы", по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N СЮ 05-03/2013-184 (опубликовано 3 февраля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016