Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-91/2015 (опубликовано 1 июля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
Членов Комиссии: "<_>",
в отсутствии:
- представителя заявителя: ООО "Глобал Мониторинг", надлежащем образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
в присутствии:
- представителей ответчика: ООО "ГазпромДобычаОренбург"- "<_>" (доверенность N"<_>"), "<_>" (доверенность N"<_>"),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глобал Мониторинг" на действия общества с ограниченной ответственностью "ГазпромДобычаОренбург" при проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов (N31502384586), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ("<_>") общества с ограниченной ответственностью "Глобал Мониторинг" ("<_>") (далее - ООО "Глобал Мониторинг", заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "ГазпромДобычаОренбург" ("<_>") (далее - ООО "ГазпромДобычаОренбург", ответчик, организатор торгов, заказчик) при проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов (N31502384586).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО "Глобал Мониторинг", Оренбургским УФАС России на основании ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу ("<_>"), информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС http://orenburg.fas.gov.ru/.
Как следует из содержания жалобы ООО "Глобал Мониторинг":
В документации на право заключения договора на оказание услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов в пункте 4.1.29 в качестве требования было указано наличие у участника запроса предложений, лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в рамках контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, предоставляемой на основании ФСТЭК России.
Заявитель считает, что данная лицензия не относится к предмету закупки, и требование о ее предоставлении ограничивает участников запроса предложений.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил пояснения по жалобе ("<_>") и документы, затребованные уведомлением Оренбургского УФАС России ("<_>").
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru) 22.05.2015 г. было опубликовано извещение N31502384586 о проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов.
В п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пп.3.5.1 Документации о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов N 026/15/2.1/0010682/ДОренбург/ЗП/ГОС/Э/ 22.05.2015, утвержденной "<_>" (далее -Документация запроса предложений), установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки обязательным и квалификационным требованиям, а именно копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в соответствии с перечнем, приведенным в информационной карты п.4.1.29.
В соответствии с п.4.1.29 Информационной карты Документации запроса предложений, установлено требование о предоставлении копии лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в рамках контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации, предоставляемой на основании ФСТЭК России.
Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации, предусмотрено Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79. Кроме того, лицензия по данному виду деятельности должна быть выдана Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Представитель ответчика пояснил, что установление данного требования связанно с обработкой персональных данных в соответствии с п.17 Постановления Правительства от 01.11.2012 г. N1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - Постановлении Правительства N1119). В данном нормативном акте предусмотрен контроль за выполнением настоящих требований, который организуется и проводится оператором (уполномоченным лицом) самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Указанный контроль проводится не реже 1 раза в 3 года в сроки, определяемые оператором (уполномоченным лицом).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случев, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования указанного вида деятельности установлен утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п.4 Положения о лицензировании, установлен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств, приведен в приложении.
Исходя из содержания Приложения к Положению о лицензировании, в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств входит деятельность, в том числе: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); передача шифровальных (криптографических) средств.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно извещению N31502384586 и п.4.1.8 Информационной карты Документации запроса предложений, предметом данного запроса предложений является оказание услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов.
Довод представителя ответчика о требование лицензии по осуществлению деятельности по технической защите конфиденциальной информации у участника данных торгов по указанному предмету является несостоятельным по следующим основаниям.
Указанное Постановление Правительства РФ N1119 во исполнение Федерального закона от 27.07.2016 года N152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персо-нальных данных), устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (информационные системы) и уровни защищенности таких данных.
Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.
В соответствии с ч.3 Постановления Правительства РФ N1119, безопасность пер-сональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее - оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее - уполномоченное лицо).
Исходя из содержания п. 17 Постановления Правительства РФ N1119 следует, что все информационные системы должны не реже 1 раза в 3 года проходить аудит на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Постановления Правительства РФ N1119. При этом контроль может проводиться организацией как самостоятельно, так и с привлечением на договорной основе юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно извещению N31502384586 и п.4.1.8 Информационной карты Документации запрос предложений, в рассматриваемых торгах предметом является оказание услуг но установке, проверке, ТО и ремонту тахографов, что не связано с привлечением на договорной основе юридических лиц/индивидуальных предпринимателей для осуществления контроля за выполнением требований, установленных Постановлением Правительства РФ N1119 для нужд опера-тора.
Пояснения представителя ответчика о необходимости предоставления исполнителем по договору отчетов, содержащих персональные данные водителей, и, как следствие, необходимости наличия у таких исполнителей лицензии по технической защите конфиден-циальной информации (ФСТЭК), Комиссия полагает несостоятельными, и противоре-чащими действующему законодательству.
Комиссия считает, что соблюдение исполнителем Закона о персональных данных при подготовке и передаче таких отчетов не требует наличия дополнительных разрешитель-ных документов.
Кроме того, лицензирование деятельности по предмету данных торгов осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик неправомерно установил требование к участникам об обладании лицензии по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК), указанной в п.4.1.29 Документации запроса предложений.
В связи с этим, ООО "ГазпромДобычаОренбург" нарушало требование действующего законодательства, а именно п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ("<_>") общества с ограниченной ответственностью "Глобал Мониторинг" на действия общества с ограниченной ответственностью "ГазпромДобычаОренбург" при проведении запроса предложений по оказанию услуг по установке, проверке, ТО и ремонту тахографов (N31502384586), обоснованной.
Выдать предписание организатору торгов о внесении изменений в Документацию запроса предложений в части исключения обязательного требования по предоставлению лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в рамках контроля защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации предоставляемая на основании ФСТЭК России.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-91/2015 (опубликовано 1 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016