Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-03/2014 (опубликовано 3 февраля 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии - <>
Членов Комиссии: <>
в присутствии:
-заявителя: <> (паспорт)
-представителя заявителя: <> (доверенность от 10.10.2013 г.),
-представителя ответчика: ООО "РЭЦ" - <>(директор, действующий на основании Устава),
рассмотрев жалобу (вх. N 213к от 14.01.2014 г.) на действия организатора торгов ООО "РЭЦ", при проведении торгов имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор", установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба <> (вх. N 213к от 14.01.2014 г.) на действия организатора торгов ООО "РЭЦ", при проведении торгов имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор", путём нарушения организатором торгов порядка размещения информации о проведении торгов.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Обязательность проведения торгов связанных с отчуждением имущества должника установлена Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
В силу пункта 3 ст.139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных ст. 139 данного Закона.
В соответствии с ч. 4. ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В данном случае, с учетом указанных норм Закона о банкротстве, при реализации имущества должника в качестве организатора торгов выступает ООО "РЭЦ" на основании договора поручения N 005/13 от 15.11.2013 г.
Статьей 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и не указан исчерпывающий перечень торгов, на которые распространяются положения данной статьи.
Законодательство Российской Федерации включает в себя совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на действия организатора торгов - конкурсного управляющего имуществом должника, осуществляющим свои полномочия в соответствии с нормами Закона о банкротстве, на действия организатора торгов на основании договора поручения с конкурсным управляющим.
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю и организатору торгов направлены уведомления о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, жалоба размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС по адресу: http://orenburg.fas.gov.ru/.
Как следует из содержания жалобы, в газете Комерсантъ (на сайте http://www.kommersant.ru/ размещено 06.12.2013 г., в печатной версии -07.12.2013 г.) опубликовано объявление о проведении организатором торгов ООО "РЭЦ" торгов имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор" в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже, назначенном на сайте 23.01.2014 г. на 10 час.00 мин. на электронной площадке "Сбербанк - АСТ".
В соответствии с договором поручения N 005/13 от 15.11.2013 г., заключенным с конкурсным управляющим должника ОАО "Платовский элеватор" <>, организатором торгов выступает ООО "РЭЦ".
В заявлении указано, что действия организатора торгов ООО "РЭЦ" нарушают установленный норматитвно-правовыми актами порядок размещения информации о проведении торгов, порядок подачи заявок на участие в торгах.
Заявитель в ходе заседания Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил, что в нарушении ч. 10 ст. 110 Федерального закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" организатором торгов ООО "РЭЦ" нарушен установленный порядок размещения информации о проведении торгов, что свидетельствует о нарушении организатором торгов ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и лишает потенциальных покупателей возможности принять участие в торгах, что оказывает влияние на формирование цены реализации имущества должника и в конечном итоге законные интересы конкурсных кредиторов должника ОАО "Платовский элеватор", попросил признать жалобу обоснованной и выдать предписание об аннулировании торгов, мотивируя тем, что в случае признания торгов несостоявшимися повлечет занижение начальной стоимости имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор".
Ответчик с доводами заявителя не согласился и пояснил, что текст извещения о проведении организатором торгов продажи имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор" в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже согласовывался с конкурсным управляющим, а так же указал, что получив уведомление антимонопольного органа о поступлении жалобы никаких действий по приостановлению торгов во исполнение требований ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не предпринимал.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно извещению о проведении торгов, организатор торгов ООО "РЭЦ" выставил на торги имущественный комплекс ОАО "Платовский элеватор" (Лот N1).
На сайте http://www.kommersant.ru/ размещено 06.12.2013 г., номер 63030068594, в печатной версии опубликовано 07.12.2013 г.
На сайте торговой площадки Сбербанк - АСТ код торгов SBR013-1312060007 лот N 1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса РФ под предприятием, как объектом прав, признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Аналогичные определение дано в пункте 1 статьи 110 Закона о банкротстве.
При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В силу ч. 4 ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В соответствии с ч. 7, 9 ст. 110 Закона о банкротстве торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме, не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника.
В соответствии с ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
- начальная цена продажи предприятия;
- величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
- порядок и критерии выявления победителя торгов;
- дата, время и место подведения результатов торгов;
- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной цифровой подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
В силу ч. 14. cт. 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что информация на сайте торговой площадки Сбербанк - АСТ код торгов SBR013-1312060007 лот N 1 о проведении торгов по продаже имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор" в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже, содержит не правильное наименование юридического лица "Платоновский элеватор" и организационно правовой формы - ЗАО, вместо верного ОАО "Платовский элеватор", данные обстоятельства безусловно вводят в заблуждение потенциальных участников торгов в отношении имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор".
В нарушение п. 1 ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве организатор торгов не указал сведения о составе, характеристиках, описание предприятия ОАО "Платовский элеватор", так в извещении о проведении торгов перечисляются несколько объектов недвижимости без индивидуализирующих признаков, в отношении движимого имущества указана только информация о его количестве - 46 единиц.
В нарушение п. 13 ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве ООО "РЭЦ" не указало сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи при заключении договора купли-продажи предприятия ОАО "Платовский элеватор".
В нарушение ч. 10 статьи 110 Закона о банкротстве проект договора купли-продажи предприятия ОАО "Платовский элеватор" и подписанный электронной цифровой подписью организатора торгов ООО "РЭЦ" договор о задатке не размещен на электронной площадке и не включен в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вместе с тем, комиссия Оренбургского УФАС России признает довод заявителя о неправомерности включения условия о том, что преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку (ст. 222 Закона о банкротстве).
Так как, согласно ч. 2 ст. 222 Закона о банкротстве преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.
Таким образом, ст. 222 Закона о банкротстве определяет особенности продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства, вместе с тем, ОАО "Платовский элеватор" не является крестьянским (фермерским) хозяйством.
При таких обстоятельствах комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что действия организатора торгов ООО "РЭЦ" являются нарушением ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции", т.к. привели к ограничению доступа к торгам и не предусмотренному законодательством Российской Федерации ограничению конкуренции при проведении аукциона по продаже предприятия ОАО "Платовский элеватор" путём включения в извещение о проведении торгов условия условия о том, что преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, продажа которого осуществляется в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 1 настоящей статьи, имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Признать жалобу <> (вх. N 213к от 14.01.2014 г.) на действия организатора торгов ООО "РЭЦ", при проведении торгов имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор", путём нарушения организатором торгов порядка размещения информации о проведении торгов, обоснованной.
2. Признать организатора торгов ООО "РЭЦ" нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать предписание организатору торгов - ООО "РЭЦ" об аннулировании торгов по продаже имущественного комплекса ОАО "Платовский элеватор" в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене по продаже, код торгов SBR013-1312060007 лот N 1 на сайте торговой площадки Сбербанк - АСТ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-03/2014 (опубликовано 3 февраля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016