Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 13 марта 2012 г. N 57
Резолютивная часть решения оглашена "29" февраля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2012 г.
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии - руководителя управления Плетешкова А.Н., членов комиссии: главного специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Басавиной О.А., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Дворецкого П.Г., ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства Журавлёва А.А., рассмотрев дело N57 по признакам нарушения ООО "Инженерный центр-мурманская судоверфь" (183001, г.Мурманск, ул. Траловая, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
ОАО "Рыбак" обратилось в Мурманское УФАС России (далее по тексту - Мурманское УФАС, Управление) с заявлением в отношении ООО "Инженерный центр-мурманская судоверфь" по факту необоснованного прекращения подачи воды на объекты заявителя.
По результатам рассмотрения заявления в отношении ООО "Инженерный центр-мурманская судоверфь" (далее по тексту - ООО "Инженерный центр-МСВ") было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N57.
В связи с поступившим заявлением ОАО "Рыбак", Управлением был исследован соответствующий товарный рынок на предмет установления доминирующего положения ООО "Инженерный центр-МСВ".
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) под товарным рынком понимается сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар/услуги, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Исходя из понятия, содержащегося в указанной норме, был определен товарный рынок, на котором имело место злоупотребление доминирующим положением ООО "Инженерный центр-МСВ" (его продуктовые и географические границы).
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД вместе с ОК 029-2007) услуга водоснабжения относится к разделу Е "Производсто, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", подразделу ЕА "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", классу 41 "Сбор, очистка и распределение воды", подклассу 41.00.2 "Распределение воды".
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в редакции от 23.05.2006) (далее по тексту - Правила N 167) под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Таким образом, процесс водоснабжения включает в себя следующие стадии: забор, подготовка, транспортировка и передача потребителем питьевой воды.
Технологический процесс водоснабжения связан с использованием сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории, состоящей из комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений (в том числе систем трубопроводов и сооружений на них), предназначенных для водоснабжения.
Это обстоятельство ограничивает возможность потребителя в приобретении услуги по водоснабжению у любого хозяйствующего субъекта, оказывающего данную услугу (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразно).
Услуга по водоснабжению по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют. Учитывая изложенное, продуктовые границы исследуемого товарного рынка были определены как услуга по водоснабжению (Аналитический отчет от 18.01.2012 г.).
С целью анализа рынка услуг по водоснабжению, с учётом технических возможностей приобретения товара приобретателями, географические границы исследуемого товарного рынка определены как граница водопроводной сети, протяженностью 160 п.м., расположенная по адресу: город Мурманск, улица Траловая, дом 2, технологически присоединенная к магистральной сети водоснабжения ГОУП "Мурманскводоканал" и находящаяся в собственности ООО "Инженерный центр-МСВ".
В пункте 1 Правил N 167 содержится понятие, что является границей балансовой принадлежности сетей - это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из представленных документов - Акта разграничения балансовой принадлежности и зон разграничения между ГОУП "Мурманскводоканал" и ОАО "Мурманская судоверфь судоремонтно-доковое производство", а также схемы разграничения прилагаемой к данному акту, следует, что на балансе и обслуживании ОАО "Мурманская судоверфь судоремонтно-доковое производство" находилась водопроводная линия, длинной 160 п.м., технологически присоединенная к магистральной сети водоснабжения ГОУП "Мурманскводоканал".
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права собственности, а также объяснений представителя ООО "Инженерный центр-МСВ" водопроводная линия, протяженностью 160 п.м., расположенная по адресу: город Мурманск, улица Траловая, дом 2 и технологически присоединенная к магистральной сети водоснабжения ГОУП "Мурманскводоканал" была продана (в 2007 году) ООО "Инженерный центр-МСВ".
Таким образом, с 2007 года в собственности ООО "Инженерный центр-МСВ" находятся водопроводные сети технологически присоединенные к водопроводным сетям ГОУП "Мурманскводоканал".
Также установлено, что ООО "Инженерный центр-МСВ" является единственным владельцем водопроводной сети (водопроводная линия, протяженностью 160 п.м., расположенная по адресу: город Мурманск, улица Траловая, дом 2), через которую осуществляется водоснабжение организаций, чьи водопроводные сети имеют технологическое присоединение к водопроводным сетям ОООО "Инженерный центр-МСВ".
Единственным способом обеспечения питьевой водой ОАО "Рыбак" является водоснабжение с использованием водопроводной сети (водопроводная линия, протяженностью 160 п.м., расположенная по адресу: город Мурманск, улица Траловая, дом 2) ООО "Инженерный центр-МСВ". При этом альтернативное технологическое присоединения, либо технически невозможно, либо связано с определенными издержками, сопровождающими проведение соответствующих работ, высокими финансовыми затратами и значительным количеством времени, необходимым для осуществления технологического присоединения (подтверждается заявлениями ООО "Севрыба-ЭКО" направленными в адрес ГОУП "Мурманскводоканал" и ОАО "Мурманский Морской Рыбный Порт" с просьбой подключить объекты ООО "Севрыба-ЭКО" к системам водоснабжения и водоотведения).
Таким образом, единственной организацией оказывающей услугу по водоснабжению в рассматриваемых географических границах является - ООО "Инженерный центр-мурманская судоверфь".
Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В результате исследования рынка (Аналитический отчет от 18.01.2012 г.) установлено, что ООО "Инженерный центр-МСВ" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению в границах водопроводной сети, протяженностью 160 п.м., расположенной по адресу: город Мурманск, улица Траловая, дом 2, технологически присоединенной к магистральной сети водоснабжения ГОУП "Мурманскводоканал" и находящейся в собственности ООО "Инженерный центр-МСВ", с долей на исследуемом рынке 100 %.
Комиссией из представленных материалов, а также пояснений лиц участвующих в рассмотрении дела установлено следующее.
01 мая 2008 года между ГОУП "Мурманскводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Инженерный центр-МСВ" был заключен Договор N3-937. Пунктом 1.1. данного договора установлено, что ГОУП "Мурманскводоканал" приняло на себя обязательство обеспечивать абонента (ООО "Инженерный центр-МСВ") через присоединенную сеть питьевой водой по водопроводным сетям до границ разграничения балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сторон, а последний оплачивать принятую питьевую воду, по тарифам действующим на момент подписания договора.
При этом тарифы не являются постоянными и могут изменяться администрацией Мурманской области. Новые тарифы являются обязательными для сторон с момента введения их в действия (пункт 6.2. договора).
Согласно Постановления Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 29.11.2010 года N 37/1 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Постановление УТР Мурманской области от 29.11.2010 года N 37/1) с 01 января 2011 года были установлены тарифы для организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории Мурманской области.
В частности, для ГОУП "Мурманскводоканал" был установлен тариф на услугу по водоснабжению: в размере 13,56 руб./м3 (без учета НДС) - холодная питьевая вода; в размере 4,60 руб./м3 (без учета НДС) холодная техническая вода.
Начиная с января 2011 г. (по сентябрь 2011 г.) со стороны ГОУП "Мурманскводоканал" в адрес потребителя услуг водоснабжения - ООО "Инженерный центр-МСВ" начали выставляться к оплате счета-фактуры, с тарифом установленным в размере 13,56 руб./м3 (без учета НДС).
Как следует из пояснений представителя ООО "Инженерный центр-МСВ", а также документов представленных в рамках рассмотрения дела N 57, общество в Управление по тарифному регулированию Мурманской области за установлением тарифа на услугу по водоснабжению не обращалось (доказательств обратного Комиссии Мурманского УФАС России не представлено).
В тоже время с 01.01.2011 г., на основании Приказа N01/1 от 01 января 2011 г. "Об установлении тарифов на водоснабжение абонентов" (далее по тексту - Приказ N01/1 от 01.01.2011 г.), ООО "Инженерный центр-МСВ" самостоятельно ввело новые тарифы на водоснабжение своих абонентов, в т.ч и для ОАО "Рыбак", в размере 27,12 руб./м3 (без учета НДС).
Начиная с января 2011 года по 25 августа 2011 года в адрес ОАО "Рыбак" были выставлены счета на оплату услуги по обеспечению водой, с установленным ООО "Инженерный центр-МСВ" тарифом в размере 27,12 руб./м3 (без учета НДС): счет N 30 от 25.01.2011 г., счет N 159 от 25.02.2011 г., счет N 269 от 25.03.2011 г., счет N 389 от 25.04.2011 г., счет N 511 от 25.05.2011 г., счет N 660 от 25.06.2011 г., счет N 870 от 25.07.2011 г., счет N 1065 от 25.08.2011 г.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закон об основах регулирования тарифов) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, подлежат государственному регулированию (пункт 1 части 2 статьи 1). Организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как установлено пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов осуществление полномочий по установлению (регулированию) тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в полном объеме возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Положения об Управлении по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 г. N311-ПП, на территории Мурманской области таким органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации является Управление по тарифному регулированию Мурманской области.
Частью 1 статьи 9 Закона об основах регулирования предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования (в данном случае с Управление по тарифному регулированию Мурманской области) производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации.
Из представленных в рамках рассмотрения дела документов (Приказ N01/1 от 01.01.2011 г.) следует, что ООО "Инженерный центр-МСВ" самостоятельно ввело новый тариф на водоснабжение в размере 27,12 руб./м3 (без учета НДС) и предъявило его к оплате (подтверждается счетами на оплату выставленными в адрес ОАО "Рыбак" и подписанным между сторонами Актом сверки взаимных расчетов).
Таким образом, в период с 01 января по 25 августа 2011 года, ООО "Инженерный центр-МСВ" в нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Закона об основах регулирования, в расчетах с ОАО "Рыбак" применяло тариф на услугу водоснабжения, который не был утвержден в установленном порядке.
Тем самым, ООО "Инженерный центр-МСВ" был нарушен порядок ценообразования, установленный законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела N 57, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Инженерный центр-МСВ" нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка ценообразования, определенного Федеральным законом от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", путём применения в отношении ОАО "Рыбак" тарифа на услугу водоснабжения в размере 27,12 руб./м3 (без учета НДС), который не был утвержден в установленном законном порядке, в период с 01 января 2011 года по 25 августа 2011 года.
Что же касается требований заявителя о необоснованном прекращении ООО "Инженерный центр-МСВ" подачи воды на объекты ОАО "Рыбак", то как следует из представленных документов (Свидетельств о государственной регистрации права собственности) на момент прекращения подачи воды (14 сентября 2011 г.) водопроводная линия, протяженностью 160 п.м., расположенная по адресу: город Мурманск, улица Траловая, дом 2 была продана. Соответственно ООО "Инженерный центр-МСВ" не являясь собственником водопроводной сети, не могло ограничивать подачу воды на объект заявителя, в указанный период времени, и как следствие нарушать антимонопольное законодательство.
Также Комиссией установлено, что последний счет на оплату услуги водоснабжения, с применением тарифа в размере 27,12 руб./м3 (без учета НДС), был выставлен в адрес заявителя 25 августа 2011 г. На момент принятия Комиссией решения счета со стороны ООО "Инженерный центр-МСВ" в адрес ОАО "Рыбак" не выставлялись. При указанных обстоятельствах отсутствует необходимость выдавать ООО "Инженерный центр-МСВ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать в действиях ООО "Инженерный центр-мурманская судоверфь" факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка ценообразования, определенного Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", путём применения в отношении ОАО "Рыбак" тарифа на услугу водоснабжения в размере 27,12 руб./м3 (без учета НДС), который не был утвержден в установленном законном порядке, в период с 01 января 2011 года по 25 августа 2011 года.
Не выдать предписание ООО "Инженерный центр-мурманская судоверфь".
Передать материалы дела уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков
Члены комиссии: О.А. Басавина, А.А. Журавлёв, П.Г. Дворецкий
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 марта 2012 г. N 57
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016