Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия
от 26 июня 2015 г. N 04-16/05-06-15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель: Р.Р. Плиев - руководитель управления;
Члены Комиссии: М. Э. Бидихова - начальник отдела
контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков;
Е. П. Дмитриева - главный специалист
отдела контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков,
рассмотрев дело N 04-16/05-06-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения УФПС РСО-Алания Филиалом ФГУП "Почта России" рекламной листовки ООО "Мими-Дент" (ИНН: 1513037706, ОГРН: 1121513006097, адрес регистрации: РСО-Алания,
г.Владикавказ, ул.Владикавказская, 65),"Стоматология", которая противоречила требованиям части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
с участием представителя ООО "Мими-Дент" <_> (доверенность N15АА0395558 от 30.03. 2015 г.), установила:
В целях осуществления государственного контроля соблюдения хозяйствующим субъектами требований Закона о рекламе 29 апреля 2015 г. в г. Владикавказе, по ул. Койбаева начальником отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо - Осетинского УФАС России М.Э. Бидиховой выявлен факт распространения УФПС РСО-Алания Филиалом ФГУП "Почта России", наряду с корреспонденцией периодической печати, листовки следующего содержания:
"Стоматология. Лечение и протезирование в кредит. Гарантия на все виды услуг. Пломба светового отверждения (США) - от 1500 1150 р. Удаление - от 700-450 р. Профессиональная чистка (снятие камня +AIRFOW) от 3000 2000 р. Профессиональное отбеливание -9000/7500 Металлокерамическая коронка -3600/3200р. Полный съемный протез -7200/6000р. Стразы на зубы - от 500р. Консультация бесплатно. Запись по тел: +7(8672) 40-46-59, +7(918)829-07-07. Ждем Вас по адресу: ул. Владикавказская, 65, www.skyce-clinique.ru".
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования являлась медицинская услуга - лечение и протезирование зубов, предоставляемая ООО "Мими-Дент"( далее- Общество).
Информация, содержащаяся в листовке, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования медицинской услуге - лечению и протезированию зубов, формированию, поддержанию интереса к ней и продвижению на рынке медицинских услуг. Представленная в листовке информация, являлась рекламой медицинской услуги. Согласно абз.5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель-изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Лицом, определившим содержание рекламы, являлось Общество, согласно указанной статьи - рекламодатель.
Частью 7 статьи 24 Закона о рекламе определено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Для предупреждающей записи должно быть отведено 5 процентов рекламной площади. В рекламной листовке предупреждающая надпись отсутствовала. Отсутствие в рекламной листовке Общества предупреждающей надписи является нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Общество, оказывающее медицинские услуги, сообщает о возможности оплаты данных услуг в кредит, то есть содержит предложение, направленное на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугами, воспользоваться кредитом для их оплаты. Однако в рекламной листовке отсутствовали сведения о наименовании организации, которая предоставляет кредит.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе - реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). Отсутствие данной информации в рекламной листовке является нарушением требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Отсутствие сведений о наименовании организации, которая предоставляет кредит, а также предупреждения о наличии противопоказаний является нарушением требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Подпунктом 4 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламная листовка является ненадлежащей рекламой медицинских услуг, предоставляемых ООО "Мими-Дент". Согласно договору на оказание рекламных услуг N 143-РИМ-15 от 22 апреля 2015 г., заключенному Обществом с УФПС РСО-Алания Филиалом ФГУП "Почта России", в период с 28 апреля по 29 апреля 2015 г. ненадлежащая реклама медицинских услуг Общества была распространена Филиалом среди получателей корреспонденции в количестве 84 000 экз. на территории РСО- Алания.
Представитель ООО "Мими-Дент" согласилась с выявленными нарушениями Закона о рекламе и пояснила: нарушения допущены вследствие незнания Закона о рекламе генеральным директором ООО "Мими-Дент" Гудиевой М. Г., которая самостоятельно разработала текст рекламной листовки и предоставила его для производства рекламопроизводителю ООО "Адоба- пресс". ООО "Адоба-пресс", по мнению, <_> являлось профессионалом, должно было указать на имеющиеся нарушения Закона о рекламе, однако общество не предупредило об имеющихся в рекламе нарушениях.
Изучив материалы дела и выслушав, представителя ООО "Мими-Дент", участвующего в заседании, Комиссия, пришла к следующим выводам:
В период с "28" апреля 2015 г. по 29 2 апреля 2015 г. выявлен факт доставки населению Республики РСО-Алания УФПС РСО-Алания Филиалом ФГУП "Почта России", наряду с корреспонденцией периодической печати, рекламной листовки ООО "Мими-Дент" следующего содержания: "Стоматология. Лечение и протезирование в кредит. Гарантия на все виды услуг. Пломба светового отверждения (США) - от 1500 1150 р. Удаление - от 700-450 р. Профессиональная чистка (снятие камня +AIRFOW) от 3000 2000 р. Профессиональное отбеливание -9000/7500 Металлокерамическая коронка -3600/3200р. Полный съемный протез -7200/6000р. Стразы на зубы - от 500р. Консультация бесплатно. Запись по тел: +7(8672) 40-46-59, +7(918)829-07-07. Ждем Вас по адресу: ул. Владикавказская, 65, www.skyce-clinique.ru", в которой отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний при получении медицинской услуги, необходимости получения консультации специалистов, а также отсутствовали сведения о наименовании организации, которая предоставляет кредит. Установлено, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования, медицинскую услугу: лечение и протезирование зубов, являлось ООО "Мими-Дент" (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Для предупреждающей записи должно быть отведено 5 процентов рекламной площади (часть 7 статьи 24 Закона о рекламе). Отсутствие в рекламной листовке предупреждающей надписи является нарушением требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе - реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). Отсутствие данной информации в рекламной листовке является нарушением требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
На основании части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Отсутствие сведений о наименовании организации, которая предоставляет кредит, а также предупреждения о наличии противопоказаний является нарушением требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная рекламы не допускаются (часть 1 названной статьи). Подпунктом 4 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, реклама ООО "Мими-Дент" нарушает требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Комиссия считает, что утверждение представителя ООО "Мими- Дент" о том, что нарушение Закона о рекламе допущено по вине рекламопроизводителя несостоятельно, в связи со следующим: текст для производства рекламной листовки утвержден рекламодателем - ООО "Мими-Дент" и предоставлен ООО "Адоба-пресс" для производства листовки. ООО "Мими-Дент" не отрицает, что ООО "Адоба - пресс" в представленный ему текст для опубликования не вносило никаких изменений и поправок. Таким образом, содержание рекламы определялось ООО "Мими-Дент".
Согласно части 8 статьи 6 статьи 38 Закона о рекламе реклампроизводитель несет ответственность за нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Закона о рекламе в случае, если будет доказана, что нарушение произошло по его вине. У ООО "Адоба- пресс" отсутствовала возможность изменить содержание рекламы, Комиссия не усмотрела вины в действиях ООО "Адоба - пресс". При таких обстоятельствах Комиссия считает, что Общество на основании части 6 статьи 38 Закона о рекламе несет ответственность за нарушения требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, а также части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Действия ООО "Мими-Дент", а также должностного лица Общества, выразившиеся в определении содержания рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Закона о рекламе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36, частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 24, частью 1 статьи 28, частью 6 статьи 38 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия:
Решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Мими-Дент" следующего содержания: "Стоматология. Лечение и протезирование в кредит. Гарантия на все виды услуг. Пломба светового отверждения (США) - от 1500 1150 р. Удаление - от 700-450 р. Профессиональная чистка (снятие камня +AIRFOW) от 3000 2000 р. Профессиональное отбеливание -9000/7500 Металлокерамическая коронка -3600/3200р. Полный съемный протез -7200/6000р. Стразы на зубы - от 500р. Консультация бесплатно. Запись по тел: +7(8672) 40-46-59, +7(918)829-07-07. Ждем Вас по адресу: ул. Владикавказская, 65, www.skyce-clinique.ru", распространенную УФПС РСО-Алания Филиалом ФГУП "Почта России", поскольку в ней нарушены требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Признать ООО "Мими-Дент" (ИНН: 1513037706, ОГРН: 1121513006097, адрес регистрации: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Владикавказская, 65), нарушившим требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
3. ООО "Мими-Дент" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела должностному лицу отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Р. Р. Плиев
Члены Комиссии М. Э. Бидихова
Е. П. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия от 26 июня 2015 г. N 04-16/05-06-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016