Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 22 июня 2015 г. N 1-00-931/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Петровский фарватер" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ППМ) на реконструкцию системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), оборудование системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) 174 объектов метрополитена (реестровый N 31502328986) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в наличии невыполнимого требования в части составления сметы в соответствии со сборником МРР-3.2.69-09;
в несоответствии критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в информационной карте Конкурсной документации, приложению N 2 к Конкурсной документации;
в отсутствии в составе Конкурсной документации исходных данных, позволяющих произвести расчет смет.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее - Положение о закупке, Положение), размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещение и Конкурсная документация размещены на Официальном сайте 05.05.2015. Дата окончания подачи заявок - 26.05.2015. Дата подведения итогов - 02.06.2015.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 26.05.2015 N 31502328986/1 на участие в Конкурсе подано пять заявок, в том числе заявка Заявителя.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.06.2015 N 31502328986/5 заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В рамках рассмотрения жалобы ООО "Айсберг Групп" 03.06.2015 ФАС России вынесено решение в части наличия невыполнимого требования в части составления сметы в соответствии со сборником МРР-3.2.69-09 (вх. от 26.05.2015 N 52087/15).
Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В связи с изложенным, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы Заявителя в части наличия невыполнимого требования в части составления сметы в соответствии со сборником МРР-3.2.69-09.
Согласно пояснениям Заявителя в пункте 26 информационной карты конкурсной документации Заказчик приводит критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе: цена договора, квалификация участника закупки, срок выполнения работ. При этом в соответствии с Приложением N2 к Разделу 2 конкурсной документации критериями оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются: наличие квалифицированного персонала, опыт выполнения работ в области проектирования систем противопожарной безопасности на объектах метрополитена и/или ж/д транспорта, опыт выполнения работ по проектированию систем противопожарной безопасности, опыт выполнения работ по разработке противопожарных мероприятии (ППМ) на объектах метрополитена и/или ж/д транспорта за последние 3 года.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что приложение N 2 к Конкурсной документации содержит подкритерии критерия "квалификация участника закупки", при этом сами критерии оценки и сопоставления заявок изложены в пункте 26 информационной карты Конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 26 информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
Критерий N 1 Цена договора (с учетом НДС). (А1=0,4).
Критерий N2 - Квалификация участника закупки (С1=0,5)
Критерий N 3 Срок выполнения работ (RF=0.1)
Максимальный срок - 900 календарных дней.
В соответствии с Приложением 2 к Разделу 2 документации.
Приложением N 1 к Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
1) При оценке заявок по критерию "цена договора" ("цена договора за единицу товара, работы, услуги") использование подкритериев не допускается.
Для определения рейтинга заявки по критерию "цена договора в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена договора.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "цена договора", определяется по формуле:
,
где:
- рейтинг, присуждаемой i-ой заявке по указанному критерию,
- начальная (максимальная) цена договора, установленная в конкурсной документации,
- предложение i-го участника конкурса по цене договора.
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "цена договора", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
При оценке заявок по критерию "цена договора" лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой договора.
2) При оценке заявок по критерию "Квалификация участника конкурса".
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.
Для определения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника конкурса" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участника конкурса", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
i i i
Rc = C + C +. + C,
i 1 2 k
где:
Rc - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
i
i
C - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах),
k
присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных по критерию (показателю).
Для получения итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Квалификация участника закупки при закупке работ или услуг", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
При оценке заявок по критерию "Квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается в соответствии с порядком оценки заявке с лучшим предложением по квалификации участника конкурса.
3) Оценка заявок по критерию "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг".
В рамках критерия "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" оцениваются срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, в течение которых участник конкурса в случае заключения с ним договора должен поставить товар, выполнить работы, оказать услуги согласно условиям договора.
Для определения рейтинга заявки по критерию "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" устанавливается единица измерения срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг в календарных днях.
Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг", определяется по формуле:
где Rfi = (Fmax - Fi) * 100, где
(Fmax - Fmin)
Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Fmin - минимальный срок выполнения работ из предложенных участниками в единицах измерения срока с даты заключения договора
Fmax- максимальный срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, составляет 900 календарных дней
Fi - предложение i-го участника по сроку поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Для получения итогового рейтинга по заявке в соответствии с пунктом 1.7. настоящего Приложения рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "сроки выполнения работ", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Лучшим условием исполнения договора по критерию "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" признается предложение в заявке с наименьшим сроком поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно приложению N2 к Конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе следующие:
N п/п |
Наименование критерия /подкритерия |
Количество баллов по критерию |
Присваиваемое значение |
Примечание (Подтверждающий документ) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1. |
Наличие квалифицированного персонала (техник-проектировщик, инженер-проектировщик) для выполнения работ по предмету конкурса
|
15 |
1. -15 баллов - свыше 60 специалистов; 2. - 10 баллов - более 45 до 60 специалистов 3. - 5 баллов - более 36 до 45 специалистов; 4. - 0 баллов - 35 специалистов;
|
Подтверждается: Выписка из штатного расписания. Выданный учебным заведением документ подтверждающий квалификацию |
2. |
Опыт выполнения работ в области проектирования систем противопожарной безопасности (АПС и/или СОУЭ и/или АУПТ) на объектах метрополитена и/или ж/д транспорта |
30 |
1. - 30 баллов - 3 года и более; 2. - 15 баллов - от 1 до 2 лет включительно |
Подтверждается: копиями договоров и копиями актов сверки или копиями актов выполненных работ.
|
3 |
Опыт выполнения работ по проектированию систем противопожарной безопасности (АПС и/или СОУЭ и/или АУПТ):
|
30 |
1. - 30 баллов - более 100 000 000,00 руб.; 2. - 20 баллов - от 60 000 000,00 руб. до 100 000 000,00 руб. включительно; 3. - 10 баллов - до 60 000 000,00 руб. включительно;
|
Подтверждается: копиями договоров и копиями актов сверки или копиями актов выполненных работ.
|
4 |
Опыт выполнения работ по разработке противопожарных мероприятий (ППМ) на объектах метрополитена и/или ж/д транспорта за последние 3 года (за 2012 г., 2013 г., 2014 г.)
|
25 |
1. - 25 баллов - более 10 000 000,00 руб.; 2. - 15 баллов - от 6 000 000,00 руб. до 9 999 999,99 руб. включительно; 3. - 5 баллов - от 2 000 000,00 руб. до 5 999 999,99 руб. включительно.
|
Подтверждается: копиями договоров и копиями актов сверки или копиями актов выполненных работ и копиями положительных заключений МЧС.
|
На заседании Комиссия установила, что Заказчиком в Конкурсной документации определены критерии и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что является соблюдением требований пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Присвоение баллов участникам по критериям "цена договора", "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" происходит в соответствии с формулами, указанными в приложении N 1 к Конкурсной документации. В приложении N 2 к Конкурсной документации определены подкритерии критерия "квалификация участника". При этом в Конкурсной документации допущена техническая ошибка в части неуказания в приложении N 2 к Конкурсной документации информации о применении данных показателей исключительно к критерию "квалификация участника" (Наличие квалифицированного персонала, Опыт выполнения работ в области проектирования систем противопожарной безопасности, Опыт выполнения работ по проектированию систем противопожарной безопасности, Опыт выполнения работ по разработке противопожарных мероприятий (ППМ) на объектах метрополитена и/или ж/д транспорта за последние 3 года).
Вместе с тем из Конкурсной документации однозначно вытекает, что данные показатели являются подкритериями критерия "квалификация участника", так как ранее было указано, что по двум критериям из трех ("цена договора", "срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг") предусмотрена формула для расчета начисления баллов, и сама сфера показателей указывает на их причастность к критерию "квалификация участника".
Кроме того, на участие в Конкурсе подано 5 заявок, Заявитель не направлял в адрес Заказчика запросов о разъяснении положении Конкурсной документации, заявка Заявителя была отклонена от участия в Конкурсе. Таким образом, неточность, допущенная в Конкурсной документации, не повлияла на права и законные интересы Заявителя, так как заявка ООО "Петровский фарватер" недопущена до процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Следовательно, жалоба Заявителя в части несоответствия критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в информационной карте Конкурсной документации, приложению N 2 к Конкурсной документации, признается необоснованной.
В соответствии с пояснениями Заявителя заказчик в составе конкурсной документации не представил исходных данных (характеристика объекта, в том числе защищаемая территория), соответственно произвести расчет смет не представляется возможным.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что вся информация, необходимая для формирования заявки на участие в Конкурсе, размещена на Официальным сайте.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приложением N 1 к Конкурсной документации утверждено Техническое задание на выполнение работ по предмету Конкурса, содержащее краткую техническую характеристику объекта, общие требования, требования к выполнению работ, задание на проектирование.
Также на Официальном сайте размещены сметы на проектирование систем пожарной безопасности, содержащие информацию о характеристиках объекта, в том числе информацию о защищаемой территории.
При этом подтверждений отсутствия необходимой информации для того, чтобы произвести расчет смет, Заявителем не представлено.
Кроме того, Заявитель в составе заявки на участие в Конкурсе представил коммерческое предложение на выполнение работ (сводная таблица стоимости работ), а именно сметы на проектирование систем пожарной безопасности. При этом к представленным в составе заявки Заявителя сметам у Заказчика претензии отсутствовали.
Таким образом, жалоба Заявителя в части отсутствия в составе Конкурсной документации исходных данных, позволяющих произвести расчет смет, признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной в части несоответствия критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в информационной карте Конкурсной документации, приложению N 2 к Конкурсной документации, отсутствия в составе Конкурсной документации исходных данных, позволяющих произвести расчет смет, в остальной части прекратить рассмотрение.
Снять ограничение на размещение Конкурса, наложенное письмом Московского УФАС России от 17.06.2015 N ИШ/22855.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июня 2015 г. N 1-00-931/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016