Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 23 июня 2015 г. N 311
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>
члены Комиссии: <_> <_> <_> <_>
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Аудиомаг" (далее - Общество, заявитель) - <_> представителя Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) - <_> членов аукционной комиссии по проведению электронных ауцкионов на поставку технических средств реабилитации (аналоговых слуховых аппаратов заушных средней мощности, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов (далее - аукционная комиссия) - <_> <_>
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку технических средств реабилитации (аналоговых слуховых аппаратов заушных средней мощности, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов, извещение N 0234100000215000239 (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), установила:
В Иркутское УФАС России 17 июня 2015 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что заказчиком в документации об электронном аукционе неправомерно не установлено требование к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с тем, что изготовление индивидуального ушного вкладыша в соответствии с законодательством Российской Федерации является сурдолого-оториноларингологической работой, составляющей медицинскую деятельность.
Кроме этого, заявитель считает, что в документации об электронном аукционе должно быть установлено требование о подтверждении участником электронного аукциона страны происхождения товара на основании статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - приказ Минэкономразвития России N 155).
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Согласно данным возражениям, заказчик считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 03 июня 2015 года на сайте www.rts-tender.ru, Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0234100000215000239, а также документация об аукционе "Электронный аукцион N 139-15. Поставка технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных средней мощности многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 191 599 руб. 60 коп.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя о несоответствии документации об электронном аукционе статье 14 Федерального закона N 44-ФЗ, приказу Минэкономразвития N 155 в связи со следующим.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых иностранными лицами.
Частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Ограничение допуска в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены приказом Минэкономразвития N 155. Такие условия допуска установлены данным приказом и в отношении изделий медицинских, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления (код по ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" - 33.10).
В соответствии с ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" группа "33.10. Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления" включает категорию "33.10.18.110. Аппараты слуховые".
Таким образом, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, распространяются и на аппараты слуховые.
Пункт 7 приказа Минэкономразвития N 155 закрепляет норму о том, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товара, в отношении которого данный приказ устанавливает условия допуска, происходящих из иностранных государств, за исключением происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0234100000215000239 в пункте "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" указано следующее: "В случае, если победителем представлена заявка на участие в электронном аукционе, которая содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств, за исключением товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта, в порядке, предусмотренным Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, заказчиком соблюдено требование пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом статья 14 Федерального закона, приказ Минэкономразвития N 155 не обязывают заказчика включать в документацию об электронном аукционе требование к участникам о подтверждении последними страны происхождения товара.
Таким образом, нарушения норм статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, приказа Минэкономразвития N 155 в документации об электронном аукционе отсутствуют.
Однако Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Часть 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с иной информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупки в качестве одного из единых требований к участникам закупки устанавливает следующее: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом электронного аукциона является поставка технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных средней мощности многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления).
Частью III "Техническое задание на Поставку технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных средней мощности многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов" документации об электронном аукционе предусмотрено, что в день обращения Получателя за получением слухового аппарата должны осуществляться изготовление и выдача индивидуального ушного вкладыша.
В соответствии с пунктом 3.49 ГОСТ Р 51024-97 "Государственный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия" слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению. Согласно пункту 3.57 указанного ГОСТ ушным вкладышем является устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора, из которых следует, что модульные слуховые аппараты, которые поставляются в виде готового модуля, изготавливаются серийно с уже собранным усилителем и встроенными те-лефоном и микрофоном. Модуль встраивается в индивидуально выполненный вкладыш.
Ушные вкладыши, согласно указанным Методическим рекомендациям, подразделяются на стандартные и индивидуальные, изготавливаемые по форме уха пациента, для чего делают слепок с уха пациента.
Пунктом 2 порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 апреля 2015 года N 178н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", закреплено, что слухопротезирование является медицинской помощью по профилю "сурдология-оториноларингология".
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в Российской Федерации подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, сурдолого-оториноларингологические работы (услуги) составляют медицинскую деятельность и подлежат лицензированию.
Таким образом, деятельность по изготовлению индивидуального ушного вкладыша подлежит лицензированию.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу представителем заказчика подтверждено, что при выполнении работ (оказании услуг) по сурдологии-оториноларингологии необходимо наличие указанной лицензии.
В документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, а именно на выполнение работ (оказание услуг) по сурдологии-оториноларингологии.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Аудиомаг" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения и выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_>
|
Члены комиссии
|
<_> |
|
<_>
<_>
<_> |
ПРЕДПИСАНИЕ N 167
23 июня 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>
члены Комиссии: <_> <_> <_> <_>
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Аудиомаг" (далее - Общество, заявитель) - <_> представителя Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) - <_> членов аукционной комиссии по проведению электронных ауцкионов на поставку технических средств реабилитации (аналоговых слуховых аппаратов заушных средней мощности, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов (далее - аукционная комиссия) - <_> <_>
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 311 от 23 июня 2015 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), предписывает:
1. Заказчику устранить нарушения части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации (аналоговых слуховых аппаратов заушных средней мощности, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов, извещение N 0234100000215000239.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
3. В срок до 10 июля 2015 года заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_>
|
|
Члены комиссии
|
<_> |
|
|
<_>
<_>
<_>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июня 2015 г. N 311
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016