Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 28 марта 2012 г. N СЮ07-08/2012-10
В соответствии с распоряжением Прокуратуры Удмуртской Республики N 5/7р от 07.02.2012 года "О создании межведомственной рабочей группы", на основании поступившей в рамках работы Межведомственной группы по вопросам исполнения законодательства при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Малопургинском районе", а также от граждан - членов общественного комитета по содействию в ремонтно-восстановительных работах после взрыва в с.Пугачево информации о нарушении Администрацией МО "Малопургинский район" законодательства о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, при заключении договоров в рамках проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате взрыва на складе боеприпасов в Малопургинском районе", приказа Удмуртского УФАС России от 13.10.2011 г. N 537 "О проведении внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд и создании Инспекции по проведению внеплановых проверок", приказа от 20.03.2012 года N 106 "О проведении проверки соблюдения Администрацией МО "Малопургинский район" законодательства о размещении заказов, Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
<_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России,
участники Инспекции: <_> - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Удмуртского УФАС России - заместитель руководителя инспекции (на момент подписания акта отсутствует);
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Удмуртского УФАС России;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Удмуртского УФАС России (на момент подписания акта отсутствует);
<_> - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Удмуртского УФАС России.
в отсутствии представителя Администрации МО "Малопургинский район",
проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Администрацией МО "Малопургинский район" законодательства о размещении заказов Инспекция Удмуртского УФАС России, установила:
В соответствии с распоряжением Прокуратуры Удмуртской Республики N 5/7р от 07.02.2012 года "О создании межведомственной рабочей группы", на основании поступившей в рамках работы Межведомственной группы по вопросам исполнения законодательства при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Малопургинском районе" членам рабочей группы (сотруднику Удмуртского УФАС России) поручено проверить законность решений по материалам, связанным с проведением ремонтно-восстановительных работ жилого фонда и объектов инфраструктуры в Малопургинском районе, инициировать проведение проверок исполнения законодательства при производстве работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В рамках работы Межведомственной группы по вопросам исполнения законодательства при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Малопургинском районе поступила информация о нарушении Администрацией МО "Малопургинский район" законодательства о размещении заказов в части неправильного выбора Заказчиком способа размещения заказа при размещении заказов на выполнение ремонтно-восстановительных работ жилого фонда и объектов инфраструктуры.
В Удмуртское УФАС России также поступило обращение граждан - членов общественного комитета по содействию в ремонтно-восстановительных работах после взрыва в с.Пугачево о заключении Администрацией МО "Малопургинский район" договоров на аварийно-восстановительные работы без проведения торгов, а именно на выполнение аварийно-восстановительных работ здания МОУ СОШ N1 с.Малая Пурга.
Учитывая, что поступившая информация о нарушении законодательства о размещении заказов указывала на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, была возбуждена проверка соблюдения Администрацией МО "Малопургинский район" законодательства о размещении заказов.
В соответствии с актом проверки по делу N СЮ07-08/2012-10, Инспекция, рассмотрев представленные документы и информацию, заслушав представителей заказчика, установив в ходе проведения проверки факт наличия 863 муниципальных контрактов, заключенных без соблюдения процедуры размещения заказа, установленной Законом о размещении заказов, пришла к выводу о необходимости выделения материалов дела в отношении каждого муниципального контракта, заключенного Администрацией МО "Малопургинский район" в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, на сумму свыше 100 тысяч рублей.
В ходе проведения проверки N СЮ07-08/2012-10 представители Заказчика пояснили, что все муниципальные контракты в рамках проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате взрыва на складе боеприпасов в Малопургинском районе, заключены без проведения процедур торгов, запросов котировок, на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Процедуры размещения заказа, предусмотренные главой 5 Закона о размещении заказа, в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации Заказчиком не проводились. Контракты в рамках проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заключаются по настоящее время. Некоторые контракты заключены фактически после выполнения работ, акты выполненных работ были подписаны до заключения контрактов. В большинстве случаев сметы на выполнение работ составлялись самими подрядчиками. Подрядчиков выбирали городские муниципальные образования, закрепленные за соответствующим муниципальным образованием Малопургинского района, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Проанализировав представленные заказчиком документы и сведения, Инспекция установила следующее.
11.10.2011 года между Администрацией муниципального образования "Малопургинский район" и ИП Ананьевым Алексеем Геннадьевичем заключен муниципальный контракт N 736МО на выполнение аварийно-восстановительных работ в МОУ СОШ N1 с.Малая Пурга (с.Малая Пурга, ул.Советская, 62). Цена контракта - 109 329 рублей.
Указанный контракт заключен без проведения торгов, запроса котировок, на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов в связи с чрезвычайной ситуацией, связанной с пожаром, на складах в/ч 86696 (с.Пугачево, Малопургинский район) с последующей детонацией и взрывами боеприпасов 3 июня 2011 года в Яганском сельском Доме культуры (пункт 1.1. контракта).
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 03.06.2011 года N 421-р в связи со взрывом снарядов в войсковой части 86696 в селе Пугачево Малопургинского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации МО "Малопургинский район" от 03.06.2011 года N 682 объявлен режим чрезвычайной ситуации на территориях муниципальных образований "Пугачевское", "Малопургинское", "Постольское", "Яганское", "Бурановское", "Кечевское".
В соответствии с распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 28.07.2011 года N 1296-р бюджету Удмуртской Республики оказана финансовая помощь в размере 2 млрд.рублей для ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Минобороны России.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Глава 5 Закона о размещении заказов определяет особенности размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии со статьей 53 Закона о размещении заказов размещение заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера осуществляется без ограничения цены контракта путем запроса котировок.
Частью 11 статьи 53 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик вправе осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера при отсутствии в котировочной заявке требуемых заказчиком сведений о количестве товаров, объеме работ, услуг, а также в случае, если по истечении срока подачи котировочных заявок не подана ни одна котировочная заявка.
В силу вышеуказанных норм Заказчику - Администрации МО "Малопургинский район" размещение заказов в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации необходимо было осуществить путем проведения запроса котировок.
Размещение заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) допускается в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данной нормой контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.
При этом обязательным условием для заключения контрактов на основании указанной нормы является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны наличествовать в совокупности. Обстоятельства, когда заказчик не располагает временными ресурсами для проведения конкурентных процедур заказа, не могут быть квалифицированы как непреодолимая сила.
Не могут быть признаны непреодолимой силой и обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлением властных полномочий заказчика. Таким образом, размещение заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации должно осуществляться заказчиком путем предварительного отбора участников размещения заказа перед проведением запроса котировок по правилам, установленным главой 5 закона о размещении заказов.
Проанализировав условия муниципального контракта N 736 МО от 11.10.2011 года, заключенного Администрацией на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, Инспекция приходит к выводу о том, что дата заключения данного контракта, сроки выполнения работ не свидетельствуют о том, что заключение муниципального контракта с единственным поставщиком продиктовано обстоятельствами непреодолимой силы.
Указанный вывод подтверждается и тем, что Администрацией на момент заключения муниципального контракта N 736 МО от 11.10.2011 года уже были заключены на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов муниципальные контракты: N 32 от 20.06.2011 года с ООО "Завод алюминиевых пластиковых технологий" на сумму 1 731 170 тыс.руб., N 58 МО от 20.06.2011 года с ООО "Региональная строительно-монтажная компания" на сумму 1 460 409 руб., N 96 МО от 05.07.2011 года с ООО "Жилищно-ремонтное предприятие-8" на сумму 150 000 руб., N 179 МО от 04.08.2011 года с ООО "СМУ-1" на сумму 222 424,10 руб., N 357 МО от 01.09.2011 года с ООО "Региональная строительно-монтажная компания" на сумму 260 000 руб.с аналогичными предметом (выполнение аварийно-восстановительных работ в Яганском сельском Доме культуры) и условиями.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Несоблюдение Заказчиком установленных Законом процедур размещения заказа противоречит целям Закона о размещении заказов и приводит, в частности, к неэффективному использованию средств бюджета, ограничению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, ограничению конкуренции, отсутствию гласности и прозрачности размещения заказов, иным злоупотреблениям в сфере размещения заказов
Заключив муниципальный контракт N 736 МО от 11.10.2011 года без проведения установленных законом процедур, Администрация МО "Малопургинский район" нарушила тем самым часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 48, часть 3 статьи 53, пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Указанные действия Заказчика имеют признаки нарушения части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Инспекция приходит к выводу о необходимости передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица заказчика.
В связи с заключением и исполнением муниципального контракта Инспекция приходит к выводу не выдавать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Инспекция, на основании частей статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать в действиях Заказчика - Администрации МО "Малопургинский район" при заключении муниципального контракта N 736МО на выполнение аварийно-восстановительных работ в МОУ СОШ N1 с.Малая Пурга (с.Малая Пурга, ул.Советская, 62) с единственным подрядчиком нарушение части 1 статьи 1, части 1 статьи 48, части 3 статьи 53, пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
2. В связи с заключением и исполнением муниципального контракта предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении виновных должностных лиц Заказчика - Администрации МО "Малопургинский район".
Настоящий акт может быть обжалован в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции
Участники Инспекции:
____________ <_>
_____________ <_>
_____________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 28 марта 2012 г. N СЮ07-08/2012-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016