Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
N 018-12/03 А3 (опубликовано 30 марта 2012 г.)
Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии: заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, И.В. Солдатенковой, членов Комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Е.А. Гориной; специалиста 1-го разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Т.А. Приданцевой (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 018-12/03 АЗ от 30.01.2012 по признакам нарушения Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области" (303854, Орловская область, г.Ливны, ул. Елецкая, 2) пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в присутствии представителя ответчика по делу - В.В. Наумова (доверенность от 14.02.2012 N 6) установила:
Дело N 018-12/03 АЗ от 30.01.2012 (далее также - дело) возбуждено в соответствии с приказом Орловского УФАС России (далее - Управление) от 30.01.2012 N 46, по результатам внеплановой документарной проверки в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области" (303854, Орловская область, г. Ливны, ул. Елецкая, 2) (далее - ФКУ ИК N 2), которой установлено следующее.
Орловским УФАС России во исполнение указания Федеральной антимонопольной службы (письмо от 16.06.2011 NПС/22832) "О рекомендациях по рассмотрению обращения о нарушении антимонопольного законодательства учреждением УФСИН России", на основании приказа Орловского УФАС России от 10.08.2011 N 433 "О проведении внеплановой документарной проверки" была проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению ФКУ ИК N 2 требований антимонопольного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что ФКУ ИК N 2 реализует товар по договорам комиссии (например, договор от 02.08.2011 N 206 с ИП Л.В. Бережной) за вознаграждение комиссионера от комитента до 20% (включая НДС); в исключительных случаях, путем самостоятельного формирования торговой наценки до 20% на реализуемый товар, исходя из себестоимости и необходимой прибыли, с учетом конъюнктуры рынка, а также исходя из затрат, связанных с доставкой товара и заработной платы продавца.
По результатам проведенного анализа представленных документов и материалов в действиях ФКУ ИК N 2 были установлены признаки нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров комиссии на реализацию продукции для нужд спецконтингента учреждения без проведения конкурентных процедур отбора, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При рассмотрении дела представитель ФКУ ИК N 2 пояснил: в соответствии с Уставом учреждения услуга по реализации промышленных изделий бытового назначения и продовольственных товаров отнесена к видам приносящей доход деятельности учреждения, осуществляемым по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации; Учреждение никаких выплат Комитенту за счет бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования не осуществляет. Следовательно, правоотношения по договорам комиссии не подпадают под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, заслушав объяснение лица, участвующего в деле, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, установила:
согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Исправительные учреждения являются местом отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы. Как следует из части 1 статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации, лишение свободы как мера государственного принуждения, назначаемого за совершение уголовно-наказуемого деяния, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются, в том числе следственные изоляторы.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области", утвержденным приказом ФСИН России от 12.04.2011 N 216, учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение имеет статус исправительного учреждения.
Учреждение исполняет, в т.ч. функции по исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, охране и конвоированию осужденных, создания осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.5.1 Устава Учреждение обеспечивает установленный порядок исполнения и отбывания наказаний, исполнение режимных требований, надзор за осужденными, условия содержания осужденных. Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в части 1 статьи 88 предусмотрено право осужденных к лишению свободы приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных за период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов.
На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядками дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету (пункт 100).
ФКУ ИК N 2 было заключено 5 договоров комиссии на реализацию продукции с ИП Л.В. Бережная (договор от 02.08.2011 N 206; договор от 04.08.2011 N 207; договор от 01.07.2011 N 182; договор от 01.07.2011 N 183; договор от 01.04.2011 N 108).
Согласно данным договорам, Комиссионер принимает на себя обязанность от своего имени, но за счет Комитента реализовать продукцию. Ассортимент, количество и цены реализации товара определяются сторонами в накладных. По данным договорам установлено вознаграждение Комиссионера от стоимости каждой партии проданного товара за фактически реализованный товар.
Согласно статье 4 Закона "О защите конкуренции" ИП Л.В. Бережная является хозяйствующим субъектом и на территории ФКУ ИК N 2 осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.
Частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), а именно: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Таким образом, действия ФКУ ИК N 2 по заключению договоров комиссии на реализацию продукции ИП Л.В. Бережной без конкурентных процедур, ограничивают доступ на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах ФКУ ИК N 2 другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, что противоречит пунктам 2, 3 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области" нарушившим пункты 2, 3 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров комиссии на реализацию продукции с поставщиками для нужд спецконтингента исправительного учреждения без проведения конкурентных процедур отбора, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установлению запретов или введению ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
2. Выдать Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области" предписание о прекращении нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
3. Нарушение прекратить путем: проведения конкурентных процедур (публичной оферты) на заключение договоров комиссии на реализацию продуктов питания и предметов первой необходимости и иных промышленных товаров, для нужд спецконтингента исправительного учреждения.
Председатель Комиссии И.В. Солдатенкова
члены Комиссии Е.А. Горина
Т.А. Приданцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа, частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области N 018-12/03 А3 (опубликовано 30 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016