Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 17 июня 2015 г. N 1-00-912/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ЗАО "ГСП-ТРЕЙД" на действия заказчика - ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" при проведении предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку МТР (реестровый N 31502308413),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ЗАО "ГСП-ТРЕЙД" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" (далее - Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку МТР (реестровый N 31502308413) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в отсутствии в Закупочной документации методики и порядка оценки заявок по критериям, установленным в Закупочной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "ГУССТ N 1 при Спецстрое России" (далее - Положение о закупках).
28.04.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки от 28.04.2015 дата окончания подачи заявок - 13.05.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 27.05.2015, дата подведения итогов - 27.05.2015.
В соответствии с журналом регистрации заявок на участие в Закупке от 13.05.2015 N 1761 на дату и время завершения процедуры Закупки поступили заявки от следующих участников: ООО "СпецСнабСтрой", ООО "Транспортная экспедиционная компания", ЗАО "ГСП-ТРЕЙД", ООО ГАББРО-ДИАБАЗ ТРЕЙД", ООО "Балтеко", ООО "РусПромСталь-Групп", ООО "Нерудные Компании Урала", ООО "СнабПромРесурс", ООО "НПП ТЕХОЙЛ", ООО "Сервис Нефтепродукт", ООО "Венойл".
Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 29.05.2015 N 1761 (далее - Протокол) участниками Закупки, которые соответствуют квалификационным требованиям и критериям, установленным в Закупочной документации стали: ООО "СпецСнабСтрой", ООО "РусПромСталь-Групп", ООО "Нерудные Компании Урала", ООО "СнабПромРесурс", ООО "НПП ТЕХОЙЛ", ООО "Венойл".
Согласно приложению N 1 к Протоколу N 1761 (таблица формирования экспертных оценок о прохождении процедуры Закупки) заявка Заявителя не соответствует критерию "деловая репутация" Закупочной документации.
Заявитель полагает, что признание его заявки не соответствующей критерию "деловая репутация" неправомерно, так как в Закупочной документации отсутствую сведения, которыми руководствовался Заказчик при оценке заявок участников Закупки.
С вышеизложенным доводом Заявителя Заказчик не согласился и представил письменные возражения.
Согласно возражениям Заказчика, оценка заявок участников проводилась в соответствии с требованиями Закупочной документации. Заказчик указывает на то, что решение о признании заявки Заявителя не соответствующей критерию "деловая репутация" принято в связи с тем, что договорные отношения Заказчика и его контрагентов с Заявителем подтверждают отрицательную деловую репутацию Заявителя.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 7 Информационной карты Закупочной документации оценка участников Закупки осуществляться на основании рассмотрения заявок и документов, которые участник должен предоставить в качестве приложений к квалификационной заявке.
Квалификация, финансовая состоятельность участника определяется методом формирования экспертных оценок членами Закупочной комиссии Заказчика и привлеченными экспертами по критериям наличия у участника:
опыта работы на рынке инертных строительных материалов;
производственных мощностей, карьеров;
технологического оборудования (основные средства, сч.01, сч.001);
иных материально-технических ресурсов; трудовых ресурсов (сведения о среднесписочной численности);
финансовых ресурсов;
дилерских соглашений;
деловой репутации;
автотранспорта, ж/д вагонов (основные средства, сч. 01, сч. 001).
Для анализа финансового состояния участника используются данные, содержащиеся в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках участника.
Вместе с тем, Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит информации относительно методики и порядка рассмотрения и сопоставления заявок по вышеперечисленным критериям.
В Закупочной документации отсутствуют сведения, которые бы позволили определить порядок сопоставления и оценки заявок. При этом, невозможно установить, какую информацию и в каком объеме необходимо представить участникам Закупки, что бы соответствовать критериям, указанным в Закупочной документации.
При таких условиях, решение о соответствии участников Закупки критериям, указанным в Закупочной документации выносится на основании субъективного решения членов Закупочной комиссии.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, значимость тех или иных критериев, их вес при сопоставлении заявок, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
На основании изложенного, Комиссия признает довод жалобы Заявителя об отсутствии в Закупочной документации методики и порядка оценки заявок по критериям, установленным в Закупочной документации обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июня 2015 г. N 1-00-912/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016