Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 22 марта 2011 г. N 32-ФАС22-Р/03-11
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 32-ФАС22-Р/03-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на Интернет сайте www.automobilist.su рекламы курсов подготовки водителей, предлагаемые автошколой "Автомобилист", в которой усматриваются признаки нарушения ч.ч. 3, 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе"),
в присутствие лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
ООО "Автомобилист" (Алтайский край, 656058, г.Барнаул, проезд Северо-Власихинский, 66-2) в лице директора Ш.;
ООО "Динамик Линк" (Алтайский край, 656010, г.Барнаул, пр.Ленина, 195, офис 343) в лице представителя по доверенности Н;
в отсутствие заявителя установила:
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрении находится письменное заявление Д. (вхд. 400 от 24.01.2011 г.), по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе" в рекламе автошколы "Автомобилист", размещенной на Интернет сайте www.automobilist.su.
Реклама содержит следующую информацию: "Наша автошкола проводит обучение по следующим категориям:
"В" - 2-2,5 месяца (50 часов вождения).Стоимость обучения 10 800 рублей.
"В-С" - 2,5-3 месяца (50 + 10 часов вождения). Стоимость обучения 17 800 рублей.
Переподготовка водителей с "В" на "С" - 1 месяц обучения. Стоимость обучения 9 000 рублей (с ГСМ).".
Заявитель указывает, что информация о стоимости обучения, содержащаяся в данной рекламе, является недостоверной, фактически цена обучения выше, чем указано в рекламе.
Согласно смете расходов на подготовку водителей ТС категории "В" ООО "Автомобилист", утвержденной директором Общества, стоимость обучения составляет 10 800 руб., однако, с учетом ГСМ, стоимость обучения водителей на категорию "В" будет составлять 14 000 рублей.
Таким образом, в рекламе отсутствует информация о том, что стоимость обучения - 10 800 рублей, указана без учета ГСМ.
Отсутствие данной информации в рекламе является признаком нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Относительно переподготовки водителей с категории "В" на "С", реклама содержит следующую информацию: "Переподготовка водителей с "В" на "С" - 1 месяц обучения. Стоимость обучения 9 000 рублей (с ГСМ).".
Согласно смете расходов на переподготовку водителей ТС категории с "В" на "С", в указанную стоимость обучения - 9 000 рублей также не входит ГСМ, в связи с чем, рекламная информация о том, что стоимость обучения с ГСМ - 9 000 рублей является недостоверной, в соответствии с п.4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, в соответствии с письменным объяснением директора ООО "Автомобилист" Шлайгер В.И. (вхд. N 1210 от 28.02.2011 г.) Общество не осуществляет подготовку водителей транспортных средств на категорию "В-С", и не имеет соответствующей лицензии на обучение водителей данной категории.
Таким образом, информация, размещенная на Интернет сайте www.automobilist.su об обучении водителей на категорию "В-С" является недостоверной, в соответствии с п.20.ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", а размещение данной информации в рекламе противоречит требованиям ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
На заседании Комиссии представитель ООО "Динамик Линк" пояснил, что Интернет сайт www.automobilist.su разрабатывался для ООО "Автомобилист" сторонней организацией (ООО "Алтайское Бизнес Агентство"). ООО "Динамик Линк" и ООО "Автомобилист" заключили договор о поддержке сайта в 2009 г. Данный договор так и не вступил в силу, никаких работ, равно как и расчетов за выполнение этих работ по данному договору не производилось. В марте 2011 г., в связи с обращением в ООО "Динамик Линк" директора автошколы "Автомобилист", рассматриваемый Интернет сайт поступил в разработку ООО "Динамик Линк". На данный момент сайт находится в доработке.
Директор ООО "Автомобилсит" Ш. поддержал позицию представителя ООО "Динамик Линк".
Комиссия, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация содержит конкретное предложение о предоставлении услуг по подготовке водителей, формирует интерес неопределенного круга лиц к рекламируемым услугам за счет привлекательной для потребителей цены за курсы подготовки водителей, и направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться этими услугами, в связи с чем, полностью подпадает под законодательно закрепленное понятие "реклама".
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются: Автошкола "Автомобилист", а также курсы подготовки водителей, предлагаемые данной автошколой.
2. ООО "Автомобилист" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи N 338329, регистрационный номер 448 от 15.12.2010 г., по следующим образовательным программам, программам профессиональной подготовки:
- водитель автомобиля категории "В";
- водитель автомобиля категории "С";
- водитель автомобиля с категории "В" на "С";
- водитель автомобиля с категории "В" на "Д";
- водитель автомобиля с категории "С" на "Д".
Согласно письменному объяснению директора ООО "Автомобилист" Ш. (вхд. N 1210 от 28.02.2011 г.) Общество не осуществляет подготовку водителей транспортных средств на категорию "В-С".
Таким образом, рекламная информация, размещенная на Интернет сайте www.automobilist.su об обучении водителей на категорию "В-С", является недостоверной.
Целью Федерального закона "О рекламе" является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются ( ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).
В соответствии с п. 20 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, в данном случае о предоставлении ООО "Автомобилист" услуги по подготовке водителей категории "В-С".
3. Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Установлено, что ООО "Автомобилист" не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по подготовке водителей категории "В-С", в связи с чем, размещение рекламы данной услуги противоречит требованиям ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
4. Частью 7 ст. 5 Закона о рекламе установлено - не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что стоимость обучения на категорию "В" - 10 800 рублей, указана без учета ГСМ. Данная информация является существенной для потребителей, так как приобретение ГСМ, необходимого для получения практического обучения, влечет для лица дополнительные расходы - 3 200 рублей.
Отсутствие в рекламе информации о том, что стоимость обучения указана без учета ГСМ противоречит ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
5. Реклама содержит следующую информацию: "Переподготовка водителей с "В" на "С" - 1 месяц обучения. Стоимость обучения 9 000 рублей (с ГСМ).".
Согласно представленной ООО "Автомобилист" смете расходов на переподготовку водителей ТС категории с "В" на "С", в указанную стоимость обучения - 9 000 рублей также не входит ГСМ, в связи с чем, информация о том, что стоимость обучения с ГСМ - 9 000 рублей является недостоверной, в соответствии с п.4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Ответственность за нарушение ч.ч. 3, 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель (ст. 38 Федерального закона "О рекламе"), т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо ( ст. 3 Закона о рекламе)
Ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель (ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламопроизводитель - несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6-7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламодателем указанной информации является ООО "Автомобилист" как продавец товара.
В понимании Федерального закона "О рекламе", товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данное обстоятельство подтверждается п. 1.1 договора N П27 на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта от 01 августа 2009 г. (далее по тексту Договор), заключенного между Обществом и ООО "Динамик Линк", согласно которому Заказчик (ООО "Автомобилист") поручает, а Исполнитель (ООО Динамик Линк") принимает на себя обязательство выполнять работы по техническому обслуживанию и поддержке сайта www.automobilist.su.
Согласно письменному объяснению директора ООО "Автомобилист" Ш. (вхд. N 1210 от 28.02.2011 г.) недостоверность в рекламе допущена рекламным агентством ООО "Динамик Линк".
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Договора, в обязанности ООО "Динамик Линк" входит разработка, установка (снятие) со страниц сайта внутренних рекламных объявлений и баннеров, внесение изменений в текстовое наполнение сайта, грамотное оформление текстовой и графической информации.
Вместе с тем, Исполнитель ежемесячно (ежеквартально) передает результаты выполненных работ по акту приема-передачи, с приложением оправдательных документов (п. 1.2 Договора), в связи с чем, ООО "Автомобилист" имело возможность установить и устранить недостоверность информации, размещенной на Интернет сайте.
Предусмотренные договором акты приема-передачи результатов выполненных работ в антимонопольный орган не представлены.
Исходя из условий и содержания указанного Договора, правовой статус ООО "Динамик Линк" можно определить как рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
Пункт 3.1 Договора предусматривает обязанность Заказчика (ООО "Автомобилист") по требованию Исполнителя предоставлять необходимую информацию для выполнения работы.
В связи с чем, ООО "Динамик Линк" имело возможность проверить размещаемую на сайте информацию.
Согласно общему правилу, установленному ч. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Однако стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Также стороны могут предусмотреть специальные сроки вступления в силу отдельных положений договора.
Согласно п.п. 7.1., 7.3. договора N П27 от 01.08.2009 г. на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта, настоящий договор заключен на срок двенадцать месяцев и вступает в силу с момента подписания обеими сторонами. Настоящий договор считается пролонгированным на один год, если ни одна из сторон не заявит о прекращении его действия за один месяц до окончания срока действия настоящего договора
Договор сторонами подписан, специальные сроки вступления в силу отдельных положений договором не предусмотрены, доказательств расторжения договора не представлено, в связи с чем данный договор вступил в силу, и является действующим.
На основании вышеизложенного, доводы представителя ООО "Динамик Линк" о том, что договор N П27 от 01.08.2009 г. на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта, заключенный между Обществом и ООО "Автомобилист", не вступил в силу, безосновательны.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО "Автомобилист", ООО "Динамик Линк" нарушены требования ч.ч. 3, 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе" при размещении на Интернет сайте www.automobilist.su рекламы курсов подготовки водителей, предлагаемые автошколой "Автомобилист".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу курсов подготовки водителей, предлагаемых автошколой "Автомобилист", размещенную на Интернет сайте www.automobilist.su, ненадлежащей, так как в ней нарушены требования ч.3, ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе"
2. Признать рекламодателя - ООО "Автомобилист" нарушившим требования ч.ч. 3, 7 ст. 5, ч.7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе".
3. Признать рекламопроизводителя, рекламораспространителя ООО "Динамик Линк" нарушившим требования ч.ч. 3, 7 ст. 5, ч.7 ст. 7 Федерального закона "О рекламе".
4. Вынести ООО "Автомобилист" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении ненадлежащей рекламы курсов подготовки водителей.
5. Вынести ООО "Динамик Линк" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы курсов подготовки водителей, предлагаемых автошколой "Автомобилист".
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 марта 2011 г. N 32-ФАС22-Р/03-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016