Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 21 февраля 2014 г. N 61-17К
Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2014 г. г. Воронеж
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии <_> члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 61-17к о нарушении открытым акционерным обществом "Концерн "Созвездие" (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 14, ИНН 3666127502, далее - ОАО "Концерн "Созвездие") части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S (согласно документации об открытом аукционе в электронной форме N 30.1-9/12-119Э) (реестровый номер COM30121300051) (номер извещения 31400805991),
в присутствии представителей:
ответчика - ОАО "Концерн "Созвездие": <_> <_>
заказчика - Открытого акционерного общества "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР": <_>
в отсутствии представителей заявителя - ООО Компания "Пром Арсенал", уведомленных надлежащим образом, установила:
11.02.2014 г. в Воронежское УФАС России поступило заявление от ООО Компания "Пром Арсенал" (далее - Заявитель) на действия ОАО "Концерн "Созвездие" при проведении последним открытого аукциона в электронной форме на поставку многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S (согласно документации об открытом аукционе в электронной форме N 30.1-9/12-119Э) (реестровый номер COM30121300051) (номер извещения 31400805991) (далее - аукцион).
17.02.2014 г. Воронежским УФАС России было возбуждено дело N 61-17к по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "Концерн "Созвездие" в части установления в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа о размере выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2012 г. (без НДС) более 1 миллиарда рублей. При этом необходимо предоставить копию отчета о прибылях и убытках (форма N 2) за 2012 г. с отметкой налогового органа.
По мнению Заявителя, ОАО "Концерн "Созвездие", при проведении аукциона в п. 7 информационной карты документации об аукционе установлены неправомерные требования к претендентам (участникам) аукциона о размере выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2012 г. (без НДС), которая должна составлять более 1 миллиарда рублей. При этом необходимо предоставить копию отчета о прибылях и убытках (форма N 2) за 2012 г., что по мнению Заявителя полностью исключает возможность участия в аукционе субъектов малого предпринимательства, к которым он в свою очередь и относится.
Кроме того, Заявитель указал в своей жалобе, что является официальным дилером производителя многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S, а именно: компании "Yamazaki Mazak", Япония.
Представители ОАО "Концерн "Созвездие" в своих возражениях на заявление Заявителя пояснили следующее:
На основании трехстороннего договора между Минпромторгом России, Росимуществом и ОАО "Концерн "Созвездие", Российская Федерация предоставляет бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала ОАО "Концерн "Созвездие" в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, принадлежащие дочерним (зависимым) акционерным обществам для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
На основании двухстороннего договора между ОАО "Концерн "Созвездие" и его дочерним предприятием Открытым акционерным обществом "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" указанные выше денежные средства предоставляются последнему.
А на основании дополнительного соглашения к указанному договору ОАО "Концерн "Созвездие" является организатором торгов, а Открытое акционерное общество "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" заказчиком.
ОАО "Концерн "Созвездие" указывает в возражениях на заявление, что требование о размере выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2012 г. (без НДС), которая должна составлять более 1 миллиарда рублей является квалификационным требованием к участникам размещения заказа и не нарушает антимонопольного законодательства, так как установлено в силу надежности выбора поставщика для выполнения государственного оборонного заказа, в рамках которого приобретается закупаемое оборудование.
Заказчик - Открытое акционерное общество "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" предоставил в материалы дела письмо от 22.01.2014 г. исходящий номер 933/254, которое было им направлено в адрес ОАО "Концерн "Созвездие". В данном письме Открытое акционерное общество "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" просит отменить требование к участникам размещения заказа о размере выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2012 г. (без НДС), которая должна составлять более 1 миллиарда рублей, поскольку оно является избыточным и ограничивает конкуренцию.
По мнению Заказчика - Открытого акционерного общества "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" добросовестность поставщиков, надежность потенциальных поставщиков, а также защита от недобросовестных поставщиков достигается предоставлением банковской гарантии, отсутствием в перечне недобросовестных поставщиков и количеством успешно реализованных контрактов.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующему выводу.
Определением от 17.02.2014 г. дело назначено к рассмотрению на 19.02.2014 г. на 10 часов 00 минут (мск).
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО "Концерн "Созвездие" опубликовано извещение о проведении аукциона 15.01.2014 г.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 26 280 000 рублей.
Требования, предъявляемые к участникам размещения заказа, установлены разделом I, II открытого аукциона в электронной форме.
Так согласно п.7 раздела I "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме", участники размещения заказа должны соответствовать требованию: "Размер выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2012 г. (без НДС) составляет более 1 миллиарда рублей. Необходимо предоставить копию отчета о прибылях и убытках (форма N2) за 2012 г. с отметкой налогового органа".
Соответственно, участие в торгах могли принять только лица, имеющие выручку за 2012 год в размере более 1 миллиарда рублей.
Частью 1 статьи 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ от 18.07.2011), положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупочной деятельности ОАО "Концерн "Созвездие", утверждено решением Совета директоров ОАО "Концерн "Созвездие", протоколом от 21.02.2013 г. N 8/7. Вступило в действие с 01.03.2013 г., приказ N 954.
Положение о закупочной деятельности Открытого акционерного общества "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР", утверждено решением Совета директоров Открытое акционерное общество "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" (протокол от 04.07.2013 г. N 8/1).
Согласно части 1 статьи 3 223-ФЗ от 18.07.2011, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Вместе с тем, требование к участникам размещения заказа: "Размер выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2012 г. (без НДС) составляет более 1 миллиарда рублей", установленное ОАО "Концерн "Созвездие" значительно превышает размер начальной (максимальной) цены контракта, который составляет 26 280 000 рублей.
Следовательно, в рассматриваемом случае для обеспечения соперничества хозяйствующих субъектов, и соблюдения требований ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, ОАО "Концерн "Созвездие" надлежало обеспечить равные условия доступа к участию в торгах всем, заинтересованным в заключении договора на поставку оборудования лицам, и, впоследствии путем качественной оценки деятельности указанных организаций на рынке оборудования определить победителя соответствующих торгов.
Кроме того, ОАО "Концерн "Созвездие" в возражениях на жалобу указало, что основываясь на положениях пункта 5.2. Положения о закупочной деятельности Заказчика - Открытого акционерного общества "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" дополнительное квалификационное требование к размеру выручки было установлено Заказчиком.
Однако, ОАО "Концерн "Созвездие" проигнорировало указанное выше письмо Заказчика - Открытого акционерного общества "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" и не исключило из документации требования к участникам закупки о размере выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2012 г. (без НДС) составляет более 1 миллиарда рублей".
Документация об аукционе утверждена ОАО "Концерн "Созвездие".
В общих положениях раздела II документации об Аукционе установлено, что аукцион проводится на основании положения о закупочной деятельности ОАО "Концерн "Созвездие", а не Положения о закупочной деятельности Заказчика - Открытого акционерного общества "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР", как указано ОАО "Концерн" Созвездие" и возражениях на жалобу, предоставленных в материалы дела.
При этом, по мнению Воронежского УФАС России, установление такого самостоятельного условия допуска к участию в аукционе, как: "Размер выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2012 г. (без НДС) составляет более 1 миллиарда рублей. Необходимо предоставить копию отчета о прибылях и убытках (форма N2) за 2012 г. с отметкой налогового органа", не предусмотрено действующим законодательством, не свидетельствует о большем профессионализме лица на рынке оборудования, не позволяет оценить возможность поставки участниками размещения заказа товара, равного по объему максимальной цене контракта.
Следует отметить, что перечень запретов, установленный статьей 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим. Кроме того, согласно данной статье запрещаются не только действия, которые приводят к ограничению конкуренции, но и те действия, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Следовательно, при установлении возможности ограничения конкуренции отсутствует необходимость устанавливать конкретных хозяйствующих субъектов, которым предоставляются определенные преимущества. В данном случае необходимо определять хозяйствующих субъектов, которые получат определенные преимущества, путем определения свойств, присущих указанным субъектам.
К таким свойствам может быть отнесено наличие у отдельных хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, значительно превышающих размер максимальной цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Концерн "Созвездие" нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании отдельным хозяйствующим субъектам преимущественного условия участия в открытом аукционе в электронной форме на поставку многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S (согласно документации об открытом аукционе в электронной форме N 30.1-9/12-119Э) (реестровый номер COM30121300051) (номер извещения 31400805991), путем утверждения в документации об аукционе требования к участникам размещения заказа: "Размер выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2012 г. (без НДС) составляет более 1 миллиарда рублей. Необходимо предоставить копию отчета о прибылях и убытках (форма N2) за 2012 г. с отметкой налогового органа" (п.7 раздела I "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме"), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оборудования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения открытым акционерным обществом "Концерн "Созвездие" (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 14, ИНН 3666127502) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании отдельным хозяйствующим субъектам преимущественного условия участия в открытом аукционе в электронной форме на поставку многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S (согласно документации об открытом аукционе в электронной форме N 30.1-9/12-119Э) (реестровый номер COM30121300051) (номер извещения 31400805991) путем утверждения в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа: "Размер выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2012 г. (без НДС) составляет более 1 миллиарда рублей. Необходимо предоставить копию отчета о прибылях и убытках (форма N2) за 2012 г. с отметкой налогового органа" (п.7 раздела I "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме"), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оборудования.
2. Выдать ОАО "Концерн "Созвездие" (394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 14, ИНН 3666127502) предписание об устранении факта нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме на поставку многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S (согласно документации об открытом аукционе в электронной форме N 30.1-9/12-119Э) (реестровый номер COM30121300051) (номер извещения 31400805991).
3. Выдать заказчику - Открытому акционерному обществу "Тамбовский научно-исследовательский институт радиотехники "ЭФИР" предписание об устранении факта нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции допущенного ОАО "Концерн "Созвездие", путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме на поставку многофункционального токарного центра с ЧПУ INTEGREX-100 IV S (согласно документации об открытом аукционе в электронной форме N 30.1-9/12-119Э) (реестровый номер COM30121300051) (номер извещения 31400805991).
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 февраля 2014 г. N 61-17К
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016