Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-53/2015 (опубликовано 22 июня 2015 г.)
Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии,
Членов Комиссии:
в присутствии представителя заявителя - ГБУ "Аварийно-спасательная служба": (_)
в присутствии представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательная служба": (_)
рассмотрев дело N 07-16-53/2015 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательная служба" (460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 27) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в распространении ложных сведений в отношении деятельности ГБУ "Аварийно-спасательная служба", установила:
В адрес Оренбургского УФАС России поступило заявление государственного бюджетного учреждения "Аварийно-спасательная служба" (460045, г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 56) (далее - ГБУ "АСС", заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательная служба" (460027, г.Оренбург, ул.Донгузская, д. 72) (далее по тексту - ООО "АСС", ответчик) по осуществлению недобросовестной конкуренции, выраженной в распространении ложных, искаженных сведениях о деятельности ГБУ "АСС".
Из представленной заявителем информации следует, что ООО "АСС" оказывая однородные услуги с ГБУ "АСС", с целью получения преимуществ, при осуществлении приносящей доход деятельности, распространило в адрес организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты и планирующих заключить договор с аварийно-спасательным формированием (которым является как ООО "АСС", так и ГБУ "АСС") на обслуживание опасных производственных объектов недостоверные сведения о ГБУ "АСС".
Представитель ответчика нарушение не признает, считает, что ГБУ "АСС" не может обслуживать опасно-производственные объекты топливно-энергетического комплекса, так как в установленном порядке не аттестовано по ведомственной принадлежности.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - Постановление N 1091).
Во исполнение Постановления N 1091 в соответствии с Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), утвержденным приказом МЧС России от 20 февраля 2013 года N 102, образована комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Оренбургской области (далее - комиссия) постановлением Правительства Оренбургской области от 22 августа 2013 г. N 716-п (Постановление N 716-п).
ГБУ "АСС" создано постановлением Правительства Оренбургской области и аттестовано территориальной аттестационной комиссией N 409.
Согласно уставу ГБУ "АСС" утвержденному Приказом от 29.092014 N 143 Главным управлением по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, учреждение осуществляет аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях.
Согласно Свидетельству от 03.05.2013 г. регистрационный номер 0-409-128 серия 409 N 000117 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, к видам проводимых аварийно-спасательных работ, в том числе, относятся газоспасательные работы:
газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне чрезвычайной ситуации;
- ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и аварийно химически опасных веществ, в т.ч. на транспортных средствах;
ликвидация (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод) разливов нефти и нефтепродуктов;
ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтепродуктов:
ликвидация (локализация) на море, внутренних акваториях и суше разливов аварийно химически опасных и экологи чески опасных веществ.
ООО "АСС" создано ЗАО "Уралнефтегазпром", ООО "Сервиснефтегаз" и ООО НПФ "Экобиос" 20.01.1999 г. (свидетельство о государственной регистрации от 20.01.1999 N 02504). Аттестовано отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса.
Согласно Свидетельству от 26.12.2014 г. регистрационный номер 16/2-1-155 серия 16/2-1 N 00868 на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, к видам аварийно-спасательных работ, оказываемых ООО "АСС", относятся газоспасательные работы в том числе:
ликвидация (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод) разливов нефти и нефтепродуктов;
ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, ГБУ "АСС" и ООО "АСС" являются хозяйствующими субъектами в смысле п. 5 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закона "О защите конкуренции"), присутствуют на одном товарном рынке а пределах границ Оренбургской области, следовательно, в соответствии с п. 7 ст. 4 того же закона осуществляют конкуренцию.
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлено письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.01.09 N 11-29/151, из которого следует что, ведомственной аттестационной комиссией аттестуются аварийно-спасательные службы (формирования), находящиеся в структуре федеральных органов исполнительной власти РФ. Из чего следует, что ГБУ "АСС", созданное правительством Оренбургской области, подлежит аттестации органами исполнительной власти субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе. При этом каких-либо ограничений по перечню обслуживаемых объектов и территорий законодательством не установлено.
Согласно письму от 30.12.2014 N 18-1-4-4145 МСЧ России в адрес ГБУ "АСС", профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), которым является ГБУ "АСС", могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе, ограничений по перечню обслуживаемых объектов и территорий законодательством не установлено.
Согласно письму от 05.06.2015 N 711-35/05-05 Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области ГБУ "АСС" создана по решению Правительства области, её аттестация входит в полномочия Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 22.08.2013 N 716-п.
Из названного письма следует, что ГБУ "АСС" вправе обслуживать на договорной основе опасные производственные объекты (в том числе топливно-энергетического комплекса) по всем видам аварийно-спасательных работ, на проведение которых она аттестована.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ГБУ "АСС" вправе обслуживать на договорной основе опасные производственные объекты (в том числе топливно-энергетического комплекса) по всем видам аварийно-спасательных работ, на проведение которых она аттестована.
П.1 ч. 1 ст. 14 Закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию путём распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно п. 9 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Как следует из материалов дела, ООО "АСС" направило в адрес ЗАО "Уралнефтегазпром" письмо от 08.12.2014 исх.N 211/14, согласно которому аварийно-спасательные службы (формирования) не прошедшие в установленном порядке аттестацию по ведомственной принадлежности не имеют право обслуживать ОПО.
10 марта 2014 г. в адрес ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва исх.N 44/15 ООО "АСС" направило письмо, содержащее информацию о том, что ГБУ "АСС" не имеет право обслуживать ОПО, так как не прошло в установленном порядке аттестацию по ведомственной принадлежности.
12.12.2014 исх.N 218/14 в адрес ООО "Сервиснефтегаз" ответчиком направлено письмо, согласно которому ГБУ "АСС" не имеет право обслуживать ОПО, так как не прошло в установленном порядке аттестацию по ведомственной принадлежности.
В возражениях на заявление ГБУ "АСС" от 19.05.2015 исх.N 93/15, представленные в материалы дела, ООО "АСС" подтверждает факт направления вышеуказанных писем в ЗАО "Уралнефтегазпром", ООО "Сервиснефтегаз" о деятельности ГБУ "АСС".
ООО "АСС" направив в адрес ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва письмо от 10 марта 2014 г. исх.N 44/15, в адрес ООО "Сервиснефтегаз" от 12.12.2014 исх.N 218/14, в адрес ЗАО "Уралнефтегазпром" от 08.12.2014 исх.N 211/14 (далее - письма), совершило действия, признаваемые Федеральным законом "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией, поскольку распространило сведения, противоречащие законодательству Российской Федерации, то есть ложные, искаженные сведения о деятельности ГБУ "АСС" об отсутствии права на обслуживание опасных производственных объектов в связи с не прохождением аттестации по ведомственной принадлежности, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту - конкуренту (ГБУ "АСС") либо нанести ущерб его деловой репутации.
В результате действий ООО "АСС" поставлена под сомнение репутация организации, имеющей свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях и имеющей право обслуживать опасные производственные объекты по всем видам аварийно-спасательных работ, на проведение которых она аттестована.
Направление ответчиком вышеназванных писем могло послужить основанием возникновения препятствий для заключения Заявителем договоров на обслуживание опасных производственных объектов и тем самым понести убытки хозяйствующему субъекту.
На основании изложенного в действиях ООО "АСС" содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженное в недобросовестной конкуренции, осуществляемой путем направления писем от 10 марта 2014 г. в адрес ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва исх.N 44/15; от 12.12.2014 исх.N 218/14 в адрес ООО "Сервиснефтегаз"; от 08.12.2014 исх.N 211/14 в адрес ЗАО "Уралнефтегазпром" содержащих ложные, искаженные сведения о деятельности ГБУ "АСС" об отсутствии права на обслуживание опасных производственных объектов в связи с не прохождением аттестации по ведомственной принадлежности.
Руководствуясь ст. 23, главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательная служба" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства для чего: отозвать письма: направленное в адрес ЗАО "Уралнефтегазпром" от 08.12.2014 исх.N 211/14; направленное в адрес ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва от 10 марта 2014 г. исх.N 44/15; направленное в адрес ООО "Сервиснефтегаз" от 12.12.2014 исх.N 218/14.
3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 07-16-53/2015
16.06.2015 г. Оренбург
Комиссия УФАС России по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии -
Членов Комиссии:
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 16.06.2015 г. по делу N 07-16-53/2015 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательная служба" (460027, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 27) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в распространении ложных сведений о деятельности ГБУ "Аварийно-спасательная служба", предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательная служба" прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженные в распространении ложных сведений о деятельности ГБУ "Аварийно-спасательная служба" для чего в срок до 05.07.2015:
1. Отозвать письма: от 08.12.2014 исх.N 211/14 в адрес ЗАО "Уралнефтегазпром"; от 10 марта 2014 г. в адрес ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва исх.N 44/15 ООО "АСС"; от 12.12.2014 исх.N 218/14 в адрес ООО "Сервиснефтегаз".
2. Об исполнении данного предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в течение пяти дней со дня его исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-53/2015 (опубликовано 22 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016