Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 28 мая 2015 г. N ИП-04/8233
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
в отсутствие заявителя - Золиной Ю.Н., в отсутствие муниципального заказчика - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", в присутствии представителя уполномоченного органа - Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ - Файзрахмановой Ф.Ш., рассмотрев жалобу Золиной Ю.Н. на действия муниципального заказчика - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", уполномоченного органа - Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ, при проведении электронного аукциона на предмет: "закупка круп для пришкольных лагерей" (идентификационный номер извещения N 0111300001315000096), установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300001315000096 на предмет: "закупка круп для пришкольных лагерей" опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 25.05.2015 г.
Муниципальный заказчик - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан".
Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 72 096,62 руб.
По мнению заявителя, в извещении и документации содержатся признаки нарушения действующего законодательства.
Уполномоченным органом были представлены пояснения по существу рассматриваемой жалобы.
Изучив материалы, Комиссия установила следующее.
В части довода заявителя об установлении муниципальным заказчиком, уполномоченным органом в документации требований, непредусмотренных действующим законодательством, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Разделом 1.4 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя".
Вместе с тем, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 31 декабря 2014 года, Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о содержании в составе первой части заявки наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
На основании изложенного, в настоящее время Законом о контрактной системе предусмотрено требование о предоставлении в составе первой части заявки наименования только страны происхождения товара.
Следовательно, учитывая, что данные требования не предусмотрены частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, они являются излишними и нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, муниципальным заказчиком - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", уполномоченным органом - Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ нарушено требование части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя об установлении муниципальным заказчиком, уполномоченным органом в документации требований, непредусмотренных действующим законодательством является обоснованным.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы уполномоченным органом, муниципальным заказчиком в указанной части были внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
В части довода заявителя о неустановлении муниципальным заказчиком, уполномоченным органом в извещении требований, предусмотренных действующим законодательством, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 9 раздела 1.5 аукционной документации N 0111300001315000096, установлены требования к участникам закупки в части отсутствия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении данного электронного аукциона N0111300001315000096, указанные требования не содержит.
Таким образом, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком нарушено требование пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя о неустановлении муниципальным заказчиком, уполномоченным органом в извещении требований, предусмотренных действующим законодательством, является обоснованным.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы уполномоченным органом, муниципальным заказчиком в указанной части были внесены изменения в извещение об электронном аукционе.
В части довода заявителя о неустановлении уполномоченным органом, муниципальным заказчиком в извещении ограничений для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению, опубликованному на официальном сайте от 06.04.2015 г. в извещении были установлены преимущества, предоставляемые для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В нарушение норм действующего законодательства уполномоченным органом, муниципальным заказчиком не установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), что является нарушением части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя о неустановлении в извещении ограничений для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте государственного контракта, согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 (далее - Правила), за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0111300001315000096, установлена в размере 72 096,62 рублей.
Вместе с тем, в проекте контракта (раздел 8 "Ответственность сторон") установлен размер штрафа в отношении заказчика, и поставщика в размере 0,5%, что не соответствует требованиям частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Таким образом, уполномоченным органом нарушены требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 6-8 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В проекте муниципального контракта по вышеуказанной закупке не установлен срок оплаты поставляемого товара.
Кроме того, необходимо учитывать, что для участников закупки срок оплаты является существенным условием контракта.
Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
Следовательно, проект договора не содержит в себе конкретный порядок оплаты товара Исполнителю, что является нарушением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу <_> на действия муниципального заказчика - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", уполномоченного органа - Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, при проведении электронного аукциона на предмет: "закупка круп для пришкольных лагерей" (идентификационный номер извещения N 0111300001315000096), обоснованной.
Признать муниципального заказчика - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", уполномоченный орган - Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, нарушившими требования части 6 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63, части 4 статьи 42, части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать муниципальному заказчику - МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан", уполномоченному органу - Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 мая 2015 г. N ИП-04/8233
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016